Формирование выразительности речи у дошкольников
материал по развитию речи на тему

Глушаченко Анна Викторовна

Формирование выразительности речи у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_19.04.17.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Глушаченко Анна Викторовна 19.04.2017

Формирование выразительности речи

у дошкольников

Речь человека бурно, активно развивается до 7 лет, а к 11 годам при благоприятных условиях формируется стабильный речевой механизм. Главное то, что этот механизм уже нельзя будет в корне переделать – сломать и создать новый, – его можно будет только обогащать и совершенствовать. Таким образом, правильность речи, ее чистота и выразительность, культура выражений полностью зависят от среды, в которой воспитывается ребенок: ведь речевая функция формируется на слух, она вбирает в себя речевые потоки такими, какими их слышит ребенок. Нетрудно сделать вывод о решающей роли этапа дошкольного воспитания в формировании речи человека.

Большое внимание в построении работы над этой проблемой мы уделяем своё внимание интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

- темпу (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритму (чередование ударных слогов);

- тембру (эмоциональная окраска голоса);

- логическому ударению (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).

Что же такое выразительность речи? Выразительное чтение такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись и балет. Понимать. Чувствовать. Воссоздавать. Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе. Это одно из средств, благодаря которому мы вызываем у детей чувство сопереживания, помогаем лучше понять и ощутить автора.

Живая речь образованного человека предполагает наличие дикционной чёткости, грамотности, логической ясности, эмоцианально-образной выразительности.

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи. Очень важно вызвать у ребёнка сопереживание и понимание чувств автора. Тогда у него обязательно возникнет свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.

Игра 1. «Назови эмоцию»

Детям  показывается картинка с изображением той или иной эмоции, нужно назвать эмоцию и изобразить её.

Игра 2. “Произнеси по-разному”

 

В этой игре отрабатываются как произношение звуков, так и интонационные модели. Она будет полезна детям 5 – 7 лет. 

Повторить фразу «Мне не купили игрушку» с разной интонацией.

Интонационные модели:

1. Удивление.                                       5. Радость.

2. Обида.                                               6. Любопытство.

3.  Страх.                                               7. Ужас.

4. Гнев.                                                  

Игра 3. “Передай свои чувства слушателю”

 

Можно читать стихи, вызывая определенные чувства у слушателей, например: прочитать так, чтобы напугать, рассмешить, заставить волноваться и т.д. Эти игры доступны старшим дошкольникам (6 – 7 лет).

Например, воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение (предварительно выученное наизусть) Владимира Орлова “Паучок” сначала так, чтобы у слушателей вызвать страх, а потом так, чтобы они улыбнулись.

 

“Паучок”

Паучок приехал

На базар:

Мухам паучок привез товар.

 

Он его развесил на осинке:

– Кто желает

Свежей паутинки?

(В. Орлов)

 

«Ноги дождя»

Быстрые, быстрые

Ноги у дождя.

Через горы прыгают,

Через реки прыгают,

По полю бегут.

Длинные, длинные

Ноги у дождя.

Цапли им завидуют:

«Что за ноги длинные!

От неба до земли».

Лёгкие, лёгкие

Ноги у дождя.

Лёгкие, звонкие.

Топ-топ-топ по зонтику,

По крыше топ-топ-топ.

Робкие, робкие

Ноги у дождя.

Только солнце выглянет,

Только небо вызвездит,

Сразу убегут.

(японский поэт Кавадзи Рюке)

 «Удивительная кошка»

Несчастная кошка порезала лапу -

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

 «Нос, умойся!»

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка,

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!

(Э. Мошковская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании выразительности речи у дошкольников

О формировании выразительности речи у дошкольников...

«Средства формирования выразительной речи у дошкольников»

Материал о том, как правильно формировать у дошкольников речевое дыхание, логическое ударение, паузу, мелодию, темп, тембр....

Способы и методы формирования выразительности речи у дошкольников

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат....

Консультация для педагогов на тему: «Формирование выразительной речи у дошкольников».

Консультация для педагогов на тему: «Формирование выразительной речи у дошкольников»....

консультация для педагогов Формирование выразительности речи у дошкольников

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...

Формирование выразительности речи у дошкольников

   Качество дикции обеспечивается точностья и синхронностью работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Важно формировать у дошкольников эмоциональный словарь, слова...