Тема: Составление рассказа по картине «Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Романова Татьяна Николаевна

Цель: Развитие связной речи

Задачи:

Образовательные задачи : Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация по теме «Осень». Совершенствования навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.

 Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений синонимов и антонимов; звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, коврограф, репродукция картины « Поздняя осень» М.Г Пишванова , коллаж «Ноябрь –ворота зимы», схемы- иллюстрации по коллажу, контейнер с сухими листьями, «Чудесный мешочек» с мхом, желудями, каштанами, грибами, ягодами, колосьями, листьями; мнемотаблицы с загадкой и описанием картины; контейнеры с водой.

Предварительная работа. Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью, рассматривание иллюстраций о осени, разучивание стихов и песен, пальчиковые гимнастики, чтение произведений, художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, конструирование из природного материала) о осени. Конкурс с участием родителей «Осенняя фантазия».

 

                                              Ход занятия

 

 Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков.

Воспитатель вносит письмо с символами.  Предлагается его расшифровать. (Перекодирование информации.)

               Приходит без красок и перекрашивает все листья.

Загадывание загадки: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далекий - птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года ОСЕНЬЮ зовется!

   Давайте вспомним  наши осенние прогулки и выясним что хорошего или плохого в этом времени года.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

    Все таки в этом прекрасном времени года больше хорошего, ведь осень принесла нам много подарков. Я предлагаю вам поиграть  в игру , которая так и называется « Подарки Осени».

Игра «Чудесный мешочек Осени»

  На ощупь  надо отгадать и описать подарки осени -  желудь, каштан, лист, мох, гриб, фрукт, овощ, ягоду, колос.)

(приглашаю всех за столы перед доской, где висят картинки  трех месяцев осени)

    У Осени три месяца, им в народе придуманы названия:

Сентябрь - он осени начало, Октябрь - месяц золотой, Ноябрь-ворота зимы.

   Мы очень много  говорили  о прошедших месяцах - сентябре и октябре, а почему ноябрь называют - воротами зимы?

    Давайте посмотрим на нашу картину, которая так и называется «Ноябрь - ворота зимы» и попробуем составить рассказ о ноябре.

(Составление рассказа о ноябре по коллажу)

    Мы с вами часто наблюдали и любовались осенним листопадом, я вам предлагаю устроить  у нас листопад на воде. Аккуратно я рассыплю листики, а  вы будете осенним ветерком, напоминаю, что дуть надо тихо. Сделайте глубокий вдох через нос и подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёк.

Упражнение «Осенний ветерок».  Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.

    Молодцы!  Я вам приготовила еще одну картину. Давайте мы ее рассмотрим.

Рассматривание картины «Поздняя осень».  

    Как вы думаете, какой месяц осени здесь изображен?

Что нарисовано на переднем плане? На заднем плане? Какая погода, небо, воздух и т.д. Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали? Давайте мы все вместе составим рассказ по ней, а помогут нам  в составлении рассказа  наши карточки с символами.

1карточка - природа (деревья); 2- погода ( небо, ветер, дождь); 3- дети (одежда); 4- лес, река; 5-птицы.

Составление рассказа по картине - (коллективное)

Окончание занятия. Оценка работы детей (оцениваются детские впечатления о занятии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozdnyaya_osen.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по картине «Поздняя осень»

Цель: Развитие связной речи

Задачи:

Образовательные задачи : Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация по теме «Осень». Совершенствования навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, дыхания, слухового и зрительного внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.

 Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений синонимов и антонимов; звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, коврограф, репродукция картины « Поздняя осень» М.Г Пишванова , коллаж «Ноябрь –ворота зимы», схемы- иллюстрации по коллажу, контейнер с сухими листьями, «Чудесный мешочек» с мхом, желудями, каштанами, грибами, ягодами, колосьями, листьями; мнемотаблицы с загадкой и описанием картины; контейнеры с водой.

Предварительная работа. Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью, рассматривание иллюстраций о осени, разучивание стихов и песен, пальчиковые гимнастики, чтение произведений, художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, конструирование из природного материала) о осени. Конкурс с участием родителей «Осенняя фантазия».

                                              Ход занятия

 Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков.

Воспитатель вносит письмо с символами.  Предлагается его расшифровать. (Перекодирование информации.)

               Приходит без красок и перекрашивает все листья.

Загадывание загадки: Если на деревьях - листья пожелтели,

Если в край далекий - птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года ОСЕНЬЮ зовется!

   Давайте вспомним  наши осенние прогулки и выясним что хорошего или плохого в этом времени года.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

    Все таки в этом прекрасном времени года больше хорошего, ведь осень принесла нам много подарков. Я предлагаю вам поиграть  в игру , которая так и называется « Подарки Осени».

Игра «Чудесный мешочек Осени»

  На ощупь  надо отгадать и описать подарки осени -  желудь, каштан, лист, мох, гриб, фрукт, овощ, ягоду, колос.)

(приглашаю всех за столы перед доской, где висят картинки  трех месяцев осени)

    У Осени три месяца, им в народе придуманы названия:

Сентябрь - он осени начало, Октябрь - месяц золотой, Ноябрь-ворота зимы.

   Мы очень много  говорили  о прошедших месяцах - сентябре и октябре, а почему ноябрь называют - воротами зимы?

    Давайте посмотрим на нашу картину, которая так и называется «Ноябрь - ворота зимы» и попробуем составить рассказ о ноябре.

(Составление рассказа о ноябре по коллажу)

    Мы с вами часто наблюдали и любовались осенним листопадом, я вам предлагаю устроить  у нас листопад на воде. Аккуратно я рассыплю листики, а  вы будете осенним ветерком, напоминаю, что дуть надо тихо. Сделайте глубокий вдох через нос и подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёк.

Упражнение «Осенний ветерок».  Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.

    Молодцы!  Я вам приготовила еще одну картину. Давайте мы ее рассмотрим.

Рассматривание картины «Поздняя осень».  

    Как вы думаете, какой месяц осени здесь изображен?

Что нарисовано на переднем плане? На заднем плане? Какая погода, небо, воздух и т.д. Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как бы вы ее назвали? Давайте мы все вместе составим рассказ по ней, а помогут нам  в составлении рассказа  наши карточки с символами.

1карточка - природа (деревья); 2- погода ( небо, ветер, дождь); 3- дети (одежда); 4- лес, река; 5-птицы.

Составление рассказа по картине - (коллективное)

Окончание занятия. Оценка работы детей (оцениваются детские впечатления о занятии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени".

В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Музыка", "Социализация"....

Составление рассказа по картине <<Золотая осень>>

Занятие в старшей группе по развитию речи по теме работа с картиной....

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

«Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Золотая осень»....

Конспект ООД по развитию речи "Составление рассказа по картине "Золотая осень""

Данный конспект предназначен для проведения занятия по развитию речи в подготовительной группе....