Комплекс речевых игр на развитие грамматического строя речи
консультация по развитию речи на тему
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Этот комплекс позволит значительно повысить уровень речевого развития, расширить словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_rechevyh_igr_na_razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 112.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр для формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
Игры на согласование существительных с числительными
в роде, числе и падеже.
«Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.
Игры на образование относительных прилагательных.
«Волшебные превращения»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.
Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.
Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.
Ход: В чащобе, вдали от людей,
Волшебник живёт, чародей.
Волшебною палочкой чудной своей
Он делает массу полезных вещей.
Из материалов обычных
Много предметов различных
Создаст чародей за мгновенье
Лишь палочки прикосновеньем.
Из хрусталя, поролона и кожи
Он сотворить очень многое может.
Вам нужно круги «золотые» вращать,
Картинки в кругах важно чётко назвать.
На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.
Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».
Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».
После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.
«Образуй»
Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист.
Игры на образование притяжательных прилагательных.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
«Чей? Чья? Чье?»
Ход игры: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванина ухо.
Игры на образование множественного числа существительных.
«Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: вариант №1 проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
подснежник — …
ручей — …
(сосульки, лучи, подснежники, почки, ручьи).
Вариант №2 На дереве гнездо, а на деревьях…………..
На ветке сук, а на ветках……….
В гнезде птенец, а в гнездах……….
Во дворе дерево, а в лесу……..
Иры на образование сравнительной степени прилагательных.
«В гостях у матрёшек»
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.
Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.
Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.
«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».
Сравнивать предметы можно в разной последовательности.
Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.
Игры на образование однокоренных слов.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.
Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное слово к слову «дом». Если затрудняется, мяч бросает обратно педагогу и т.д.
Например: А где живет человек? (В доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.
Игры на составление предложений.
Игровое упражнение «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять правильно предложения.
Ход игры: - Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения из слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.
- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.
Материал: Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)
Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)
Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)
Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)
«Лесенка предложений»
Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Девочка сидит.
Девочка сидит на диване.
Девочка Даша сидит на диване.
Девочка Даша сидит на деревянном диване.
Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.
«Составь предложение»
Мячик лежит на письменном столе.
Мячик упал со стола.
Мячик закатился под стол.
Я достал мячик из – под стола.
Мячик лежит в ящике стола.
Я достал мячик из ящика стола.
Мячик закатился за стол.
Я достал мячик из – за стола.
Мячик лежит над столом.
Игры на словообразование.
«Назови ласково»
Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.
Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.
Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
Соловей – соловушка, журавль - …., лебедь - ……, скворец – скворушка…..
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
«Образуй»
Цель: учить образовать прилагательные от существительных.
Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Ход игры: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.
Подбери прилагательные к существительному
Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный.
КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое.
БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.
ПАЛЬТО – синее драповое
БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
САПОГИ – черные кожаные.
Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
Игры на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа.
Ход игры: Туча по небу плывет – тучи по небу плывут.
Идет затяжной дождь – идут затяжные дожди.
Дует холодный ветер – дуют холодные ветры.
Игры для развития глагольного словаря
Игры на образование приставочных глаголов.
«Что сделал Незнайка»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.
-Что делает Незнайка?
- Незнайка бежит.
- За что забежал Незнайка?
- Незнайка забежал за дом.
- К чему подбежал Незнайка.
- Незнайка подбежал к дому.
- Откуда выбежал Незнайка?
- Незнайка выбежал из дома.
Ход игры: Грач с юга …..(прилетел).
Грачевник…… (облетел).
Грач через гнездо ……(перелетел).
Грач от гнезда…… (отлетел).
Грач к гнезду ….. (подлетел).
Грач с дерева …… (слетел).
Грач из гнезда ….. (улетел).
Грач в гнездо ….. (залетел).
«Кто как передвигается?»
Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает, бабочка -. , гусеница -. , собака -. , белка -.
«Кто как ест?»
Кошка – лакает, корова – жуёт, собака – грызёт, воробей – клюёт.
Игра «Что умеет человек?»
Предложите ребёнку назвать действия, которые сегодня выполнял он сам, мама, папа, другие члены семьи:
Мама – готовит, моет, читает, гладит, покупает, зашивает…
Папа – подметает, приносит, ремонтирует, играет, читает…
Бабушка – варит, печёт, вяжет, включает, показывает…
Дидактическая игра «Что для чего?». Логопед спрашивает:
— Для чего человеку руки? (Чтобы брать, мыть, резать и т.д.)
— Для чего человеку ноги, глаза, уши и т.д.?
Если ребёнок затрудняется в назывании глаголов, то предложите ему сначала договорить фразу: •
«Что делает птица?»
Зернышки (что делает?) клюет… воду ... пьет,гнездо ...вьет, яички ... несет, птенцов ... высиживает, песни ... поет, на юг ... улетает.
Игра с мячом потребует распределения внимания ребёнка, немного усложнит задачу:
Игра с мячом «Что чем делаем?»
(ножом — режем, пилой — пилим, карандашом —рисуем...).
Игра с мячом «Добавь слово»
(Утка плавает, а утки ... плавают. Гусь шипит, а гуси ... шипят... Машина едет, а машины …Самолёт летит, а самолёты… Лист падает, кружится, а листья…...).
Игры с перебрасыванием мяча
1. “Что происходит в природе”
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.
Игра с мячом “Кто как передвигается?”
Кто летает, кто плывёт,
Кто ползёт, а кто идёт.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.
Игра с мячом “Что делают эти животные?”
Что животные умеют –
Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …
Игра “Кто чем занимается?”
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …
Игра “Кто может совершать эти движения?”
Кто и что – летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …
Игра “Утро, день, вечер, ночь”
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Что ты делал утром?
Что ты делал вечером?
Игра “Подскажи словечко”
Есть всего один ответ.
Кто – то знает, кто – то - нет.
Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)
Сова летает, а кролик …? (прыгает)
Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)
Корова ест сено, а лиса …? …
От глагола ХОДИТ можно образовать целый ряд “родственных” глаголов с новыми значениями: входит, выходит, уходит, заходит, подходит, отходит, переходит, проходит. Значение приставок легко объяснить, выполняя эти действия вместе с ребёнком, озвучить их. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов.
С- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть делать – сделать),
ПО- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),
ПРО- (читать – прочитать).
Для уточнения смысла слов можно использовать такую игру:
Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
Что можно вырезать? (Картину, узор.)
Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.)
Что можно примерить? (Платье, пальто.)
Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.)
Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”,)
Обратите внимание ребёнка, что все эти слова имеют общее главное слово – «резать».
Предложите ребёнку по глаголам определить о чём или о ком идёт речь. Сначала лучше брать слова по одной теме (птицы, овощи, части тела, транспорт) а затем по разным.
Игра: «Кто это? Что это?»
Ходит, клюёт, кукарекает - …петух.
Летает, ворует, стекочет - ……сорока.
Спит, умывается, царапает, лакает, потягивается - … кот.
Едет, подъезжает, поворачивает, тормозит…машина и т. д.
Упражнять ребёнка в изменении глагола по лицам можно в игровой форме.
Игра «Я, ты, он, она…»
Произнеси фразы со словами «одеваться», «раздеваться», «переодеваться» по образцу: «Я одеваюсь, раздеваюсь, переодеваюсь».
- Ты ..., Он ..., Она ..., Мы ..., Вы ..., Они ...
Можно разнообразить задание, предлагая изменять фразы: кататься на санках, прыгать по дорожке, ехать на автобусе…
(Я прыгаю по дорожке, ты прыгаешь по дорожке, он прыгает по дорожке, мы прыгаем по дорожке, они прыгают по дорожке, вы прыгаете по дорожке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией
В данной статье представлены разные аспекты использования ИКТ в развитии грамматического строя речи...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией
Консультация для педагогов...
Речевые игры для развития грамматического строя речи у детей с ТНР по теме Деревья и кустарники.
Игры можно использовать на подгрупповых занятиях, награждая тех, кто дал больше правильных ответов, а также на индивидуальных занятиях, используя мяч. Во время индивидуальных занятий логопед задаёт во...
Презентация на тему «Речевые игры и упражнения на развитие грамматического строя речи»
Речевые игры и упражнения на развитие грамматического строя речи...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, а так же морфологически и синтаксически оформленная речь служит ...