«Средства формирования выразительной речи у дошкольников»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лунина Татьяна Константиновна

Материал о том, как правильно формировать у дошкольников речевое дыхание, логическое ударение, паузу, мелодию, темп, тембр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sredstva_vyrazitelnosti_rechi.docx198.06 КБ

Предварительный просмотр:

Средства выразительности речи.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах —  красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации  унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит, и к тем, для кого он говорит;

Что такое интонация?

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи.

Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

Речевое дыхание

Логическое ударение

Пауза

Мелодия

Темп

Изменения громкости голоса.

Тембр.

Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию у детей умения регулировать и правильно пользоваться дыханием начинается с первой младшей группы и осуществляется в определенной последовательности:

обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному, с достаточной силой выдоху;

обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится при уточнении артикуляции звуков);

формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном вдохе фраз разной протяженности, содержащей от двух до пяти слов).

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Упражнения, дидактические игры проводятся воспитателем частично на речевой гимнастике (сразу же после утренней), но в основном на занятиях по развитию речи.

Речевое дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для этого использую дыхательную гимнастику и различные игровые упражнения

1.Сдуй лист  бумаги с места или «Футбол»

2. Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник»

3. Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох

4. Проговаривание части фразы после вдоха на одном выдохе

например: Ах, как пахнут цветы в саду.

5. «Покачай игрушку»

Выразительность речи зависит от умения владеть своим голосом и его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибкий, звонкий и достаточно громкий. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым правильно руководит говорящий.

 Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить:

громко – тихо,

Игра «Чудо-лесенка».

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,

Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи...

А—подъ-ем—все— вы-ше,  кру-че...

 Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом  нам  помогут индивидуально направленные приемы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), Лучший прием — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом — сопровождение речи движениями.

 Например, ребенок читает знакомое стихотворение от лица мишки, который медленно, вперевалку, шагает по столу, и эти движения помогают рассказчику соразмерить темп речи. Малышу, который привык говорить торопливо, можно предложить прочитать какое-либо стихотворение, содержание которого связано с действиями, например потешку «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса...» (чтение сопровождается поглаживанием куклы по головке).

 Со старшими детьми организуют хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в знакомой скороговорке. Для всех групп прекрасным средством воспитания темпа речи является пение.

. нарушения темпа речи  чаще всего бывают вызваны несовершенством дыхания, неумением сразу же подобрать необходимое слово. Подражая выразительному чтению воспитателя, дети учатся чувствовать, различать ритмы художественных произведений: плавный ритм сказки, энергичный ритм марша и др.

Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят: «Тише, мыши, тише, мыши...»

Можно предложить детям дидактическую игру «Как позвали мишку» (с одной демонстрационной игрушкой, а затем с различными мелкими игрушками). Ведущий (сначала сам воспитатель) неоднократно обращается к мишке, спрятанному за ширмой, с простой фразой: «Мишка, покажись», последовательно меняя голос. В зависимости от того, как произнесена эта фраза, мишка выполняет разные действия: если тихо — он ложится, спит; если громко — пляшет; медленно — бредет вперевалку; быстро — скачет. Затем роль ведущего выполняют дети (по одному или все вместе — хором).

 Игра развивает слуховое внимание, тренирует силу голоса. У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детенышей, дети произносят звукоподражания с различной высотой голоса.

Для выработки интонационной выразительности речи можно использовать следующие упражнения:

1.Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой

так, чтоб было понятно, что:

-с куклой  играет девочка, а не мальчик.

Девочка играет в саду с куклой.

-она не просто унесла ее туда, а играет.

Девочка играет в саду с куклой.

- она играет не в парке, в лесу, а в саду.

Девочка играет в саду с куклой.

- играет не с мишкой, а с куклой.

Девочка играет в саду с куклой.

Шуба висела на вешалке.

2. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце греет, а месяц только светит.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

3.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Как посеешь, так и пожнешь.

Без дела жить - только небо коптить.

4. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).

6. Диалогические скороговорки.

- Расскажи мне про покупки!

- Про какие про покупки!

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

Почему у одних людей голос приятный, а у других нет?  Чаще всего причины следующие:

- напряжения, не дающие голосу звучать свободно, обедняющие тембр, лишающие его как низких сочных красок, так и высоких звонких.

- в голосе отражаются привычки и особенности характера, которые могут делать голос неприятным.

По голосу можно судить о характере человека, уровне его здоровья, о его настроении. По голосу можно понять, стоит иметь дело с этим человеком или лучше держаться от него подальше. В голосе слышен уровень развития человека. По голосу можно понять истинные намерения собеседника.

Специалисты говорят, что можно "говорить ртом", "говорить горлом", "говорить грудью" и даже "говорить животом". О чем идет речь?

 - Речь идет о вовлечении тела в процесс звучания. От природы у человека звучит (резонирует) все тело, от макушки до пяток (так происходит у младенцев). Но вследствие внутренних напряжений (зажимов) – вибрации от голоса перестают проходить сквозь всё тело и остаются только на уровне горла ("говорить горлом"). Это очень обедняет тембр. "Говорить грудью" - это значит наполнять вибрациями от голоса грудь; "говорить животом" - наполнять вибрациями живот.

  Если в голосе преобладают низкие частоты – он будет звучать грубо. Если в голосе преобладают высокие частоты – он будет звучать пискляво. Если в голосе преобладают средние частоты – он вообще не будет восприниматься на слух.

У большинства людей в голосе не хватает (вследствие зажимов) именно низких глубоких красок для полнозвучной палитры. Каждому человеку есть смысл настроить природный гармоничный баланс звучания своего голоса.

На тембр и красоту голоса влияют не только голосовые связки и дыхание - но и осанка, степень усталости и скорость речи (чем она медленнее, тем голос ниже, богаче). Осанка сильно влияет на голос. Хорошая осанка – залог хорошего дыхания. А хорошее дыхание – залог хорошего голоса.

Гнусавость – это чрезмерное пропускание воздушной струи через носовую полость. Чрезмерный носовой призвук появляется у тех людей, у которых по тем или иным причинам приток воздуха в носовую полость более свободен, чем выход через ноздри. Вспомните, как вы говорите при насморке, когда нос у вас забит.

Итак, тембр играет очень важную роль в общей окраске произносимых тем или иным способом звуков. Но не менее важно, что окраска голоса помогает варьировать выражаемые мысли и чувства Известный русский педагог А. Макаренко по поводу воздействия на ученика  при помощи интонации писал так: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановках... голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». А английский писатель Бернард  Шоу подчеркивал: «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», и только один способ их написать».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

комбинированного вида г.Валуйки Белгородская область.

Семинар-практикум.

Тема: «Средства формирования выразительной речи у дошкольников»

/старшая логопедическая группа/

Выполнил воспитатель логопедической группы

Лунина Т.К.

I категория

Валуйки, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность- как средство формирования выразительности речи у детей с нарушениями развития.

Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка....

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Консультация по самообразованию "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Консультация для родителей " Использование загадок как средство формирования выразительной речи"...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...