Краткосрочный проект в средней группе "Здравствуй сказка"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Соколова Ирина Валентиновна

Развитее интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект здравствуй сказка447 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Краткосрочный проект

Тема: «Здравствуй сказка»

                                                   Средняя группа

                                                                                                               

                                                                                             

                                                                                               

Цель проекта: развитее интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

Задачи проекта:

  1.  Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы (в данном случае к устному народному творчеству – сказкам);
  2. Развивать  элементы  детского творчества в продуктивной деятельности;
  3. Воспитывать навыки  аккуратного обращения с книгой.

Ожидаемый результат: ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Материал: иллюстрации к сказкам, материал для художественного творчества, атрибуты игр.

Работа с родителями: нарисовать с детьми отрывок из русской народной сказки.

                                   1 день проекта.

Утро. Образовательные области: Социализация, Коммуникация. Познание .

Рассматривание альбома «Сказки»: учить детей находить знакомые сказки, узнавать их, называть.

НОД.  Коммуникация:  Знакомство с книгами.

Образовательные области:( Познание, Социализация)

Ход НОД: Воспитатель: 
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят...

Дети:

Книжная полка, книжный шкаф, библиотека...

Воспитатель:

Как вы догадались?

Дети: 

Я считаю...(я думаю..., мне кажется..., по-моему...)что это — библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.

Воспитатель:

Правильно, библиотека.

Воспитатель:

У нас в группе тоже есть библиотека 
(подводит детей). В ней находятся разные книги. 
С какими вы знакомы?

Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.

Воспитатель: 

Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель берет одну из книг и зачитывает отрывок, дети определяют жанр).
 
Голос воспитателя выражает специфику жанра.

1. Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи...
(Сказка).

Воспитатель: 

Почему ты так думаешь?

2.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвятся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Стихотворение).

Воспитатель:

Докажи, пожалуйста, свой ответ.

3. Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик. 
(Рассказ).

Воспитатель:

Объясни своим друзьям, почему ты так решил?

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку (скороговорка).

Воспитатель:
Ты уверен в своем ответе? Докажи нам.

5. Спереди — пятачок, сзади — крючок.
Посередине — спинка, а в ней — щетинка (загадка).

Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.

Сколько лет — никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос - крючком, горбом спина, 
С нечистью лесной дружна.
Дом её — на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко... 

Воспитатель:

О ком загадка? (Баба-Яга). Я сомневаюсь, объясни, почему ты так считаешь? 

Дети:

Я думаю, ... Я считаю,... Мне кажется, что это Баба-Яга, потому что, во-первых, она очень старая. Во-вторых, летает в ступе. В-третьих, она горбатая, нос ее крючком. В-четвертых, живет в избушке на курьих ножках. Значит, это — Баба-Яга.

Воспитатель:

А этот предмет, из какой сказки?

Воспитатель достает метлу.

Дети:

Это — метла. Она из сказок про Бабу — Ягу - «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка». 

Махнула птица крылом                  
И покрыла весь свет одним пером 
(ночь)

Всякому мальчику
По чуланчику 
(перчатка)

Над бабушкиной избушкой   
Висит хлеба краюшка       
Собака лает,              
А достать не может
(месяц) 

По небесам оравою
Плывут мешки дырявые 
(тучи)
 Сидит барыня в ложке,
Свесив ножки 
(лапша)

Воспитатель:

Ребята, попробуем как поэты сами подобрать образные выражения к слову «Облака»  (дети предлагают варианты).

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Я поняла, что вы много знаете книг. Что вам понравилось сегодня ? (ответы детей).

Вечер: образовательные области (Познание, Коммуникация)

Рассматривание книг «Русские народные сказки».

2 день проекта.

Утро: образовательные области ( Коммуникация, Социализация)

Дидактическая игра : «Узнай сказку»

Цель: учить детей узнавать и правильно называть сказку.

НОД  Познание:  «Путешествие по русским народным сказкам»

Интеграция областей ( Коммуникация, Социализация).

Ход  НОД:

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну сказок. Вы же любите сказки?

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Воспитатель садится напротив. Рядом выставка книг с русскими народными сказками, наглядность. Воспитатель напоминает детям: осанка, ноги ровно, слушаем внимательно. Выкрикивать нельзя, нужно поднимать руки и отвечать. Беседа с детьми:

1. Давайте вспомним какие русские народные сказки вы знаете? Дети перечисляют .

2. Почему их называют русскими народными сказками? Ответы детей .

- Ребята, я очень люблю русские народные сказки, а вы любите? (ответы детей)

Ребята, а вы согласны, что сказки бывают грустными и смешными? ответы детей.

Помогайте мне, какими еще бывают сказки (веселыми, добрыми, злыми, забавными, поучительными и т.д.)

- Как вы думаете чему учит сказка? (добру, уважению к старшим, быть достойными и смелыми любить родину родной язык) .

- Сказка никогда не научит плохому. Недаром в сказке добро побеждает, а зло наказывается.

А как вы понимаете пословицу:

«Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » ответы детей.

«В гости сказочка идет

Она встречи с нами ждёт

Много сказок есть на свете.

Сказки эти любят дети.

Отгадайте без подсказки.

Называйте посмелей,

Этих сказочных друзей!

(на столах разложены карточки с заданиями)

Ребята, у меня тут спрятаны изображения сказочных героев, но чтоб их увидеть вам надо сначала угадать загадки!

1. Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке (колобок) .

2. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка (Снегурочка) .

3. У Алёнушки- сестрицы

Унесли братишку птицы

Высоко они летят,

Далеко они глядят (гуси-лебеди) .

4. Летела стрела и попала в болото

И в этом болоте поймал её кто-то

Кто, распростившись с зелёной кожей

Сделался милой, красивой, пригожей (царевна- лягушка)

5. Посадил её дед в поле

Лето целое росла

Всей семьей её тянули

Очень крупная была (репка) .

6. Жили- были семь ребят,

Белых маленьких козлят,

Проник обманом, серый в дом,

Коза потом его нашла

Перехитрить его смогла,

И всех детей своих спасла (волк и семеро козлят) .

Давайте вспомним, какую песенку пела мама-коза.

-«Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

Ваша мать пришла, молока принесла,

Бежит молочко по вымечку

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка на сыру земельку!»

7. Делать нечего, пустил всех зверей на зимовье, отогрелись они, а петух даже песенку запел (Бык из сказки  «Зимовья Зверей. »)

Все загадки отгадали и героев все назвали. Молодцы!

Игра «Узнай сказку по обложке книги» (вызываю детей)

Давайте отгадаем, какие это сказки

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копыта. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

2. Летела стрела и попала в болото

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Царевна-Лягушка)

3. Колотил да колотил по тарелке носом

Ничего не проглотил и остался с носом .( «Лиса и Журавль .»)

4. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра («По щучьему велению»)

5. Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! («Маша и медведь») .

Воспитатель: Молодцы!

Физминутка

А сейчас давайте мы с вами представим, что мы превратились в сказочных животных из р. н. сказок и изобразим их движениями. Я вам буду задавать наводящие вопросы, а вы будете угадывать и изображать .

-Кого лиса выгоняла из избы лубяной? (зайца)

-Кто унес к бабе Яге Иванушку ?(Гуси – Лебеди)

-Кто съел колобка? (Лиса)

-Кто снес яичко золотое? (Курочка Ряба)

- Кому открыли козлята двери? (Волк)

-Кто поймал стрелу Ивана- Царевича? (Лягушка)

Быстро справиться сумели, а теперь все тихо сели! Молодцы!

 Игра «Найди ошибку». Слушайте внимательно.

1. Речка, бабушка,

Спрячь меня (матушка) .

2. Были у хозяйки три дочери

Старшая звалась Одноглазкой,

Средняя Двуглазкой,

А, меньшая Безглазка (Триглазка) .

3. Гуси-утки летите в погоню

Сестра братца унесла (лебеди) .

Молодцы! А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.

Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Рукавичка, теремок,

Колобок- румяный бок.

Есть Снегурочка-краса,

Три медведя и Лиса.

НЕ забудем Сивка-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар-Птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем .

Знаем Волка и Козлят,

Этим сказкам каждый рад!

Физминутка–игра.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движений)

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять его)

Посмотрите-ка разбила (Показать его на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация)

Вырастала репка хороша и крепкая (развели руку в стороны)

А теперь её потянем (имитация)

И из репки кашу сварим (едим)

И будем мы от репки здоровы и крепки (показать силу)

Мы славна семья козлят, любим прыгать и скакать (прыжки)

Мы любим бегать и играться

Любим рожками бодаться (имитация движений)

Быстро справиться сумели, а теперь тихонько сели!

Ну вот, наше путешествие по сказкам подошло к концу.

Верить в сказку- это счастье

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Вам понравилось в стране сказок! Теперь то вы знаете точно, что сказки нас учат хорошему и доброму!

3 день проекта

Утро: словесная  игра «Назови сказку» (индивидуальная работа по коммуникации).

НОД. Коммуникация «У медведя во бору».

Интеграция областей : Познание, Социализация.

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей о медведе -самом крупном хищнике русского леса. Формирование представления о его внешнем виде и образе жизни,  закрепление умений самостоятельно выражать свои впечатления . Воспитание чувства симпатии  к животным. Развитие желания работать коллективно.

ХОД НОД:

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях в одной известной сказке. Закройте глазки, представьте, что вы находитесь в лесу.

Звучит запись лесных птиц.

Воспитатель:  А вы видели медведей в зоопарке? Какие они?

Рассуждения детей.

Воспитатель:- А еще есть стихотворение о медведе, послушайте.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишки - прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ-топ-топ.

Физминутка «Мишка косолапый»

Воспитатель:- Да, медведь - большой и сильный лесной хищник. Не зря его уважительно называют Михаил Потапыч. Когда он ходит по лесу, под ним ломаются и трещат сухие сучья. летом медведь ходит по лесу и ищет себе добычу. Особо он любит лакомиться лесными ягодами: малиной и земляникой. Иногда он спускается к речке и там ловит рыбу. Медведю за лето надо много съесть всего. Ведь поздней осенью он залегает спать в берлогу. Эту берлогу он готовит себе сам. Ищет поваленное дерево, сгребает туда много опавшей листвы и забирается туда в зимнюю спячку. Сильные снегопады засыпают берлогу большим снежным сугробом. Мишке тепло спать в такой берлоге :там его не беспокоит ни крепкий мороз, ни сильные ветра. Там он спит до самой весны. И только когда снег начинает таять и в берлоге появляется вода, медведь просыпается и выходит из берлоги. Но выходит из берлоги он уже не один. Ведь там у него холодной зимой появляются детки. Как зовут детенышей медведя? А если он один?

/Ответы детей/

Воспитатель: - Вот посмотрите, на этой картине мама-медведица вывела своих детей в лес. Здесь медвежата резвятся. Они рады теплому дню, яркому солнышку, лесному простору. Они кувыркаются в мягкой травке, забираются на дерево, а мама-медведица строго следит за своими маленькими детками.

- Ребята, а какие вы знаете деревья, которые растут в лесу? Как вы думаете, что такое бор?

/Рассуждения детей/

- Бор - это тоже лес, но в нем растут только хвойные деревья, у которых нет листьев, а только иголочки- хвоя. давайте поиграем в игру " У медведя во бору"

Воспитатель: Послушали рассказ о жизни медведя, поиграли в игру. Интересно вам было узнать и познакомиться с жизнью этого животного? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего?

/Рассуждения детей/

Вечер: показ детьми сказки «Колобок» цель: учить детей самостоятельно показывать сказку для малышей, доставить детям радость.

4 день проекта.

Утро. образовательная деятельность: Познание, художественное творчество- рисование.

Раскрашивание иллюстраций к сказке «Колобок».

НОД .    Художественное творчество (рисование)

Интеграция областей: Познание, Социализация, Труд.

Задачи:

1. Развивать умения детей создавать в рисунке образы сказок.

2. Научить передавать форму частей тела, их относительную величину, строение и соотношение по величине трех фигур.

3. Закреплять приемы рисования простым карандашом и цветными.

4. Воспитывать любовь и интерес к живописи.

Демонстрационный материал: фигуры медведей разной величины /идущих друг за другом, идущих рядом/, белая доска.

Раздаточный материал: простой карандаш, цветные карандаши, листы бумаги.

 Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Три медведя»;

4. Игры детей с игрушечными медведями ;

5. Знакомство с овалом.

6. Драматизация сказки « Три медведя».

Активизация словаря: туловище большой овал; голова круглая, морда немного вытянута; величина, размер.

Ход НОД:

 Организационный момент:

Подвижная игра: « У медведя во бору».

После подвижной игры дети проходят на свои места в группе.

Загадывание загадки:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

Герои этой сказки три медведя. Открываю изображение медведей на белой доске.

Давайте вспомним, из какой сказки они к нам пришли? Из сказки Л.Толстого «Три медведя».

Как зовут этих медведей?

Большого медведя зовут Михаил Иваныч, медведя поменьше Настасья Петровна, а маленького зовут Мишутка.

Ребята, чем они отличаются?

Эти медведи разной величины.

Один большой, другой средний, третий маленький.

Посмотрите на доску, как вы думаете, где идут эти медведи?

Они идут друг за другом по густому лесу.

А вот эти медведи?

Они гуляют на поляне.

Из каких частей состоит тело медведя?

Тело у медведя состоит из: туловища, головы, ушей, передние и задние лапы и маленький хвост.

Какой формы туловище у медведя?

Покажите в воздухе.

Туловище у медведя овальной формы.

Показ формы туловища в воздухе.

Какой формы голова у медведя?

Покажите в воздухе.

Голова круглая, а морда немного вытянута.

Показ формы головы в воздухе.

Какой формы лапы у медведя?

Покажите в воздухе.

Ребята сейчас вы подумаете, в каком положении нарисовать медведей. Идут ли они у вас по лесу, или гуляют на поляне. А может, вы вспомните другой сюжет сказки «Три медведя». Ребята выберите необходимый фон для своего рисунка. Напоминаю, что нужно нарисовать трех медведей, разной величины, на вашем листе. Обращаю внимание, рисуем контуры медведей простым карандашом.

Физминутка: Долго, долго рисовали, а теперь все дружно встали, ножками потопали, ручками похлопали, затем пальчики сожмем, сядем, и рисовать начнем.

Заканчиваем работу. Какое было задание. Посмотрите на свои рисунки и оцените, как вы справились с заданием.

Вечер. Оформление выставки «Вернисаж».

Загадывание загадок-  учить детей внимательно слушать, размышлять.

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

ОТВЕТ

Покупала самовар,
А спасал ее комар.

ОТВЕТ

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

ОТВЕТ

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.

ОТВЕТ

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

ОТВЕТ

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

ОТВЕТ

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?

ОТВЕТ

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

ОТВЕТ

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?

5 день проекта

Утро : игры детей с настольным театром - по сказкам.

Развлечение «По следам сказок».

Цель: Продолжать формировать добрые, нежные чувства к сказкам, желание их читать , воспитывать бережное отношение к книгам.


Ход развлечения.

Дети стоят полукругом.

Стук в дверь, заходит баба Яга.

Баба Яга:

Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я
Собиралась
И красиво наряжалась.
Вот, на праздник
Я пришла,
Вам заданья Принесла!

- Меня вы узнали, друзья!
Да, Баба Яга – это я!
(пожимает всем руки)

- А теперь, представьтесь вы!
Назовите своё самое озорное имя!
(дети называют свои озорные имена)

Баба Яга:

Ой, кто это рвётся наружу из торбы (в сумке слышится звук бубна).

- А-а-а, это мой весёлый бубен, он не может удержаться, если рядом много детей. Вы поиграете с ним?

Дети:

Да!

Баба Яга:

Тогда слушайте правила!

Игра «Весёлый бубен»

- Пока играет музыка, надо передавать бубен из рук в руки, друг другу.

Музыка остановится, и тот у кого в руках окажется бубен, под весёлую музыку танцует с бубном в руках, вот так (показывает). Понятно?

Баба Яга:

Как же мне весело! А вам?

Дети:

Да!

Баба Яга:

Ну, это уже слишком! Я ведь всё-таки Баба Яга, и мне не нравится, когда очень весело. Надо вам настроение испортить! Люблю я поворчать, это моё любимое занятие. Сейчас я буду на вас ворчать, а вы должны будете отвечать!

Игра – ворчалка «Это я, это я, это все мои друзья!»

Баба Яга:

Отвечайте громко, дружно: «это я, это я, это все мои друзья».

Отвечайте громко, но
Есть условие одно:
Кое-где вы промолчите,
А где нужно – там кричите!

- Кто из вас, скажите, дети, целый год мечтал о лете?
- Кто из вас сейчас узнаем, здесь от скуки умирает?
- Кто в лесу, на речке, в поле играться любит на просторе?
- Летом кто всех удивляет – в постели лёжа отдыхает?
- Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?
- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас такой ловкач, лучше всех играет в мяч?
- Кто из вас, все скажут ах, загорает в сапогах?
- Кто их вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Кто из вас, из всех, ребятки, держит вещи все в порядке?
- Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

Физминутка «Баба Яга»

«В темном лесу есть избушка».
В темном лесу есть избушка (Дети шагают)
Стоит задом наперед. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка (Грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой
руки)
Нос крючком, (Показывают)
Глаза большие (Показывают)
Словно угольки горят. (Покачивают головой)
Ух, сердитая такая. (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

Хоть она и не злая

Но страшна для ребят



Баба Яга:

Как мне было весело с вами, ребята! Я решила, что больше не буду вредничать, буду веселится. Обещайте, что всегда будете дружными и весёлыми, тогда я к вам ещё прилечу. А чтобы вы меня не забыли, подарю вам подарочки, подставляйте ручки (дарит подарки и убегает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для среднего возраста "Радужная сказка"

Проект способствует расширению представлений детей об окружающем мире, развитию умения бережно относиться к растительному и животному миру, воспитанию бескорыстия, добросердечности, дружелюбия....

Краткосрочный проект в средней группе "Сказка- для светлого ума закваска"

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Творческо – познавательный краткосрочный проект в средней группе «Угадай сказку»

Проблема создания проекта: родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту, дети не знают авторов сказок.Актуальность проекта: сказка является одним из в...

Краткосрочный проект в средней группе «СКАЗКИ РОЖДЕСТВА»

Проект направлен на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка....

Краткосрочный проект в средней группе «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» 2020 год

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринима...

Краткосрочный проект в средней группе "Сказки дедушки Корнея"

Актуальность проекта: Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: ...