Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. 
Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Исходя из этого, разработала проект «Поучительные сказки С.Я. Маршака» для детей среднего возраста. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Адресация проекта

Дети  средней группы.

Руководитель проекта

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Участники проекта

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна -  воспитатель,

дети средней группы, родители воспитанников.

Возраст воспитанников

4-5лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный информационный    

по количеству создателей: индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по профилю знаний: межпредметный проект

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов: развитие интереса к художественной литературе, через сказки С. Я. Маршака.

Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с новыми произведениями С. Маршака, создание книги с иллюстрациями детей «Сказка об умном мышонке», драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке».

Задачи проекта

  • формировать способности к целостному восприятию текста, в       котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи.
  • Расширять читательский опыт за счет разных жанров (сказки о животных).
  • Развивать способности целостного восприятия текста, понимать главные характеристики героев.
  • Развивать способность к эмоциональному восприятию текста и общего настроения произведения.
  • Поощрять желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героев и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, аппликации и в игре-драматизации.
  • Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  •  Материалы к занятиям: книги С. Я Маршака «Сказка о глупом мышонке»,  «Сказка об умном мышонке», схемы, модели, иллюстраций к произведениям С. Маршака, пословиц и поговорок                                                                                                                                                                                                                          
  • Дидактическая игра «Хорошо - плохо», «Составь рассказ по картинке», «Собери картинку»
  • Информационная обеспеченность: художественная литература, учебно-методическая литература.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Интегративные качества ребенка:

-Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков.

-Любознательный, активный. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.

- Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него.  

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели.

-  Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.

- Имеющий первичные представления о себе: Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме.

- Ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

- Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности).

Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: 

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

-  рисунки, аппликации по сказке  «Сказка об умном мышонке»,

-маски к сказке «Сказка о глупом мышонке»
- игра «Собери картинку», атрибутов для драматизации сказки « Сказка о глупом мышонке»

Аннотация

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.

      Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека

      Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Этапы работы над проектом

I этап  - Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

II этап  - Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети:  , выставка рисунков, книги с иллюстрациями с элементами аппликации к произведению «Сказка об умном мышонке»

2) презентация книг детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп и драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке»

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МДОУ.

        

Пояснительная записка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего  воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Исходя из этого, разработала проект «Поучительные сказки С.Я. Маршака» для детей среднего возраста. Цель проекта: развитие интереса к художественной литературе, через сказки С.Я. Маршака.

Исходя из цели, наметила задачи:

  • формировать способности к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи
  • Расширять читательский опыт за счет разных жанров (сказки о животных).
  • Развивать способности целостного восприятия текста, понимать главные характеристики героев.
  • Развивать способность к эмоциональному восприятию текста и общего настроения произведения.
  • Поощрять желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героев и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, аппликации и в игре-драматизации.
  • Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Воспитывать бережное отношение к книгам.

В рамках тематической недели «Мир книги и театра» для детей организовала выставку книг С.Я. Маршака, где обратили внимание на две ярко иллюстрированные книги «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке». Ребят заинтересовала, почему одна сказка о глупом, а другая об умном мышонке у одного и того же автора, и почему эти сказки так называются. Чтобы ответить на этот вопрос, совместно с ребятами приняли решения прочитать и изучить эти две сказки.

На втором этапе разработала перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила  в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.

Разработала комплекс определенных занятий: коммуникация «Сказка о глупом мышонке», познание «Библиотека – дом для книг», художественное творчество «Аппликация к сказке об умном мышонке», познание (математика) «Порядковый счет».

Подобрала и изготовила необходимые учебные пособия: дидактическая игра «Хорошо - плохо», «Герои сказок», «Мудрые сказки», «Составь рассказ по картинке», «Собери картинку», иллюстрации к пословицам «Эти мудрые пословицы», схемы, модели, иллюстраций к произведениям С. Маршака.

Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнила уголок художественной литературы сказками С. Я. Маршака, атрибутами по театрализованной деятельности, организовала выставку книг С.Я. Маршака.

При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Успешность развития дошкольников при знакомстве с произведениями С.Я. Маршака становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, познание (математика).

2) для работы с родителями  воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей», «Художественная литература, как средство развития дошкольников»

3) Совместно с родителями  воспитанники изготовили маски к произведению С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке».  

4) Организовала экскурсию в  библиотеку на поселке Северный.

На следующем IV этапе  оформили  продукты проектной деятельности:

 -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

-дети: дидактические игры, выставка рисунков книги «Сказка об умном мышонке», атрибуты к театрализованной деятельности по  «Сказке о глупом мышонке».

Дети показали театрализованную постановку детям младшей группы «Сказка о глупом мышонке», с большим энтузиазмом показали книгу с собственными иллюстрациями «Сказка об умном мышонке».

        Я считаю, что дошкольники получили возможность сравнить и изучить сказки С. Я. Маршака, научились сопереживать героям сказки. Ребята продемонстрировали свои актерские способности, приняли участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы. Значит, мой проект - познавателен и полезен.  

На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое взаимодействие по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» (средняя группа)

Задачи:обучающие:знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;обучение детей сотрудничеству, изображению повадок живо...

Инсценировка по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Заключительный этап проекта "Домашние животные"- инсценировка по мотивам сказки  С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»....

По мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Сценарий праздникаВ первой младшей группе «Василек»...

Театрализация сказки С.Я.Маршака " Сказка о глупом мышонке"

Ребёнок 4 – 5 лет постепенно переходит: – от игры ” для себя ” к игре, ориентированной на зрителя; – игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; – игры в малой гр...

Проект по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Пополнять знания о творчестве детского поэта С.Я.Маршака...

Методическая разработка проекта «Создание книжки по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» для детей среднего дошкольного возраста

Идея проекта возникла на утреннем детском круге, когда началась «неделя Маршака». На утреннем круге дети предложили сделать книжку. Позже было выбрано ими и литературное произведение для э...