Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое  и интересное.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Цели:

    1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
    2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
    3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

    Материал: мелодия П.И.Чайковского «Осень», мяч, картинки связанные с осенней тематикой.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
    Собрались все дети в круг,
    Я твой друг и ты мой друг.
    Крепко за руки возьмемся
    И друг другу улыбнемся.
    Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы. ( А.С.Пушкин)

    Дети: Это осень!
    Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
    Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
    И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
    Дети садятся.

    Воспитатель: Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
    Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
    Какие листья на деревьях? – Желтые.
    Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

    Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

    Ответы детей: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.

    Воспитатель: Кто еще хочет что-нибудь добавить?

    Дети: Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.
    Воспитатель: Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

    Дети: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
    Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

    Дети: есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
    Воспитатель:  А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

    Дети: Такие птицы называются перелетными
    Воспитатель:  А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.

    Дети:  А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.
    Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

    Дети: Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
    Воспитатель: Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
    – Осенью холодно или тепло?

    Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла…(осень)  Дует холодный…(ветер) Осенью опадают…(листья) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч)— Умницы! Вы правильно закончили предложения! 

    Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и  физминутку проведем.
    Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
    Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
    Листья зашуршали (трут ладошки)
    Ежик уснул (складывают руки под голову)
    Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
    Птицы полете
    ли (машут ладошками)

    Воспитатель: Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
    Воспитатель:  А сейчас   поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
    Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
    Дети:
      Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
    Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

    Воспитатель: Теперь  мы поиграем в игру «Подбери действие».
    Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
    Мяч осенний и волшебный,
    Будет в руки к вам скакать
    И вопросы задавать.

    Воспитатель: Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
    Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
    Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
    Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
    Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
    Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки 

    За осенью идёт… (Зима)

    Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
    Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
    А после зимы… (Весна)
     После весны идёт… (Лето)
    А за летом наступает…(
    Осень)
    Потом всё повторяется в природе.
    Какие осенние месяцы знаете?
    (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
     Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
     Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
     Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
    Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц?
    (Октябрь)


    Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
    Никто? Тогда слушайте!

    1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
    2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
    3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

    Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

    Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
    Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
    Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
    Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,
    Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
    Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)
    Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)
    Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)
    Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)
    Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)
    В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)
    Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)
    Воспитатель: Проведем физминутку
    Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
    Скучала, наверно, все лето она   (наклоны головы, вправо-влево)
    Вот осень пришла и листва пожелтела,   (встать, изобразить ветви деревьев)
    Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
    Корзинка довольна   (руки округлить перед собой, кивать головой)
    Она удивилась  (развести руки)
    Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

    Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

    1. Вот иголки и булавки

    Выползают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят. (ёж)

    2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
    Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

    3.Сидит бабушка на грядках,
    Вся она в заплатках,
    А заплатку оторвешь-
    Заплачешь и уйдешь. (Лук)

    4. Словно девица на грядке,
    Сто рубашек в беспорядке.
    В бочках солят её густо...
    Как зовут её? (Капуста)

    5.Зелёный полосатый шар,
    С начинкой алой словно жар,
    Лежит на грядке, словно груз,
    Скажите, что это. (Арбуз)

    6.Все о ней боксеры знают
    С ней удар свой развивают.
    Хоть она и неуклюжа,
    Но на фрукт похожа. (Груша)

    7.Кто всю ночь по крыше бьет,
    Да постукивает,
    И бормочет, и поет,
    Убаюкивает? (Дождь)

    8.Без рук, без ног,
    А окна открывает? (Ветер)
    Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.
    Пальчиковая игра «Осенний букет»:
    Ребята, давайте соберем осенний букет.
    Раз, два, три, четыре, пять-
    Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
    Листья березы,
    Листья рябины,
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
    Мы соберем.
    Маме осенний
    Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

    Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

    А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
    Обведем пунктирные линии
     соберем листочки в кучу.
    Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.

    «Игра ДА или НЕТ»

    — Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
    Осенью цветут цветы?
    Осенью растут грибы?
    Тучи солнце закрывают?
    Колючий ветер прилетает?
    Морозы осенью бывают?
    Ну а птицы гнезда вьют?
    А букашки прилетают?
    Звери норки закрывают?
    Урожай все собирают?
    Птичьи стаи улетают?
    Часто-часто льют дожди?
    Солнце светит очень жарко?
    Можно детям загорать?
    Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

    Рефлексия: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

    Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)

    Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень».

    Занятие направлено на обобщение   знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умений воспринимать предметы и явления  окружающей действительности посредством связанной р...