Развитие речи.Тема: "Чтение стихотворения Пушкина "Уж небо осенью дышало..."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кушманцева Елена Владимировна
Конспект НОД для старшей группы Развитие речи. Кушманцева Е.В.(18.10.2017) Тема: Чтение А.Пушкина" Уж небо осенью дышало". Цель: продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, в частности со стихотворением «Уж небо осенью дышало». Задачи:Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Учить отвечать на вопросы. - совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание. - закрепить знания воспитанников об осенних признаках; - воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта, интерес к художественному слову. Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, чтение стихотворений,А Толстого"Осень.Осыпается весь наш бедный сад, И. А. Бунина «Листопад»; наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе. Оборудование: листочки - картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, портрет А. С. Пушкина. Ход нод: (Дети с воспитателем под музыку песни «Осень постучалась к нам золотым дождем» стоят у окна, наблюдают за природой и погодой.) Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Давайте скажем, какая бывает осень? (Дети поочереди называют: осень бывает золотая, холодная, пасмурная, дождливая, волшебная, красивая, ранняя, поздняя, разноцветная и т. д.) Молодцы! Садитесь на стульчики.Ребята,посмотрите слайды и попробуем составить предложения по картинам. -Раннюю осень называют "-золотыми становятся травы,листья на деревьях и кустарниках. Солнце не поднимается высоко,дни становятся короче,а ночи длиннее.Моросят мелкие холодные дожди.Порывы ветра срывают с деревьев желтые,багряные листья.Желтые,багряные листья устилают землю пестрым ковром.Деревья теряют свой пышный яркий убор,ветви обнажаются.Исчезают насекомые,улетают на юг перелетные птицы.Звери готовятся к зиме,делают запасы,строят и утепляют гнезда и норы,меняют летние шубки на пушистые и светлые,чтобы стать незаметными в белом снегу.Осенью у людей много работы:надо собрать урожай овощей и фруктов,приготовить к весне пашни,посеять озимые.(Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их). – Что сейчас делал каждый из вас? (Составлял предложение по картинке) - Что мы с вами сейчас составили из предложений? (Рассказ об осени.) Физкультминутка. Стих.про осень-читает Рустам-дети делают разные движения. Д/и"Закончи предложение об осени. На смену лету пришла..(золотая осень)Повтори Злата,..полностью предложение. Солнышко все реже и реже выглядывает(из-за туч).Повтори.Маша,... Деревья надели...(разноцветный наряд)(красные,желтые)листья горят на солнышке,а затем..(опадают,кружатся,укрывают)землю золотым ковром. Дождик..(моросит) и заставляет прятаться..(по домам). Птицы собираются в стаи..(и улетают в теплые края) Зверям некогда резвиться,они делают...(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права..Повтори Рустам,.. - Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.) - Кто пишет сказки и рассказы? (писатель) - картины? (художник) - Песни? (композитор) - А стихи? (поэт) (Выставляется портрет А. С. Пушкина) Воспитатель: - Подскажите, ребята, кто из поэтов изображен на портрете? Верно А. С. Пушкин, один из величайших русских поэтов, который написал много чудесных стихотворений, в том числе и о временах года. А сейчас давайте отдохнем. (Дети встают вкруг) Физминутка: Саша А.читает стихотворение"Опустел скворечник"(дети под стих-ние выполняют движения) Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочту вам стихотворение. А вы обратите внимание, какое время года и настроение описывает поэт. Еще вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажилась», «караван»Воспитатель читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гесей крикливых караван Тянулся к югу:приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. -Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении? - Чем дышало небо в стихотворении? - Какие приметы осени вы в нем услышали? - Это приметы какой осени? Ранней или поздней? - Как А. С. Пушкин написал про таинственную сень? Что значит таинственная? (содержит в себе тайну, загадку) - Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров) «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом) - Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев? (Ноябрь – третий по счету месяц) - Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и на доске в хаотичном порядке) Они помогут вам при заучивании этого стихотворения. (После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.) Рефлексия: Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» А вам? Если у вас было хорошее настроение и вам все понравилось, то прикрепите к желтому листочку солнышко, а если было грустно и что-то не понравилось, то к синему листочку прикрепите тучку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема для заучивания стихотворения "Уж небо осенью дышало.." А. Пушкина

Чтобы быстро и легко выучить стихотворение используйте схемы....

Конспект НОД вторая младшая группа Образовательная область «Развитие речи». Тема «Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Конспект Нод составлен в соответствии с ФГОС  дошкольного образования, направлен на создание ситуации успеха детей на занятии....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Развитие речи Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».Образовательные:1.Познакомить детей со стихотворением  А. Плещеева «...

занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"Возрастная группа: подготовительная

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и ...