Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Тулупова Мария Ивановна

Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)»

      Способность общаться - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми.

        При социализации ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития трудно разрешимыми проблемами являются недостаточное развитие навыков межлич­ностного общения в среде окружающих, отсутствие средств общения, непонимание жизненных ситуаций, ведут к тому, что у детей с нарушением познавательной деятельности возникают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому встает необходимость осуществления учителем-логопедом направленной коррекционно-развивающей помощи воспитанникам.

Цель работы по формированию коммуникативных способностей: создать оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала воспитанника с ОВЗ в коррекции недостатков вербального, невербального общения (формирования коммуникативных способностей) с окружающими взрослым и сверстниками, в усилении речевой активности, самостоятельности.

Задачи:

·              расширение сферы представлений о ближнем и дальнем окружении, развитие познавательной и речевой  активности, любознательности,  стремления к самостоятельному поиску и  размышлению;

·              коррекция недостатков речевого развития (всех компонентов речи);

·                                      формирование коммуникативных способностей по выбранным критериям:

- формирование способности воспринимать  и понимать речь окружающих;

-формирование способности реагировать на речь окружающих;

-формирование способности  соблюдать очередность в разговоре;

-совершенствование способности при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных;

-формирование способности выражать свои желания - сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;

-формирование способности завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; (Л.М.Шипицына)

·              социальная адаптация воспитанников с ЗПР;

·              подготовка к школьному обучению и интеграция детей в общество окружающих сверстников и взрослых,

·                                                 взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения;

В направлении формирования коммуникативных способностей личности можно использовать:

- рекомендации Л.С.Марковой, Н.Ю.Боряковой, Л.С.Сековец, С.Я.Забрамной, Н.Д.Коненковой, А.В.Цвынтарного и др.;

-технологии: Н.С. Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой «Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии», Л.М. Шипицыной, О.В.Защиринской «Азбука общения»;

-методики: Т.В.Пятницы, Т.В.Башинсткой «Система коррекционного воздействия при моторной алалии», Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой «Учимся говорить», Т.Н. Тищенко «Учим говорить особого ребенка»,  Л.Б.Баряевой, Е.Т.Логиновой, Л.В.Лопатиной. «Работа с пикограммами» и др.

Система игровых упражнений на формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста состоит из 4 блоков:

1.Развиваем умение сотрудничать

2.Развиваем умение активно слушать

3.Развиваем умение высказываться (самостоятельная речь детей)

4.Развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

Развиваем умение сотрудничать

1.Формируем умение слышать, понимать и подчиняться правилам игры

Игровое упражнение «Травинка»

Цель: научить выражать свои эмоции невербальными способами. Совершенствовать уровень понимания речевых инструкций и действий в соответствии с ней. Выбирается из детей –«наблюдатель», остальные дети – «травинки».

Задания к упражнению: поднимите руки вверх через стороны; потянитесь, как травинка тянется к солнышку; глазками нарисуем солнышко; покачайтесь как травинка на ветру из стороны в стороны; покажите движениями: ветер усиливается все сильнее и сильнее, затем ветер стихает и  травинки замирают.

2.Формируем умение контролировать движения и работать по инструкции

упражнение «Горячо-холодно»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным инструкциям, потом по плану-схеме.

Педагог прячет условный предмет – игрушку, а затем с помощью направляющих команд ведет игрока к цели.

3.Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности

Игровое упражнение «Связующая нить»

Цель: научить детей соблюдать права каждого на индивидуальность.

Дети сидят в кругу и передают клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они ходят пожелать себе и друг другу. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, и представляют что они составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом мире.

Развиваем умение активно слушать

1.Формируем умение общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других, выражать свои чувства

Цель: развивать слуховое восприятие, учить задавать открытые и закрытые вопросы.

Пантомимические этюды

Детям предлагается изобразить животных…

Игра без слов.

Два варианта проведения:

- «Попробуй изобрази» Дети разбиваются по парам и выполняют следующие задания: приветствие, радость при встрече, знакомство..

- «Изобрази с помощью мимики» радость, грусть, печаль…

2.Развиваем слуховое восприятие

 игра «Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его другому игроку ( шепотом), тот по цепочке следующему и тд.

3.Формируем умение  задавать открытые и закрытые вопросы

игра «Почему и потому»

Из группы детей выбирается «Почему»- он задает вопрос, «Потому»- отвечает на него.

4.Формируем умение перефразировать сказанное, сохранив главный смысл

 игровое задание «Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный)»

5.Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

игровое упражнение «Кем (чем) был,  будет?»

Детям предлагается подобрать пары картинок, отражающих прошлое –будущее объекта(семечко-подсолнух)

6.Формируем умение использовать прием активного слушания- развитие мыслей собеседника

Игровое упражнение «Пропущенные слова»

Педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…»

Развиваем умение высказываться

игровое упражнение «Ролевые диалоги»

Детям предлагается выбрать одну из набора карточек с изображением различных сказочных персонажей. В соответствии с карточкой ребенок выступает в дальнейшем от имени определенного лица.

Развиваем умение правильно перерабатывать информацию

игровое упражнение «Магазин игрушек»

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки»

 «Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»

После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.

Список литературы

1.Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.- СПб.- ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005-192с.

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда. Екатеринбург: из-во ЛИ-ТУР, 2003.-230с.

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. С. 30-33, 54.

4.Тищенко Т.Н. Учим говорить особого ребенка.-М.-102с

5.ШипищынаЛ.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми сверстниками. -СПБ.:Детство-пресс,2010.-520с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)»

      Способность общаться - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми.

        При социализации ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития трудно разрешимыми проблемами являются недостаточное развитие навыков межличностного общения в среде окружающих, отсутствие средств общения, непонимание жизненных ситуаций, ведут к тому, что у детей с нарушением познавательной деятельности возникают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому встает необходимость осуществления учителем-логопедом направленной коррекционно-развивающей помощи воспитанникам.

Цель работы по формированию коммуникативных способностей: создать оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала воспитанника с ОВЗ в коррекции недостатков вербального, невербального общения (формирования коммуникативных способностей) с окружающими взрослым и сверстниками, в усилении речевой активности, самостоятельности.

Задачи:

  • расширение сферы представлений о ближнем и дальнем окружении, развитие познавательной и речевой  активности, любознательности,  стремления к самостоятельному поиску и  размышлению;
  • коррекция недостатков речевого развития (всех компонентов речи);
  • формирование коммуникативных способностей по выбранным критериям:

- формирование способности воспринимать  и понимать речь окружающих;

-формирование способности реагировать на речь окружающих;

-формирование способности  соблюдать очередность в разговоре;

-совершенствование способности при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных;

-формирование способности выражать свои желания - сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;

-формирование способности завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; (Л.М.Шипицына)

  • социальная адаптация воспитанников с ЗПР;
  • подготовка к школьному обучению и интеграция детей в общество окружающих сверстников и взрослых,
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения;

В направлении формирования коммуникативных способностей личности можно использовать:

- рекомендации Л.С.Марковой, Н.Ю.Боряковой, Л.С.Сековец, С.Я.Забрамной, Н.Д.Коненковой, А.В.Цвынтарного и др.;

-технологии: Н.С. Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой «Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии», Л.М. Шипицыной, О.В.Защиринской «Азбука общения»;

-методики: Т.В.Пятницы, Т.В.Башинсткой «Система коррекционного воздействия при моторной алалии», Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой «Учимся говорить», Т.Н. Тищенко «Учим говорить особого ребенка»,  Л.Б.Баряевой, Е.Т.Логиновой, Л.В.Лопатиной. «Работа с пикограммами» и др. 

Система игровых упражнений на формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста состоит из 4 блоков:

1.Развиваем умение сотрудничать

2.Развиваем умение активно слушать

3.Развиваем умение высказываться (самостоятельная речь детей)

4.Развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

Развиваем умение сотрудничать

1.Формируем умение слышать, понимать и подчиняться правилам игры

Игровое упражнение «Травинка»

Цель: научить выражать свои эмоции невербальными способами. Совершенствовать уровень понимания речевых инструкций и действий в соответствии с ней. Выбирается из детей –«наблюдатель», остальные дети – «травинки».

Задания к упражнению: поднимите руки вверх через стороны; потянитесь, как травинка тянется к солнышку; глазками нарисуем солнышко; покачайтесь как травинка на ветру из стороны в стороны; покажите движениями: ветер усиливается все сильнее и сильнее, затем ветер стихает и  травинки замирают.

2.Формируем умение контролировать движения и работать по инструкции

упражнение «Горячо-холодно»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным инструкциям, потом по плану-схеме.

Педагог прячет условный предмет – игрушку, а затем с помощью направляющих команд ведет игрока к цели.

3.Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности

Игровое упражнение «Связующая нить»

Цель: научить детей соблюдать права каждого на индивидуальность.

Дети сидят в кругу и передают клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они ходят пожелать себе и друг другу. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, и представляют что они составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом мире.

Развиваем умение активно слушать

1.Формируем умение общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других, выражать свои чувства

Цель: развивать слуховое восприятие, учить задавать открытые и закрытые вопросы.

Пантомимические этюды

Детям предлагается изобразить животных…

Игра без слов.

Два варианта проведения:

- «Попробуй изобрази» Дети разбиваются по парам и выполняют следующие задания: приветствие, радость при встрече, знакомство..

- «Изобрази с помощью мимики» радость, грусть, печаль…

2.Развиваем слуховое восприятие

 игра «Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его другому игроку ( шепотом), тот по цепочке следующему и тд.

3.Формируем умение  задавать открытые и закрытые вопросы

игра «Почему и потому»

Из группы детей выбирается «Почему»- он задает вопрос, «Потому»- отвечает на него.

4.Формируем умение перефразировать сказанное, сохранив главный смысл

 игровое задание «Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный)»

5.Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

игровое упражнение «Кем (чем) был,  будет?»

Детям предлагается подобрать пары картинок, отражающих прошлое –будущее объекта(семечко-подсолнух)

6.Формируем умение использовать прием активного слушания- развитие мыслей собеседника

Игровое упражнение «Пропущенные слова»

Педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…»

Развиваем умение высказываться

игровое упражнение «Ролевые диалоги»

Детям предлагается выбрать одну из набора карточек с изображением различных сказочных персонажей. В соответствии с карточкой ребенок выступает в дальнейшем от имени определенного лица.

Развиваем умение правильно перерабатывать информацию

игровое упражнение «Магазин игрушек»

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки»

 «Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»

После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.

Список литературы

1.Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.- СПб.- ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005-192с.

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда. Екатеринбург: из-во ЛИ-ТУР, 2003.-230с.

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. С. 30-33, 54.

4.Тищенко Т.Н. Учим говорить особого ребенка.-М.-102с

5.ШипищынаЛ.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми сверстниками. -СПБ.:Детство-пресс,2010.-520с.

Учитель-логопед Тулупова М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад  на тему: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Цель данной статьи состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации....

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Проблема коммуникативных качеств дошкольников находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытыв...

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "

Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...