Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Молоствова Елена Владимировна

Занятие направлено на обобщение   знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умений воспринимать предметы и явления  окружающей действительности посредством связанной речи, логического мышления. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными), употреблять множественное число существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx682.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Семицветик» города Дубны Московской области

https://www.culture.ru/storage/images/d90d428a4e0cdec577d8d2f1971a0f90/5253b8ca73772d1dbef5906c4c518346.jpeg

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме

«Осень».

                                                                              Подготовила и провела воспитатель

первой квалификационной категории

  Молоствова Е. В.

                                                 Дубна, 2019

Цель:

Образовательные задачи: обобщение знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умения воспринимать предметы и явления  окружающей действительности посредством связанной речи, логического мышления. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными), употреблять множественное число существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности, посредством связанной речи, логического мышления.

Развивающие задачи: развивать связанную речь, развивать зрительное, слуховое внимание, мышление, творческое воображение , мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: формировать коммуникативные способности (взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность).

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение примет осени в природе, рассматривание иллюстраций об осени, целевая прогулка, чтение художественной литературы, разучивание стихов, разгадывание загадок. Рисование по темам: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», лепка: «Овощи», «Фрукты», д/и: «Назови ласково», «Узнай по описанию».

Материал-иллюстрация – «Осень»: мяч, трафарет листа, цветные восковые мелки, лист белый.

Словарная работа: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, хмурая, пасмурная, золотая, золотистая.

Методические предметы: загадывание загадки, беседа об осени, игры: «Продолжи предложение», «Запомни-повтори», «Закончи фразу», «Подбери слово-действие», «Близкие слова», «Угадайка», игра «Да или Нет».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,                                                                                                                        Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение , а вы подумаете и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.

Лес, точно терем расписной

 Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Дети: Это осень!

Воспитатель:  Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное. И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.

Беседа:

-Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.

- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

- Какие листья на деревьях? – Желтые

- Почему картинка называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка).

- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? ( Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

-Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет  мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

-Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.

- Осенью холодно или тепло?

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лета пришла… (осень). Осенью опадают… (листья). Дует холодный… (ветер). Стелиться…(туман). В лесу растут…(грибы). Моросит мелкий…(дождик). Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч). Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) – Молодцы! Вы правильно закончили предложения! Рассказ ребенка по образцу.

 Воспитатель: А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.

-Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

- Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Ветер подул (губы в трубочку – дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки на голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели (машут ладошками)

- Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснут и т.д.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать,

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью – Урожай осенью убирают.

Птицы осенью – Птицы осенью улетают.

Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идет… (Зима)

- А после зимы… (Весна)

- После весны идет… (Лето)

- А за летом наступает…(Осень)

- Потом все повторяется в природе.

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель:  - А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а вы должны придумать слова прилагательные и существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное, праздничное); Листья(пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые);

Небо ( серое, хмурое, дождливое, ясное, чистое, голубое, прозрачное)

Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!

  1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
  2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
  3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слово-действие». (Учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц).

Лист (Что делает?) – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) – улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, идет, льет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.

Воспитатель:  Игра «Близкие слова».

Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Осенью дни пасмурные,…(серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,…(ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,…(печальное, тоскливое…)

Осенью дожди частые,…(холодные, проливные…)

Небо покрывают серые тучи,…(темные, дождливые…)

В начале осени бывают ясные дни,…(безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно,…(пасмурно, ветрено…)

Воспитатель:  Проведем физкультминутку

Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

  1. Лежала между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.  (Ёж)

  1. Кто на ветке шишку груз и бросал объедки вниз.

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?  (Белка)

  1. Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь.  (Лук)

  1. Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява

Кто очень любит щи

Меня в них отыщи. (Капуста)

  1. Зеленый полосатый шар.

С начинкой алой словно жар.

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это? (Арбуз)

  1. Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа. (Груша)

  1. Като всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет и поет,

Убаюкивает. (Дождь)

  1. Без рук, без ног,

А окна открывает. (Ветер)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

-Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечисляли много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы было чисто).

А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.

Обведем трафарет, закрасим.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить ручки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

 Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое  и интересное....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:       Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и...