Мнемотехника в логопедической работе
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Методика разучивания стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemomexanika_2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в логопедической работе

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Рассмотрим, как с помощью мнемотаблиц  можно заниматься развитием  речи  ребенка. Согласитесь, что обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которые очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. А например, в школе запоминала страницу учебника, вместе с картинкой, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал.

Например, нашим детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет  книгу и слышишь от него: «У! Без картинок!!!»

Мы в воображении соединяем несколько зрительных образов, и мозг фиксирует эту взаимосвязь. А в дальнейшем,  при упоминании  одного  из этих образов мозг воспроизводит все ранее связанные  между собой образы.

Наверняка вы слышали такое:

«Если учить ребенка неизвестным пяти словам и он будет долго и мучительно их  запоминать. Но если связать 20 таких слов картинками, то  он их усвоит  на лету.»

Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал  по развитию связной речи ребенка.

Их  используют для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе произведений художественной литературы,  для пересказа сказок и усвоения их главного урока, отгадывании и загадывании загадок, при  заучивании стихов.

Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач:

  • Развитию связной речи;
  • Преобразованию абстрактных символов (перекодированию информации);
  • Развитию  основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
  • Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

Ведется подготовительная работа:

- подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения  кругозора;

- обсуждение наблюдений за явлениями природы, или  произведений  народного творчества;

- подготовка необходимого оборудования и различного  раздаточного материала, прослушивание аудио записей;

- выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.

Задачи мнемотехники:

  • совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
  •  формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
  • стимулирование  интеллектуального развития ребенка;
  • учить запоминанию любой информации.

Методы мнемотехники:

Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

Метод трансформации (превращения);

Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

Метод опор (числобуквенный метод).

Особенность методики применение символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких -  ёлка.

Для детей младшего школьного возраста, схемы рекомендуется   рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка  яркими красками  в символических изображениях. Для изготовления таких картинок не требуется больших художественных навыков, любой взрослый в состоянии нарисовать символические изображения предметов.

Итак, мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.

Строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов. Потом переходим к мнемодорожкам – это соединение нескольких мнемоквадратов. И только потом переходим к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Логопед выразительно читает стихотворение.
  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

«Хлеб»

Вот он хлебушек душистый,

вот он круглый,

золотистый.

В каждый дом,

на каждый стол

он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье,

сила наша.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук

его растило,

охраняло, берегло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...

Презентация на тему: "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и у...

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками

В статье подробно описываются различные приемы, используемые в логопедической работе для развития у детей психических процессов, в том числе внимания и памяти. Представлен наглядный материал и ко...

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

В статье рассматривается необходимость использования   мнемотехник  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников....