«Эта загадочная тундра»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по краеведению «Эта загадочная тундра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konopleva.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «СКАЗКА»

«Эта загадочная тундра»

Непосредственно образовательная

деятельность по краеведению

Воспитатель: Коноплева О.А.

Лабытнанги

Цель: познакомить детей с поэзией народов Севера.

Задачи:

  1. Через поэзию познакомить детей с традициями и народными приметами жителей Крайнего Севера.
  2. Развивать речевой этикет.
  3. Пополнить словарь детей новыми словами.
  4. Понимать поэтические сравнения в стихах и народных приметах, понимать их смысл.
  5. В подвижной игре учить говорить в разных темпах, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на сигнал.
  6. Учить воспринимать монолог героя в поэтической форме.
  7. Воспитывать культуру общения и любовь к Родному Краю.

Костюмы (народные)

Асьойки – мудреца

Ойки – богатыря-охотника

Старухи Пурги

Солнце

Для проведения подвижных игр

Обручи

Шарики белого цвета

Рожки оленей – шапочки

Атрибуты

Чум, олени, костер (имитация)

Полярная звезда

Гирлянда на стене – имитация багряного заката

Дети входят в музыкальный зал, украшенный в северном зимнем стиле, у чума сидит Асьойка (старый мудрец хант).

- Воспитатель:  Добрый день мудрый Асьойка, разреши нам с ребятами пройти по лесным и тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, удивиться богатству Заполярья. Не откажи ребятам.

        - Асьойка:  Да и как отказать, если так просятся. Присаживайтесь у моего огня. (Дети садятся на ковер кому как удобно). А стихи вы знаете о тундре?

- Дети: Да!

- Асьойка: прочитайте мне ребята стихи, здесь у моего стойбища, мне станет теплее.

Леонид Васильевич Лапцуй.

«Тундра – моя любовь»

Тундра,

Я к тебе любви не прячу,

Да и разве может быть иначе,

Если, усадив меня на нарты,

Ты учила брать любые старты!

Где в году по двести дней бураны

Пляшут, как истошные шаманы,

А ветра голодною волчицей,

Воют так, что даже и приснится.

Тундра,

Я тебя и на мгновенье

Не могу представить без оленей, -

С их извечно гордою походкой,

С их красивым бегом, как полетом.

Вдаль, где горизонт из дымки соткан

И озвучен гулом самолета,

Дома не засиживаюсь долго –

Я всегда ищу своей победы…

И опять зовет меня дорога, -

Я всегда куда-нибудь да еду.

        -Асьойка: Ну спасибо вам ребята за прекрасные стихи. Так хотите в тундру? (обращается к детям).

        -Дети: Да!

        -Асьойка: Пустить вас в тундру я могу, да вот не знаю, сможете ли вы общаться с моим северным народом на нашем языке?

        Воспитатель: А ты проверь Асьойка!

        -Асьойка: Что обозначает слово «анки»? Проводится словесная игра «Что бы это значило?» Дети по очереди отвечают.

Анки – (хант) – мать,

Ягушка – меховая шуба,

Ань-торово (ненецкий) – здравствуй,

Ас – река Обь,

Чум – жилище в форме конуса покрытое шкурами оленей,

Ойка – мужчина – богатырь,

Шаман – злой дух,

Сакуй – верхняя одежда ненцев,

Ушкан – заяц,

Майна – прорубь,

Туесок – ведерко из бересты,

Сохатый – лось,

Каюр – человек, управляющий собачьей упряжкой.

        -Асьойка: Молодцы ребята, вам будет легко разговаривать с моим народом. Да вот волнуюсь я за вас, тундра очень капризная девица и идя к ней в гости нужно знать много разных народных примет, их веками собирал мой народ.

        -Воспитатель: Асьойка, мы знаем приметы, вот послушай:

Агдо Аксенова

«Долганские приметы».

  1. Если рано-рано утром

Стелется весной туман

Значит, жди крикливых уток

Из далеких теплых стран.

  1. Если чайки разгалделись

На разбойном языке.

Значит, рыбы, в самом деле

Густо водится в реке.

  1. Если днем погожим тундра

Не звенит от комара,

Значит, жди, что завтра утром

Разожжет костры жара.

 

  1. Если в теплый день нежданно,

Гуси к югу повернут,

Значит, ветры с океана

Снег и холод принесут.

 

  1. Если малость попритихла

Только к вечеру пурга,

Значит, жди, неделю лихо

Будут вновь гулять снега.

Все вместе: так говорят очень старые, мудрые люди.

        -Асьойка: Да разве вам можно отказать? Читает строки поэта Ивана Ругина.

Пойдем со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко!

        Итак, в добрый путь ребята, к нашим северным просторам, путь вам укажет полярная звезда. До свидания (уходит).

На главной сцене зала загорается полярная звезда, дети радуются, хлопают в ладоши.

        Из-за ширмы появляется охотник Ойка (мужчина – богатырь хант).

        -Ойка: Кто по лесу тут гуляет и зверей моих пугает? (сердито)

        Воспитатель: Не сердись, Ойка, нам позволил погулять в тундре сам Великий Асьойка. Мы знаем, что ты самый лучший охотник. Поучи ребят охотиться на оленя, куропатку.

        -Ойка: Ладно, вы готовы?

        Дети: Да!

Ойка предлагает детям поиграть в игру «Куропатки и охотники»

Ход игры: все играющие – куропатки, трое из них – охотники. Куропатки бегают по полю, охотники сидят за кустами.

        Ведущий: Куропатки по поляне весело летают,

                       Ойка ходит за кустами тихо наблюдает,

                       Берегитесь куропатки, метко он стреляет,

                       Точно попадает! Охотники!

На сигнал «Охотники!», все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять только в ноги убегающих.

        -Ойка: Молодцы ребята, вы быстрые и ловкие. А у меня есть еще одна игра «Важенка и оленята».

Важенка (объясняет значение этого слова) – это взрослая самка оленя или у которой уже появились оленята.

Ход игры: на полу в музыкальном зале выкладываем несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит под сопкой (ширмой) на другом конце площадки. На слова Ойки или ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины. –

Играющие оленята бегают свободно по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики – круги. Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: движения выполнять в соответствии с текстом игры. Волк начинает ловить по сигналу вне домика.

        -Ойка: Вы отличные ученики. Хорошо потрудились. Делу время, а потехе час. Давайте с вами присядем и отдохнем у костра. (имитация) Дети садятся кому как удобно.

        -Ойка: Сказки любите?

        -Дети: Да!

        -Ойка: Тогда слушайте. А называется она «Свинцовая муха», (инсценировка взрослых, можно детей подготовительной к школе группы).

(На поляне Медведица с Медвежонком собирают ягоды, медвежонок играет, кувыркается, зверей и птиц пугает)

        -Ойка: Пошла Медведица по ягоды, Медвежонка с собой взяла. Играет Медвежонок, бегает, кувыркается, то птицу вспугнет, то на зверька рыкнет «Весело!».

        Вот попался ему пенек трухлявый. Ударил Медвежонок по нему лапой, вывернул пенек, обрадовался.

        -Медвежонок: Я сильный! Я смелый! Птицы и звери меня боятся (кричит). Я деревья с корнями выворачиваю! Встречу человека – одной лапой повалю!

        -Ойка: Послушала Медведица глупого сынишку и говорит:

        -Медведица: Глупый ты похвальбишка! На человека вздумал замахиваться.… Самого его, может быть и можно свалить, да есть у человека муха свинцовая, как он выпустит ее из норки, она тут же прилетит, и ты не заметишь, как свалишься…

(Медведица обнимает Медвежонка и он засыпает)

        -Ойка: Послушал Медвежонок свою мать и, сколько жил, обходил человека стороной. (Медведица с Медвежонком исчезают)

        -Ойка: Ребята! О какой свинцовой мухе говорила Медведица своему сынку?

        -Дети: О пуле.

        -Ойка: Верно, ребята, о пуле. Ведь ружье и нож – это главное оружие охотника.

        -Воспитатель: Ойка! Кто помог тебе стать в жизни смелым, сильным и выносливым?

        -Ойка: Главные свои жизненные уроки я получил от отца. (Читает строки из стихотворения Леонида Лапцуя)

...У отца учился я выслеживать песца,

Учился понимать, какая птица

Кричит, когда пурга поднимет вой.

По бездорожью приходить домой,

Чтобы мне ветер парусом был верным.

Отец хотел, чтоб я в свои семь лет

Умел любой разгадывать секрет,

Стал пастухом, охотником примерным.

Взгляните ребята на небо, оно стало багряным. Мой отец мне говорил:

Если солнце, как брусника,

Станет красным на закате,

Утром ветер заиграет

Тучи в небе закачает.

Ну, а мне пора друзья, до свиданья детвора. (Ойка уходит, дети его благодарят, прощаются).

        -Ведущий: Ребята! А ведь и правда погода должна измениться, нам уже тоже пора домой.

(Звучит фонограмма «Пурги», дети имитируют состояние непогоды)

Выходит старуха Пурга и читает стихотворение Любви Нянчи «Песня старухи Пурги»

Выв, выв, выв (воет)

Дни пошлю короче,

Выв, выв удлиню я ночи,

Небо тьмой укрою,

Непогодь устрою, -

Выв, выв, выв,

Кто в тундре ленив,

Пусть меня боится,

                                           Я умею злиться. ( звучит фонограмма Пурги).

        -Ведущий: Да не злись ты бабушка Пурга, поиграй-ка с нами, просит детвора. ( звуки Пурги утихают).

        -Пурга: Тогда давайте поиграем в мою любимую игру «Пурга, льдинки и мороз».

Ход игры: играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят,

Пурга дунет, они и полетят.

Дети делают хлопок на каждое слово. Сначала в свои ладошки, затем в ладоши товарищам, пока не услышат слово «Пурга». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. По сигналу «Мороз!» выстраиваются в 2 круга (девочки и мальчики) взявшись за руки, кто опоздал – выбывает из игры.

Правила игры: выигрывают те, у кого в кругу оказывается большее число игроков.

        -Пурга:         Ох, устала я ребята дуть да шуметь,

Кто в труде ленится,

Пусть меня боится,

Я умею злиться.

Я того в снегу

Схоронить могу.

Тому кто к свету рвется,

Пусть легко живется,

И в пургу тому,

На упряжке быстрой

Пусть летит, как выстрел.

День ему – длиннее,

Ночь ему – теплее.

И, снега сложив,

У его порога

Я посплю немного

Выв, выв, выв (засыпает).

        -Ведущая: Пусть бабушка Пурга отдохнет, а мы ей споем колыбельную (дети садятся вокруг Пурги и поют песню)

Юрий Анко «Колыбельная»

1. В тундре стало тихо-тихо.

Ветер к морю убежал…

Задремала мать-зайчиха,

И зайчонок задремал.

2. Гуа, гуа, гуа, гуа

Потянулся и зевнул.

Гуа, гуа, гуа, гуа –

Улыбнулся и заснул.

3. Мальчик тоже лег в кроватку.

Он набегался, устал.

И, как зайчик сладко-сладко

Рядом с дедом задремал.

Ведущая читает стихотворение Любви Ненянч «Хейра»

Что вокруг произошло?

Солнце первый раз взошло.

Озарило даль и снег.

Одарило светом всех

Дети: Хейра, Хейра

С каждым днем оно сильней,

Вот уж свет в груди моей.

И поет душа, поет!

Стало быть, весна идет.

Дети: Хейра, Хейра

Ненец, ханты и долган,

Русский, чукча, нганасан, -

Все пустились танцевать,

Чтоб весну приветствовать!

Исполняется танец-импровизация «Выглянуло солнце».

        В этот момент появляется «Хейра» (солнце – хант) под спокойную музыку. Солнце становится в круг, проводится игра «Хейра».

Ход игры: играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят «Хейра». Водящий – солнце сидит в кругу на корточках, игроки разбегаются, когда солнце «встает», выпрямляется, расправляет руки в стороны.

Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца, кого солнце задело, тот выбывает из игры. По сигналу: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» тот, кого водящий не задел, возвращается в круг.

        - Ведущий: Наконец-то мы дождались тебя Солнышко. С тобой нам жизнь красивей и весна милей, посиди с дороги, отдохни скорей (все присаживаются, звучит фонограмма капели, шум воды)

        -Ведущий: Ребятишки нам пора (полушепотом)

                         Загулялись мы друзья

                         Скажем тундре до свиданья

                         И до скорого свиданья.

Дети спокойно уходят из музыкального зала под музыку П. И. Чайковского «Март».

Использованная литература:

  1. Стихи Леонида Лапцуя «Олений бег». 1986г.
  2. Стихи Агдо Аксеновой.
  3. Стихи Любви Нянги.
  4. Стихи Юрия Анко.
  5. Детские подвижные игры народов СССР.

Музыкальное сопровождение:

  1. Фонограмма вьюги, пурги, шума воды, капели.
  2. Запись мелодии П.И. Чайковского «Март» из цикла «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Мир тундры

Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

"Тундра зовет"

Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, обогащает духовные и социальные качества детей....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

Любимая загадочная тундра

Содействовать развитию у детей интереса к родному краю;воспитывать бережное отношение к природе;развивать интеллект, творческое мышление и смекалку;способствовать сплочению детского коллектива;развива...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Загадочная и неповторимая тундра».

Цель: расширить представления детей об особенностях природной зоны Земли – тундра, и её обитателями. ...