Опыт работы по речевому развитию («Кубики, озвучивающие душу ребенка» по методике Н.А. Зайцева)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Ромодина Ирина Петровна
По ФГОС каждый ребенок должен получить качественное дошкольное образование, а оно в свою очередь должно обеспечить психологическую готовность ребёнка к школе. По стандарту в детских дошкольных учреждениях не должно быть занятий. Обучение строится на игре, так как именно она является основой развития детей в дошкольном возрасте. Играя, ребёнок не должен догадываться о том, что его обучают. Все эти задачи и многие другие в полном объёме решает методика «Обучение чтению по Н.А. Зайцеву», поэтому она мною и была выбрана. Эта методика не является официальной программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irine_petrovne.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по речевому развитию («Кубики, озвучивающие душу ребенка» по методике Н.А. Зайцева)

Автор: Ромодина Ирина Петровна, воспитатешь высшей категории МБДОУ «Детский сад № 282» г.о. Самара

Согласно ФГОС, речевое развитие включает в себя ряд очень важных задач:

- обогащение активного словаря;

- развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

По ФГОС каждый ребенок должен получить качественное дошкольное образование, а оно в свою очередь должно обеспечить психологическую готовность ребёнка к школе. По стандарту в детских дошкольных учреждениях не должно быть занятий. Обучение строится на игре, так как именно она является основой развития детей в дошкольном возрасте. Играя, ребёнок не должен догадываться о том, что его обучают.

Все эти задачи и многие другие в полном объёме решает методика «Обучение чтению по Н.А. Зайцеву», поэтому она мною и была выбрана. Эта методика не является официальной программой. Основателем ее является Н.А. Зайцев, который родился в 1939 году в семье потомственных учителей. Обучаясь в институте, чертил себе таблицы, строил графики, облегчая себе понимание предметов. Так и не получив диплома, Н.А. работал воспитателем детского дома, в детской колонии, в интернате для особых детей. Он опробовал свою методику на особых детях. Успех был переменным, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям. С 1989 г. Был налажен и распространен первый выпуск кубиков. С 1992 г. Методика была видоизменена и стала доступной для родителей, для применения в домашних условиях.

С 1996 г. Стало существовать ООО «Методики Зайцева». Н.А. Зайцев – профессор, филолог, читает лекции и знакомит со своей методикой по всей стране, у него множество учеников и последователей.

Я хотела бы рассказать о том, как мною проводилась работа по этой методике.

Одним из главных достоинств методики является то, что в ней нет привязанности к определенному возрасту (он варьируется от 2 лет до 7). После овладения методикой ребенок получает грамотность на всю жизнь, у него происходит развитие самоорганизованности. Простота, системность, наглядность, сочетание игры и строгой внутренней логики дают хорошие результаты.

По мнению Н.А. Зайцева единицей слова является не буква, а склад (когда 2 буквы сложены). Я убедилась в том, что ребенку удобнее составлять слова не из букв, а из складов.

В методике главное – это пение. Склады не проговариваются, а пропеваются (и в таблицах, и в кубиках). Разучивание алфавита происходит в виде попевки. Следует запомнить: алфавит разучивается после полного знакомства со всеми кубиками и таблицей.

Огромный плюс кубиков в том, что ребенок, в дальнейшем в школе, не сможет неправильно написать слов со складами «ЖИ», «ШИ», «ЧА», «ЩА», «ЧУ», «ЩУ» т т.д., так как он их запомнит в нужном варианте.

Для работы мною были выбраны кубики, которые различаются по звучанию и весу, цвету букв и размерам кубиков и индивидуальные таблицы. (Фото №1)

Исходя из условий группы оригинальная таблица Зайцева была мною уменьшена и сокращена, а также она предназначалась для каждого ребенка. Дети усаживались так, чтобы было удобно разложить всю таблицу, и они смогли бы свободно перемещаться по группе.

Цель проекта:

- максимально приблизить ребенка к самостоятельному чтению;

- подготовить детей к обучению в школе.

Задачи проекта:

- познакомить детей с кубиками, с их звучанием, величиной, классификацией;

- познакомить с индивидуальными таблицами. Учить пропевать склады сверху – вниз, снизу – вверх, слева – направо;

- пропевать склады по кубикам, переворачивая их, находить нужный кубик с нужной буквой. Развивать мелкую моторику;

- учить самостоятельно составлять склады, соединяя «большие железные» и «большие деревянные» с «большим золотым», «маленькие железные» и «маленькие деревянные» с «маленьким золотым»;

- развивать устную речь;

- правильно выкладывать кубики слева – направо, без пробелов и, по возможности, читать слова (сначала короткие, потом длинные);

- придумывать слова с заданным звуком – буквой и выкладывать их с помощью кубиков;

- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребенка;

- знакомство с понятиями «слово», «предложение»;

- составление коротких словосочетаний из кубиков, соблюдая знаки: «пробел», «Заглавная буква» и, в дальнейшем, составление предложений из кубиков, используя кубики со знаками препинания;

- побуждать детей к самостоятельному чтению;

- развивать диалогическую речь;

- способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления;

- развивать умение слушать и слышать, выполнять указания воспитателя;

- формировать интерес к книгам: как к художественным, так и к познавательным;

- воспитывать любовь к родному языку и желание изучать его.

Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

К концу первого года обучения (5 – 6 лет) дети должны:

- знать изученные кубики «золотые», «железные», часть «деревянных», пропевать по ним склады и по кубикам и по индивидуальным таблицам;

- пропевать склады по таблицам в разных направлениях (сверху – вниз, снизу – вверх, слева - направо).

Продолжительность обучения – 2 года (1 – ый год обучения – для детей 5 – 6 лет; 2 – ой год обучения – для детей 6 – 7 лет).

Количество занятий в месяц:

Первый год обучения – 2 раза

Второй год обучения – 2 раза

Продолжительность одного занятия:

Первый год обучения – 25 мин (одно занятие)

Второй год обучения – 25 мин (одно занятие).

Работа по методике Н.А. Зайцева начинается с детьми разной степени подготовки (знающими все звуки – буквы, знающими не все звуки – буквы; умеющими читать и не умеющими читать).

Этапы работы

1 – ый год обучения

1 этап 1 – ого года обучения

Цели: знакомство с кубиками и индивидуальной таблицей; привлекать детей к умению манипулировать кубиками (составлять склады по образцу педагога); учить умению находить нужные буквы в таблице; пропевать склады по кубикам и таблице (в разных направлениях).

Начиная с первых занятий идёт знакомство с «большими и маленькими золотыми кубиками». Дети учатся крутить кубик в правильном направлении, подражая действиям педагога. Дети закрепляют понятие «гласная» буква. Для этого достаточно одного занятия, так как на всех последующих «гласные» повторяются, дети с плохой подготовкой в конечном этапе смогут их хорошо выучить.

Игра «Найди и пропой»

Цель: закрепить знания о «гласных», умение правильно вращать кубик в руках.

Игра «Прокатись на лифте»

Цель: уметь пропевать «гласные» в таблице сверху – вниз, снизу – вверх.

2 этап 1 – ого года обучения

Цели: знакомство с понятием «согласная»; знакомство поочередно со всеми железными кубиками («маленькими» и «большими»); обучать умению составлять склады (соединять «звонкие» согласные то с «большим золотым», то с «маленьким золотым» кубиками) Фото №№ 3 и 4; находить склады и нужную букву в таблице и пропевать в разных направлениях (Фото № 5).

На этом этапе обучения дети знакомятся с мягкими и твердыми складами, с исключениями: «Й» - всегда мягкая (кубик «маленький железный двойной»), «Ж» - всегда твердая (кубик «большой двойной железный»). На этот этап отводится 11 занятий + 1 занятие на закрепление.

Каждое занятие начинается в виде игры «Теремок» (Фото № 2).

«Стоит в поле Таремок, как в том теремочке не зверюшки живут, а кубики…»

По мере того, как дети разучивают новые звонкие согласные, они учатся составлять склады с ними. На каждый новый согласный в конце занятия придумываются слова (использовать только изученные согласные). Например: Е – Л, Е - ЛЬ, НО – ЛЬ, МО – ЛЬ и т.д. после каждой вновь разученной звонкой согласной по индивидуальной таблице пропеваются склады. Игры «на лифте», «По ступенькам». (Фото № 5)

По мере изучения «звонких» согласных, дети придумывают слова длинные, тем самым пополняется их активный словарь. Игры усложняются:

«Цепочка»

Цель: уметь на каждый последний склад предыдущего слова придумать новое. (Фото №6)

«Живые слова»

Цель: найти нужный кубик и встать с ним на нужное место так, чтобы слово было выложено верно. (Фото №7)

«Игра - загадка» (Фото №8)

Цель: уметь отгадать загадку и выложить отгадку из кубиков.

Эти задания лёгкие для одних детей, но сложные для других. В процессе этих игр более «сильные» дети сами обучают «слабых», подталкивая их к прочтению слов. К концу года к играм привлекаются все дети без исключения. Сами того не замечая, пассивные детки начинают приобщаться к чтению сначала коротких, затем более длинных слов.

На всех последующих занятиях дети, каждый раз занимаясь с новым кубиком и «согласной» в нем, повторяют все ранее изученные кубики, звуки – буквы, склады с ними. Если ребёнок пропустил занятие, то на последующих он будет повторять то, что пропустил.

К концу первого года обучения дети все, без исключения, знакомятся со всеми «звонкими согласными» и половиной «глухих согласных»; умеют выкладывать и читать слова, начиная от коротких до длинных; понимают понятия «гласные», «согласные», «звонкие согласные», «глухие согласные».

2 – ой год обучения

На втором году обучения дети закрепляют ранее изученные кубики и звуки – буквы в них, до конца знакомятся с деревянными кубиками. На этом этапе дети должны выкладывать свои имена (фамилии по возможности); должны усвоить понятия «звонкие и глухие согласные», «твёрдые и мягкие согласные», «сонорные, шипящие, парные согласные»; свободно петь наизусть алфавит.

Во второй половине года дети должны составлять словосочетания и короткие предложения из кубиков, правильно оформлять их знаками; к концу года читать предложения, небольшие тексты, понимая смысл прочитанного; легко и быстро играть в словесные игры с усложнениями.

Для реализации проекта используются игры – занятия со всеми детьми фронтально. Занятия проводятся в группе, дети сидят по 2 человека за столом (Фото №9). Занятия проводит Ирина Петровна Ромодина – воспитатель высшей категории, имеющая свидетельство, подтверждающее право на обучение детей чтению по методике Н.А. Зайцева. Итоговые занятия проводятся в конце каждого года обучения.

Рекомендуемые игры на 2 – ом году обучения:

Игра «Расколдуем (имя ребенка)»

Например: «Расколдуем Карину»

Цель: придумать и выложить слова на последнюю букву предыдущего слова.

ПА – У – К → К – РО – КО – ДИ - Л → ЛЯ – ГУ – Ш – КА → КА – РИ – НА.

Расколдовали Карину из паука.

Игра «Придумай слова на … (называется любой склад)»

Например: «Придумай слова на склад «МО»

Цель: правильно придумать и составить слова на склад «МО».

МО – ЛО – КО

МО – РЕ

МО – РО – ЖЕ – НО – Е

МО – РЯ – К

МО – ЛЬ

МО – ЛО – Д – ЦЫ

Игра «Выложи услышанное слово»

(по потешкам и стихам)

Цель: правильно, без ошибок выкладывать слова и читать их.

Например: по потешке «Веснянка».

Идёт матушка ВЕ – С – НА

Отворяй – ка ворота!

Первый МА – Р – Т пришёл

Белый С – НЕ – Г сошёл,

А за ним А – П – РЕ – ЛЬ –

Отворил окно и дверь.

А уж как придёт МА – Й

Солнце в терем приглашай!


Приложение

Фотоматериал по играм первого года обучения:

Игра «Цепочка» (Фото №6)

Цель: придумать слово на заданный звук («Ж»), затем слова на последний склад предыдущего слова.

ЖА – РА → РА – ДУ – ГА → ГА – РА – Ж → ЖЁ – ЛУ – ДЬ.

Подсказки:

  1. Имеет семь цветов;
  2. В него ставят автомобиль;
  3. Семя дуба.

Игра «Живые слова (на «Ж»)» (Фото № 7)

Цель: найти нужный кубик и встать с ним в определённое место, не искажая слово.

- Прочный металл на «Ж» - ЖЕ – ЛЕ – ЗО

- Кто весной летит клином и курлычет на «Ж» ЖУ – РА – В – ЛИ

Игра «Игра - загадка» (Фото № 8)

Цель: внимательно выслушать загадку на заданную букву – звук, отгадать её, отгадавший выкладывает отгадку из кубиков.

Например:

- «Зимой и летом одним цветом (Е - ЛЬ)».

- «Стоит Антошка на одной ножке (Г – РИ - Б)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубики, озвучивающие душу ребенка

За любое методическое несовершенство, тем более любое методическое отклонение от природосообразной физиологии ребенка, наши дети расплачиваются телесно-моторным и духовно-психическим недоразвити...

Опыт работы по речевому развитию.Тема: "Формирование нравственных навыков младших дошкольников через знакмство с русскими народными сказками"

Опыт работы по речевому  развитиюТема: «Формирование речевых навыковмладших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» «Сказка – великая духовная культура народа,которую мы...

Семинар-практикум для родителей «Кубики, озвучивающие душу ребенка».

Актуальность: Согласно ФГОС, речевое развитие включает в себя ряд очень важных задач: • Обогащение активногословаря; • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...

Опыт работы по речевому развитию

Обобщение опыта по речевому развитию во 2 младшей группе...

ОПЫТ РАБОТЫ «Познавательно-речевое развитие детей в совместной деятельности»

ОПЫТ РАБОТЫ «Познавательно-речевое развитие детей в совместной деятельности»...

Опыт работы «Организация речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 города Туймазы муниципального районаТуймазинский район Республики Башкортостан...