Конспект НОД "Пробуждение весны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Нихельман Галина Геннадьевна

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_probuzhdenie_vesny.docx7.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД подготовительная к школе группа

Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: Составление рассказа «Пробуждение весны».

Цель: Совершенствование умения составлять описательный рассказ по заданной теме с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать развивать связную диалогическую и монологическую речь;
  • Закреплять умения детей описывая картину выделять характерные признаки;
  • Упражнять детей в умении строить предложения с использованием наглядных пособий (картинки-схемы);
  • Продолжать учить отвечать полным предложением;
  • Способствовать обогащению и активизации словаря;
  • Обобщить представления детей о характерных признаках ранней весны;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, взаимозависимость и последовательность явлений природы;

 Развивающие:

  • развивать память, слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус через восприятие картин;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок, беседы о весне, рассматривание картин на тему «Весна», разгадывание загадок, чтение художественной литературы, рисование, аппликация по теме, знакомство с поговорками, пословицами, народными приметами.

Ход нод

1. Организационный момент. Давайте поздороваемся с гостями.

2.Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею.

Скажите, как называется эта картина и кто её автор? ( Исаак Ильич Левитан. «Март») А посмотрите на эту картину (Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели). А это картина Архипа Ивановича Куиджи «Ранняя весна». А теперь обратите внимание на картину нашего Омского художника Сергея Владимировича Демиденко «Весна». Скажите, что общего изобразили художники на этих картинах? (художники изобразили весну)

А какой период, этап весны они изобразили? (они изобразили раннюю весну)

А ещё какой бывает весна? ( середина весны и поздняя весна)

- Какие приметы ранней весны вы увидели на картинах? (ослепительно светит солнце, и хотя на картине его нет, но свет от него густой, золотистый, яркий, так и хочется зажмуриться от его лучей).    

-         Какое небо? (светлое, чистое, голубое, высокое)               

-         Есть ли на картине облака? Какие они? (легкие, пушистые).

-  Что происходит со снегом? (потемнел, стал рыхлым, появились первые проталины, одна из них видна на первом плане картины)

- Что происходит с деревьями ранней весной? (На деревьях только начинают появляться почки).     

Итак, ребята, посмотрите, художники так написали картину, что мы догадались о каком времени года идёт речь, и даже знаем, какой это период весны. А теперь послушайте два  музыкальных фрагмента (воспитатель включает аудиозапись Чайковского «Времена года. Зима» и Шопена «Весенний вальс).  И  скажите, какой вам напоминает о весне: первый фрагмент или второй. Итак, композиторы могут сочинить  такую мелодию, что мы догадаемся, о каком времени года идёт речь. Художники нам рассказывают о природе с помощью кисти и красок, композитор- с помощью нот и мелодии. А  как могут описать природу поэты и писатели?( Поэты и писатели могут описать природу с помощью слова) Вот  послушайте отрывок из стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского о весне.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Вот и мы с вами тоже сегодня станем писателями и придумаем рассказ, который будет называться « Пробуждение весны»

Динамическая пауза“Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки.

Восп.: Сначала давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. Словарный материал: воробей, ласточка, синица, скворец, ворона, грач, снегирь, соловей.

Задание.«Признаки весны» Составление предложений по схеме.

Воспитатель: Для того, чтобы у нас получались красивые рассказы мы с вами поучимся составлять красивые предложения. Отгадав загадку, вы узнаете главного помощника весны. Что выше леса, краше света, без огня горит (солнце) А какая же работа у солнышка весной? Почему оно главный помощник весны? Давайте расскажем, какую роль играет солнце для наступления весны.

Ребята, нужно составить предложение, опираясь на предметные картинки (ручей, сосульки, ледоход, почки, насекомые, птицы, подснежники, солнце) со словами поэтому, потому что. Послушайте, какое я придумала предложение:

Солнышко пригревает, поэтому снег тает и превращается в воду.

Предполагаемые ответы детей:

1- Бегут ручейки, потому что пригревает солнце и снег начинает подтаивать.

2- Сосульки тают, потому что пригревает солнце.

3- На реках начинается ледоход, потому что пригревает солнышко..

4- Набухают почки, потому что пригревает солнце.

5- Солнышко нагревает землю, поэтому появляются проталины.

6- Пригревает солнце, поэтому появляются насекомые.

7- Возвращаются перелетные птицы, потому что ярко светит солнце.

8- Солнце пригревает, поэтому появляется первый весенний цветок-подснежник.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием и теперь у вас получится красивый  рассказ о весне, который называется. Кто запомнил, как называется наш рассказ?(Рассказ называется «Пробуждение весны»)

 А помогать нам будет схема-помощница. Называется мнемотаблица. Посмотрите, ребята, что обозначают символы (воспитатель объясняет каждый условный символ на мнемотаблице, напоминает кратко о чём нужно рассказать).

Дети составляют рассказы по схеме. Например такой:

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. С крыш свисают сосульки. На деревьях набухают почки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Рефлексия:

-Скажите, чей рассказ вам понравился и почему?

-А по нашим рассказам можно написать картину?

-Посмотрите, какая картина больше подходит к нашему рассказу и почему? ( на слайде  представлены разные периоды весны: ранняя, средняя и поздняя. Дети выбирают раннюю весну).

Молодцы, ребята, а чуть позже мы рассмотрим  другие картины и составим рассказ о поздней весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...