Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Жиманова Марина Николаевна

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

     

    1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления.
    2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
    3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Цели:

    1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления.
    2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
    3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята.                                         Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой.
    Дети: Это осень!
    Воспитатель: Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
    И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
    Дети садятся.

    Воспитатель показывает картину с изображением осеннего парка.

    Какое время года нарисовано на картине? – Осень.                                             Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
    Какие листья на деревьях? – Желтые, красные…                                           Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

    Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

    Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние).
    Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны).
    Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края).
    А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными).                                                           — Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода, нужно их подкармливать, строить кормушки).
    Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
    Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень). Осенью опадают…(листья). Дует холодный…(ветер). Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы, ягоды). Моросит мелкий…(дождик). Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч). Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края).

    — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

    Воспитатель: а сейчас мы отдохнем- физкультминутку проведем.
    Рябинка 
    На холме стоит рябинка, 
    Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.) 
    Ей не просто жить на свете — 
    Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) 
    Но рябинка только гнётся, 
    Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.) 
    Вольный ветер грозно дует 
    На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.) 

     Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
    Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
    Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
    Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
    Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
    Никто? Тогда слушайте!

    1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
    2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
    3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

    Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

    Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
    Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, поют.
    Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
    Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет, дует.
    Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

    1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
    Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

    2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
    Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

    3.Сидит бабушка на грядках,
    Вся она в заплатках,
    А заплатку оторвешь-
    Заплачешь и уйдешь. (Лук)

    4.Уродилась на славу,
    Кругла, бела, кудрява.
    Кто очень любит щи,
    Меня в них отыщи. (Капуста)

    5.Кто всю ночь по крыше бьет,
    Да постукивает,
    И бормочет, и поет,
    Убаюкивает? (Дождь)

    Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали, но у нас есть ещё одна игра. Давайте поиграем!

     «Игра ДА или НЕТ»

    — Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
    Осенью цветут цветы?
    Осенью растут грибы?
    Тучи солнце закрывают?
    Колючий ветер прилетает?
    Морозы осенью бывают?
    Ну а птицы гнезда вьют?
    А букашки прилетают?
    Звери норки закрывают?
    Урожай все собирают?
    Птичьи стаи улетают?
    Часто-часто льют дожди?
    Солнце светит очень жарко?
    Можно детям загорать?
    Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

    Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

    Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое  и интересное....

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)

    Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень».

    Занятие направлено на обобщение   знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умений воспринимать предметы и явления  окружающей действительности посредством связанной р...