Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Баширова Дарья Валерьевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» г.Алейска, Алтайского края

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР

«Незнайка в школу собирался»

                                                      Разработала: учитель-дефектолог, логопед

                                                                               Дарья Валерьевна Баширова

г.Алейск, 2017

Коррекционно - образовательные задачи:

- Закрепить знания изученных правил на занятиях по обучению грамоте, умения их применять.

-  Совершенствовать навыки чтения и письма.

- Упражнять в отгадывании загадок.

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

- Упражнять в умении различать и использовать в речи понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст».

- Упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять слова из набора букв, характеризовать звуки.

- Закреплять умение составлять предложения используя схемы.

- Закреплять умение употребления предлогов, использовать понятие «маленькое слово».

- Активизировать знания по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности»

Коррекционно - развивающие задачи:

- Развивать связную речь.

- Развивать умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью.

- Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память, мышление.

- Развивать внимание, воображение, мышление, учебные навыки.

- Совершенствовать развитие общей, мелкой моторики, дыхания.

Коррекционно-воспитательные задачи

- Формировать познавательный интерес к обучению грамоте, умение работать в коллективе сверстников.

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое).

- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Зарядку с утра делали? А про ротик наш забыли. Давайте сделаем гимнастику для языка. Возьмите зеркала.

ЗАБОРЧИК

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

ХОБОТОК

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

КАЧЕЛИ

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

МЕСИМ ТЕСТО, ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

БЛИНЧИК

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

ЧАШЕЧКА

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

ЛОШАДКА

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

ГРИБОК

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

ФОКУС

Подуть на ватку, которая укладывается на кончик носа.

  1. Основная часть.
  1. Работа с буквами.

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок на столе. Посмотрим, что это за комочки. Возьмите каждый по комочку и разверните (смятый листок бумаги с недописанными буквами). Что там? Правильно буквы, только они не закончены. Возьмите ручки и допишите один элемент так, чтобы получилась буква.

Логопед: Кто же оставил нам эти буквы? Правильно, Незнайка. Он оставил нам конверт, в нем письмо. Прочитаю.

Дорогие друзья, простите меня за беспорядок. Я готовлюсь пойти в школу, учился писать буквы, но у меня ничего не вышло. Мне сказали, что в этом деле поможет волшебная книга. А как называется, конечно же, я не знаю. Отправляю вам задания с буквами подсказками, которые без вас не разгадаю.

Логопед: Поможем Незнайке?

Задание № 1. «Звуковая схема» БУКВА Б.

- Ребята в новом задании вам нужно выложить звуковую схему слова ШКОЛА.

Задание № 2 «Цепочка слов» БУКВЫ З

         Для того, чтобы получить следующую букву, мы должны выполнить следующее задание - выложить цепочку из слов. А начинается цепочка со слова ЦЫПЛЕНОК. Следующим предметом цепочки будет слово, которое начинается с того звука, которым заканчивается слово ЦЫПЛЕНОК.    

ЦЫПЛЕНОК – КАРАНДАШ – ШАРФ – ФОТОАППАРАТ – ТАРЕЛКА – АВТОБУС – СЛОН – НОСОК.

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Задание № 3. «Найди букву»  БУКВА А.

У каждого из вас на столе есть листочек с буквами. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её карандашом. Красным, если имя начинается с гласного звука (гласный звук можно пропеть, потому что во рту не образуются преграды, когда мы его произносим), синим, если с согласного твердого звука (согласный звук пропеть нельзя, когда мы его произносим, то во рту образуются преграды), и зеленым карандашом, если согласный звук мягкий.  

Молодцы! Первая буква у нас в руках.

Задание № 4. «Что положим в портфель» БУКВА У.

          На доске крепятся четыре портфеля с нумерацией 1-4 и картинки с изображением школьных принадлежностей. Дети должны отгадать загадку и определить количество слогов в каждом слове-отгадке и положить картинку в соответствующий портфель.

1.Я предмет для школы важный.

Чтобы сделать куб бумажный,

Самолет, картонный дом,

Аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я — липучий, вязкий… Клей

2. Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится... Ластик

3. Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот, —

Просто постарались... Краски

4. Цифры, чёрточки на мне,

И бока прямые,

Помогу вам избежать,

Линии кривые!             Линейка

5. Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки.  Ручка

6. Возле речки,

На лугу,

Взяли радугу-дугу.

Разогнули,

Распрямили

И в коробку положили. Карандаши.

7. Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Космос на одной странице,

На другой странице - дом,

На последней - хвост жар-птицы.

А все вместе я - ...   Альбом

8. Я слеплю кого угодно:                                                                                                                                

Волка, куклу в платье модном.                                                                                                                    

На уроке мы творим.                                                                                                                                

Очень нужен…                                                                                                                            

(пластилин)

9. Не куст, а с листочками, 
Не рубашка, а сшита, 
Не человек, а рассказывает. Книга

Физкультминутка «Буквы».

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О. (Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У. (Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А. (Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья. (Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться,

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

Задание № 5. «Составь слово». БУКВА К

«Перед вами карточки. Каждый выбирает себе одну. Под картинкой вы должны выложить слово из букв, которые перепутались. Прочитайте слова, которые у вас получились. Сколько слогов в ваших словах.

Задание № 6. Оно называется «Выложи схему предложения». БУКВА А

- Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложения, а вы выкладывать его схему. Напомните мне, с какой буквы мы начинаем писать предложение? Что ставим в конце предложения? Что такое «маленькое слово»?

1. Наступила весна.

2. Саша выполняет домашнее задание.

3. Мы собираем портфель в школу

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три, два).

3. Итог

Ребята, мы успешно справились со всеми заданиями? Помогли собраться Незнайке в школу? Пришло время прочитать название книги, которая поможет ему научиться писать буквы. АЗБУКА. Незнайка вам дарит свои раскраски в знак благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....