Конспект игры-инсценировки по знакомой сказке" Репка" в 1 младшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Кривко Любовь Анатольевна

Данный материал содержит в себе инсценировку сказки "Репка" в младшей группе детского сада.Используется для реализации проекта "В театр играем-речь развиваем".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области детский сад «Радуга»

              Районное  методическое  объединение

           Организация  режимных моментов

    Вторая половина дня. Проектная деятельность.

Тема: Игра-инсценировка по знакомой сказке

                                 «Репка».

                       1 младшая группа

                                                                             Воспитатель:

                                                                                                               Кривко Л.А.

                                         Февраль 2017

Тема:

Игра-инсценировка по сказке «Репка».

Цель:

Обогащать игрой опыт детей раннего возраста.

Интеграция  образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Способствовать умению строить сюжет из нескольких связанных по смыслу действий.

Учить детей узнавать героев знакомой сказки.

Выполнять игровые действия в соответствии с ролью.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:

Поролоновые шапочки-маски героев сказки: дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка, репка; лопата, лейка, сюрпризная коробка, музыкальная колонка.

Мотивация:

Сюрпризный момент: яркая большая красивая коробка с бантом.

Воспитатель обращает на неё внимание, предлагает посмотреть, что находится  внутри.

Совместная

деятельность

детей:

Дети садятся на стульчики и рассматривают шапочки-маски, называют их. Воспитатель задаёт вопросы: Из какой сказки эти маски? Кто посадил репку? Кого дед позвал тянуть репку? и т.д.Хотите превратиться в героев сказки?

Воспитатель распределяет роли.

Самостоятельная деятельность детей:

Рефлексия:

Воспитатель рассказывает сказку от автора, дети выполняют игровые действия в соответствии с ролью. По  окончании инсценировки встают вокруг репки и под народную  музыку танцуют.

Воспитатель задаёт вопросы: Почему дед не мог вытянуть репку? Кто помог деду? Чем закончилась сказка? Вам понравилось быть артистами?



Предварительный просмотр:

Сообщение
Игровые технологии для детей раннего возраста. 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Кривко Любовь Анатольевна-воспитатель 1младшей группы.

Ни для кого не секрет, что поступление ребёнка в ДОУ - процесс сложный для малыша.  Для  ребёнка-это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Передо мной , как перед воспитателем, стоит задача помочь ребёнку адаптироваться, применяя в процессе работы современные образовательные технологии. В своей работе применяю элементы многих современных образовательных  технологий. Но так как у меня маленькие детки, я считаю, что применение игровой технологии актуально для данного возраста. Игровая технология помогает сгладить адаптационный период,  которая как раз направлена на эмоциональное воздействие ребёнка со взрослым.

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить
любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые
технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных
и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети
раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель
получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на
каждого в отдельности.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной
сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие,
ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника образовательного
процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также
происходит взаимодействие воспитателя с детьми.
Игровые технологии как система игр используется не только
в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении
режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми
культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров
развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).
Развлекательная функция игры связана с созданием определённого
комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных
механизмов, то есть стабилизации личности
Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность
именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть
самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками,
выбирать игрушки и использовать разные предметы. В игре происходит
развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов.

Основная задача игр в этот период- наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В этот период я использую фигурки пальчикового театра, шапочки –маски, а также фигурки театра на дисках. Использование этого материала служит приёмом торможения отрицательных эмоций при расставании с мамой. Ребёнок переключается  от слёз к моему сюрпризному моменту. Игры и  игровые упражнения заинтересовывают малышей в восприятии изучаемого материала. Дети лучше овладевают новой информацией, делают более доступными игровые задачи. Игра требует умственной и физической активности. Игровые  технологии позволяют легче воспринимать информационный материал. Знания , полученные таким образом хорошо усваиваются. Я использую сюрпризные моменты, игровые ситуации.
Виды игр, используемых в раннем возрасте:
1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного
эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию
потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-
да» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают
детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать
в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников (
«Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору»
и др.)
3. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Замок»,
«Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр
и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений
и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь»,
«Карусели» и т. д.)
5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть
в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой,
а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками»
и т. д.).
6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение
управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать
в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки

и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания
самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на
словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их
признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих
предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит»,
«Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т.д.)
8. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей (это и игры с блоками Дьенеша, игры с вкладышами).

 Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Хочу представить вашему вниманию выставку  по поролонопластике.

Три года я занимаюсь изготовлением шапочек-масок для драматизации сказок , использую их и в подвижных играх. Также изготовила пальчиковый театр, увидела в интернете театр на дисках, заинтересовалась и попробовала сделать.        



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      Кривко Л.А._Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского  муниципального района детский сад «Радуга»

    Познавательно-игровой проект

 

        «Вместе  весело  играть».

Тема: «Формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности в игре».

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                 Кривко Любовь Анатольевна

                                           Москаленки   2017 г.

     Познавательно-игровой проект  «Вместе  весело  играть».

                                                Без игры нет и не может быть полноценного    

                                                умственного развития…

                                                Игра-это искра, зажигающая огонёк

                                                пытливости и любознательности.

                                                                           В.Сухомлинский

                                            Актуальность.

  У ребёнка от 1 до 3 лет идёт важный процесс знакомства с миром. Каждый день приносит что-то любопытное, и что-то надо изучить, попробовать на вкус. Внимание малышей непроизвольно, то есть кроха занимается тем, что интересно. Каждый доступный предмет, привлекший внимание, проходит тщательную проверку на прочность. Параллельно с развитием речи у крохи крепнет интеллект. Это замечательное время для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Обучение идёт в самой приятной из форм - игре.  Самое  важное - создать в группе такую среду, которая поможет скорейшему самостоятельному развитию и обучению малыша. Эта среда должна формировать его первоначальный жизненный опыт, сенсорные и психомоторные навыки, способствовать физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию.

  Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, несовершенны и при неблагоприятных  условиях легко разрушаются. То есть в раннем возрасте складываются не только сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У здорового ребёнка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатлениях. Сенсорные потребности побуждают ребёнка к  двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие задерживается.

   Особое значение в психическом развитии имеют    эмоциональное состояние ребёнка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия  не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей , сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, на формирование личности, поддержание  и развитие интереса к окружающему.

          Ведущая роль в психическом развитии ребёнка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия жизни, знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. В ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребёнка очень рано формируется потребность в общении с ним.

       Именно в первые три года жизни дети учатся  тому, что будут использовать в течении всей жизни. Если взрослые  на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку  ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Самое печальное , что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека.

                     Теоретическое обоснование .

  Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению учёных , ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего возраста – профессора Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина,  М.Ю.Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.

   Условия развития познавательных психических  процессов , подъём их на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребёнка.

     Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования  мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий с детьми , их самостоятельной деятельности ,направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми.

      Существует множество различных классификаций игры. Г. Крейг делит их следующим образом:  сенсорные игры, игры –возни, языковые игры, ролевые игры, игры с правилами.

    Бег, прыжки, лазание, кружение – моторные игры – тоже характерны для детей раннего возраста. Играя, малыши помогают друг другу  овладеть определёнными физическими, когнитивными и социальными навыками.  

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: с сентября 2017 года - май 2017 года.

Цель проекта: Создание условий для активизации работы по игровой деятельности, развитие творческой активности и нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.

 Задачи:

  1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с новыми играми
  2. Развитие детей посредством разнообразных игр и упражнений.
  3. Способствовать интеллектуальному развитию малышей.
  4. Способствовать увеличению двигательной активности детей.
  5. Воспитание организованности, внимания, умения управлять своими движениями

     6.Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в   ходе реализации проекта.

     5.Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

   

Этапы реализации задач:

Первый этап работы (сентябрь) – донести до участников проекта важность данной темы. Изучить необходимую литературу по данной теме. Подготовить необходимый материал для познавательной деятельности.

Второй этап работы (октябрь-ноябрь) – создать в группе развивающую среду: сбор, покупка и накопление  различного материала.

Третий этап работы (декабрь-май) – реализация плана мероприятий с детьми.

Четвёртый этап работы (май) – анализ результатов проделанной работы, демонстрация  родителям чему научились дети, подведение итогов, оформление папки.

Предполагаемый результат:

1.В ходе игр раскрываются творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

2. Развивается мышление, эмоциональная сфера дошкольников.

3. Дети проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к сверстникам.

4.Развивается мышление, эмоциональная сфера дошкольников и совершенствуются сенсорные навыки.

5.Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

                            План-проект.

№ п/п

                 Содержание

             Сроки

1.

Самостоятельная деятельность педагога:

- изучение литературы по данной теме

- составление перспективного плана

- подбор наглядного и практического материала

- социальное партнёрство

- обмен опытом с коллегами

В течении года

2.

Работа с детьми:

Пальчиковые игры:

Ладушки.

Сорока-белобока.

Пальчики в лесу.

Пальчик-мальчик.

Пианист.

Человечек.

Очки.

Домик.

Как живёшь?

Замок.

Игры на развитие мелкой моторики рук:

Игра с прищепками.

Игры с баночками и коробочками.

Игры с матрёшками.

Игры со шнуровками.

Игры с лентами.

Мозаика.

Игры со счётными палочками.

Чудесный мешочек.

Игры на развитие мышления:

Парные картинки.

Разрезные картинки.

Кубики.

Четвёртый лишний.

Пирамида.

Найди такой же.

Загадки и отгадки.

Игры на развитие речи, памяти, внимания:

Театр сказок.

Покажи и назови.

Что изменилось?

Игры на развитие слухового восприятия:

Что как звучит?

Слушаем звуки.

Кто как кричит?

Повтори звук.

Звуковые коробочки.

Игры с разными предметами:

Какой мяч больше?

Большие и маленькие.

Круг, квадрат.

Поручения.

Развитие речи:

Мыльные пузыри.

Сдуй пушинку.

Снежинки.

Пузырь.

Паровоз.

Отгадай, кто к нам пришёл.

Работа с родителями.

Знакомство родителей с темой проекта на первом родительском собрании.

Помощь родителей при подборе игрового оборудования.

Консультация для родителей: «Развивающие игры для детей 3 года».

Семинар-практикум для родителей «Рука развивает мозг».

Составление фотоколлажа «Я играю».

 В течении года

                                   Литература

1.Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

3.Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»

4.Соляник Е.Н. «Развивающие игры».

5.Силантьева С.В. «Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста».

6.Погудкина И.С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет»,

7.Интернет-ресурсы: http://hsportal/ru/ , http://maam/ru  



Предварительный просмотр:

Тема кружковой работы: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год.

Краткое описание проекта.

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются их духовные и физические силы: внимание, память, речь, воображение.

Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества: умного, доброго, и, главное, здорового человека. Немаловажное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.

Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.

Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Учитывая важность развития мелкой моторики, я и решила вести с детьми углубленную работу в этом направлении.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в упражнениях, пальчиковых играх.

Задачи проекта:

1.Разработать план работы по теме "Говорунчики".

2.Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.

3.Оформить информационные листы для родителей.

4.Развить коммуникативные отношения.

5.Развивать координацию движений, использовать самомассаж.

6.Развивать речь детей 3-4 лет.

7.Расширить словарный запас детей. 

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

   Для достижения задач были выбраны разнообразные виды пальчиковых игр:

1.Игры – манипуляции.

2.Сюжетные пальчиковые упражнения.

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4.Пальчиковые игры, с использованием  разнообразного материала (пробки, прищепки, мячики «ежики»,пуговицы).

5.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

6.Театр в руке.

7. Сопряженная гимнастика.

Участники проекта:

 1. Воспитатель: Мухамадиева Эльвира Рохфатовна.

2. Дети младшей группы.

3. Родители и другие члены семьи.

 Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

I. Подготовительный этап:

 - Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

- Изучение методической литературы по данной теме:

Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010.

 - Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др., оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».

II. Основной этап реализации проекта:

 - Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми;

- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  3. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  5. Используйте максимально выразительную мимику.
  6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
    громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
    Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

- родительские собрания: знакомство с проектом «Говорунчики»;

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

III. Заключительный этап.

Организация работы педагога .

 1. Показ открытого занятия для родителей

 2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

 3. Самоанализ деятельности по реализации проекта.

 Перспективы распространения результатов проекта.

 1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.

 2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.

Примерное  комплексно-тематическое планирование

по проекту «Говорунчики».

Месяц

Тема

Сентябрь

«Ладушки - ладушки»

«Грибы»

«Этот пальчик - бабушка»

«Этот пальчик хочет спать»

Октябрь

«Домик»

«Поехали - поехали»

«Колобок»

«Замок»

Ноябрь

«Улитка, улитка»

«Кошка и мышка»

«Сидит белка на тележке»

«Солнышко»

Декабрь

«Зима»

«Новый год»

«Шарики»

«Ёлка»

Январь

«Части тела»

«Братья-гномики».

«Бумажный мячик»

«Погладим котенка».

Февраль

«Пальчики играют»

«Терем-теремок»

«Животные»

«Транспорт»

Март

«Пальчики в лесу»

«Бусы для мамы»

«Рыбки»

Сказка «Маленький ежик»

Апрель

«Ягоды»

                            «Бабочка»

«Веселые пальчики»

«В гостях у бабушки»

Май

«В поисках сказки»

«Играем нашими пальчиками»

«Кто приехал?»

«Пчелки»

Ожидаемые результаты.

Образовательные:

Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.

Развитие творческих способностей.

Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.

Активизация познавательных процессов ребенка.

Воспитательные:

Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.

Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.

Статусные:

Развитие коммуникативных отношений.

Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4 лет.

Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Показатели результативности :

Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.

Творческие выставки.

Отзывы родителей и педагогов.

Мониторинг  реализации проекта.

                                              Критерии

   Ф.И. ребёнка

сентябрь

  май

1.Ребёнок обладает большим словарным запасом .

2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их       строить.

3.Речь ребёнка понятна окружающим(чётко проговариваются почти все звуки).

4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и  гибкость.

6.Сформированно умение работы с пластилином(приёмы

отщипывания,расплющивания,раскатывания и размазывания)

7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика,пирамидки, шнуровки и др.)

3 балла -  проявляет активность, самостоятельность

2 балла –выполняет задания с частичной помощью взрослого

1 балл  - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

                                   Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2.Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
3.Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
4.Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.
5.КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.
6.Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.

7.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005.

8.Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
9. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

10.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

11.Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

12.Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

13.Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с., ил.

14.Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.  

Пальчиковые игры для детей младшей группы.

«Пальчик – мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?        Большой палец руки           поочередно

С этим братцем в лес ходил,        соединяется с остальными в

С этим братцем щи варил,        соответствии с текстом.
С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.        (2—3 раза со сменой рук.)

«Веселые пальчики»

Как у деда Ермолая                          две ладони перед собой,

Вся семейка небольшая:                  кончика пальцев соединены

Только сам, да сама,                               показывают большие пальцы на обеих руках

Только кум, да кума,        показывают указательные пальцы на обеих руках

Да два сына с усами,                          показывают средние пальцы на обеих руках

Да две дочки с косами                       показывают безымянные пальцы на обеих руках

Да две внучки на печи                     показывают большие пальцы на обеих руках        

Уплетают калачи                                руки в замок перед собой,                       покачивают вверх-вниз

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь     Изображают пальцами откру-        

И воду в таз налили,            чивание крана.

Насыпали вниз порошка,     Делают мелкие движения щепоткой пальцев

Белье все замочили.            Ставят руки перед собой, кисти вниз,  изображают погружение белья в таз.

Стирали долго мы его,      Потирают кулаком о кулак.

О доску даже терли.          Потирают кулаком о ладонь.

Не разорвали ничего,        Делают отрицательное движение  указательным пальцем.

А полоскали сколько!      Наклоняются, опускают руки,

Туда-сюда, туда-сюда,      расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.

Вода в тазу вскипела.      Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы.

Но только, братцы, вот беда: Прижимают руки к щекам, покачивая головой

На пол упала пена!                       Опускают руки вниз, трясут легко кистями.

Давай ее мы собирать              Приседают, имитируя сбор пены

И отжимать в ведерко.            обеими руками. Показывают

Чтобы как мама наша стать,    указательным пальцем вверх. 

Трудиться надо сколько!

«Улитка»

Кулачки лежат на столе           Локти чуть разведены

Улитка,                                       Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Высуни                                       Высунуть указательные пальцы

Рога                                             Пальцы убрать в кулак

Дам тебе,                                    Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Я                                                  Высунуть указательные пальцы

Пирога                                        Пальцы убрать в кулак

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка         пальцы переплетены, из больших – верх ёлочки

Шишечки, иголочки.       кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики        пальчики вверх

Зайчики и свечки,  показывают «ушки», обе ладошки сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки. ладошки сложены, пальцы растопырены; 2 пальца

«побежали».

«Капуста»

Мы капусту рубим,             Дети делают резкие движения     прямыми кистями сверху вниз.

Мы морковку трем,                    Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя.

Мы капусту солим,                        Имитируют посыпание солью из щепотки

Мы капусту жмем.                        Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали,      Потирают кулак о кулак.

Сверху грузиком прижали.   Ставят кулак на кулак

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,                   Дети показывают пять пальцев.

Один улетел, а другие запели.                         Загибают один палец.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел — и их трое осталось.               Загибают еще один палец.

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались                          Загибают еще один палец.

Роль пальчиковых игр в развитие детей дошкольного возраста.

(мастер-класс для родителей).

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей. 
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой ? 
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1.Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

2.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
       4.
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
     5. 
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)."Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук."Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке.Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение."Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев")."Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

В своей практике я  использую игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковый тетр; самомассаж кистей и пальцев рук с карандашами.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Детям объясняю выполнение того или иного задания с предварительным показом.Например: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Так же в своей работе использую игры с пальчиками, с использованием разнообразного  материала-это и причепки, зубные щетки, массажные мячи и т.д. Вашему вниманию хочу предоставить игры с пальчиками,с использованием разнообразного материала:

1 Зубная щетка.

«Пальчики»

В руки все мы

Щётку взяли,

Пальчики пересчитали.

Один-два-три-

Четыре-пять

Гладим пальчики опять.

Будьте пальцы сильными,

Будьте пальцы ловкими.

Один-два-три-четыре-пять,

Гладим пальчики опять!

2.Массажный мячик.

При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки) и дети охотно и с удовольствием будут играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 Нод  Кривко Л.А.

Муниципальное    бюджетное  дошкольное  образовательное    учреждение         Москаленского      муниципального   района   Омской   области  детский сад                   «Радуга»

 Конспект  НОД  по познавательному  развитию для детей 2 младшей группы на тему  «Сравнение  предметов по ширине».

                          ТЕМА:  « ПОМОЖЕМ ЗАЙЧАТАМ».

                                   

                                                                                         

                                                                                          Воспитатель:

                                                                          Кривко Любовь Анатольевна        

                                     

                              Москаленки  2016 год

      Тема:           Сравнение  предметов  по ширине.  

Задачи:

Образовательная: способствовать обучению  сравнения предметов  контрастных по ширине ( пользуясь  приёмом наложения ), побуждать правильно обозначать  качества  предметов  словами : широкий-узкий, шире-уже.

Развивающая: развивать сенсорные представления (цвет, форма), мышление, внимание, память.

Воспитательная: воспитывать  усидчивость, навыки взаимодействия.

Материал к занятию: геометрические  фигуры (круг, квадрат, треугольник) по2 штуки, карточки к игре  «На что похоже», картонные домики с  прорезью для дверей и 3 двери разной ширины по количеству детей, картонные зайчики, строительный материал (дошечки  широкие и узкие ), дорожки (узкая и широкая), музыкальная колонка с музыкой «Паровоз  чух-чух», шапочка-маска волка.

Ход  НОД:

Воспитатель:

-Ребята, послушайте, мне кажется, что у нас в группе кто-то тихо плачет. Вы слышите? Я думаю, нам надо отправиться в небольшое путешествие  по нашей группе и узнать, кто же нуждается в нашей помощи. Итак, отправляемся. Посмотрите, перед нами дорога. Какая она ?Широкая или узкая?

Дети:

-Широкая.

Воспитатель:

-Ребята, по широкой дороге мы пойдём высоко поднимая ноги и проговаривая :

                           Большие ноги шли по дороге,

                            Топ, топ, топ.

-А теперь посмотрите, какая перед нами дорога?

Дети:

-Узкая.

Воспитатель:

-По узкой дорожке мы пойдём короткими шажками  и будем проговаривать:

                Маленькие ножки бегут по дорожке,

                 Топ, топ, топ.

Воспитатель:

-По дорожке шли к поезду пришли. Чтобы занять места в поезде , я раздам вам по билетику, а вы посмотрите какая фигура геометрическая у вас на билетике , на тот стульчик вы сядите.

          (Игра «Займи место» с геометрическими фигурами).

Опрос детей о том, какая геометрическая фигура  и какого она цвета.

-Я –кондуктор, я пойду и проверю все ли правильно заняли свои места.

Пассажиры все на своих местах. Наш поезд отправляется.

                        Проигрывается музыка «Паровозик чух-чух».

Воспитатель:

-Из окна нашего поезда мы видим какие-то необычные предметы. Давайте пофантазируем и скажем на что же похожи эти предметы.

                (Игра «На что похоже»).

-А ещё из окна нашего поезда мы видим зайчат , они играют в игру.

Хотите с ними поиграть?

               (Малоподвижная игра «Зайки скачут»).

                Зайки скачут- скок, скок, скок

                 На зелёненький лужок

                 Травку щиплют, кушают

                  И тихонько слушают…

                  Не идёт ли волк?

Игра проигрывается 2-3 раза.

Воспитатель:

-И снова перед нами препятствие. По-моему это ручеёк. Какой, ребята это ручеёк широкий или узкий?

Дети:

-Узкий.

Воспитатель:

-Как через него можно перебраться?

Дети:

-Перешагнуть, перепрыгнуть.

Воспитатель:

-Хорошо, давайте перепрыгнем через него.

-А здесь какой ручеёк?

Дети:

-Широкий.

Воспитатель:

-Сможем ли мы перепрыгнуть? Как же перейдём?

Дети:

-Можем построить мост через ручеёк.

Воспитатель:

-Вот здесь у нас есть дошечки, используем их для постройки моста.

-По мостику пойдём, прямо к домикам попадём.

-Ребята, посмотрите, на столе домики, а рядом с домиками сидят зайчики. Вы знаете, я кажется догадалась, кто в нашей группе плакал. А вы догадались?

Дети:

-Да, это зайчата.

Воспитатель:

-А кого они испугались?

Дети:

-Лисичку или волка.

Воспитатель:

-А чтобы узнать, кого они испугались, надо отгадать загадку:

             Всё время по лесу он рыщет,

             Он в кустах кого-то ищет,

              Он из кустов зубами щёлк,

              Кто скажите это?

Дети:

-Волк.

Воспитатель:

-Молодцы, правильно .Это волк. Зайчата просят вашей помощи .Подберите к домику зайчика подходящую дверь. Двери разной ширины.

 (дети самостоятельно методом приложения, наложения подбирают одну из 3 предложенных дверей и закрывают зайчонка за дверью)

-Ребята, покажите мне самую узкую дверь, самую широкую. А что было бы, если мы закрыли дом зайчонка узкой дверью?

Дети:

-Была бы щель и волк смог бы достать зайца.

Воспитатель:

-А широкая дверь плотно бы закрыла  дверь?

Дети:

-Нет.

Воспитатель:

-Ребята, я кажется вижу, где спрятался в кустах волк.

(достаю поролоновую шапочку-маску зайца, надеваю на свою голову)

-Сейчас волк пойдёт и посмотрит, все ли зайчики спрятались в своих домиках.  Молодцы, у всех двери закрыты. Ушёл волк в свой лес опять голодный.

-Ребята, кому мы сегодня с вами помогали?  А как мы с вами к зайчатам пришли? (шли по дорожкам, ехали на поезде, через речку перепрыгивали, строили мост.) Кого мы видели из окна нашего поезда?(зайчат, они играли на полянке). Вам понравилось наше путешествие?

Дети:

-Нам понравилось путешествие.

Воспитатель:

-Нам пора возвращаться в группу.  

                           



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      Кривко Л.А._Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского  муниципального района детский сад «Радуга»

    Познавательно-игровой проект

 

        «Вместе  весело  играть».

Тема: «Формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности в игре».

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                 Кривко Любовь Анатольевна

                                           Москаленки   2017 г.

     Познавательно-игровой проект  «Вместе  весело  играть».

                                                Без игры нет и не может быть полноценного    

                                                умственного развития…

                                                Игра-это искра, зажигающая огонёк

                                                пытливости и любознательности.

                                                                           В.Сухомлинский

                                            Актуальность.

  У ребёнка от 1 до 3 лет идёт важный процесс знакомства с миром. Каждый день приносит что-то любопытное, и что-то надо изучить, попробовать на вкус. Внимание малышей непроизвольно, то есть кроха занимается тем, что интересно. Каждый доступный предмет, привлекший внимание, проходит тщательную проверку на прочность. Параллельно с развитием речи у крохи крепнет интеллект. Это замечательное время для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Обучение идёт в самой приятной из форм - игре.  Самое  важное - создать в группе такую среду, которая поможет скорейшему самостоятельному развитию и обучению малыша. Эта среда должна формировать его первоначальный жизненный опыт, сенсорные и психомоторные навыки, способствовать физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию.

  Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, несовершенны и при неблагоприятных  условиях легко разрушаются. То есть в раннем возрасте складываются не только сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У здорового ребёнка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатлениях. Сенсорные потребности побуждают ребёнка к  двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие задерживается.

   Особое значение в психическом развитии имеют    эмоциональное состояние ребёнка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия  не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей , сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, на формирование личности, поддержание  и развитие интереса к окружающему.

          Ведущая роль в психическом развитии ребёнка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия жизни, знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. В ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребёнка очень рано формируется потребность в общении с ним.

       Именно в первые три года жизни дети учатся  тому, что будут использовать в течении всей жизни. Если взрослые  на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку  ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Самое печальное , что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека.

                     Теоретическое обоснование .

  Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению учёных , ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего возраста – профессора Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина,  М.Ю.Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.

   Условия развития познавательных психических  процессов , подъём их на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребёнка.

     Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования  мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий с детьми , их самостоятельной деятельности ,направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми.

      Существует множество различных классификаций игры. Г. Крейг делит их следующим образом:  сенсорные игры, игры –возни, языковые игры, ролевые игры, игры с правилами.

    Бег, прыжки, лазание, кружение – моторные игры – тоже характерны для детей раннего возраста. Играя, малыши помогают друг другу  овладеть определёнными физическими, когнитивными и социальными навыками.  

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: с сентября 2017 года - май 2017 года.

Цель проекта: Создание условий для активизации работы по игровой деятельности, развитие творческой активности и нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.

 Задачи:

  1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с новыми играми
  2. Развитие детей посредством разнообразных игр и упражнений.
  3. Способствовать интеллектуальному развитию малышей.
  4. Способствовать увеличению двигательной активности детей.
  5. Воспитание организованности, внимания, умения управлять своими движениями

     6.Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в   ходе реализации проекта.

     5.Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

   

Этапы реализации задач:

Первый этап работы (сентябрь) – донести до участников проекта важность данной темы. Изучить необходимую литературу по данной теме. Подготовить необходимый материал для познавательной деятельности.

Второй этап работы (октябрь-ноябрь) – создать в группе развивающую среду: сбор, покупка и накопление  различного материала.

Третий этап работы (декабрь-май) – реализация плана мероприятий с детьми.

Четвёртый этап работы (май) – анализ результатов проделанной работы, демонстрация  родителям чему научились дети, подведение итогов, оформление папки.

Предполагаемый результат:

1.В ходе игр раскрываются творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.

2. Развивается мышление, эмоциональная сфера дошкольников.

3. Дети проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к сверстникам.

4.Развивается мышление, эмоциональная сфера дошкольников и совершенствуются сенсорные навыки.

5.Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

                            План-проект.

№ п/п

                 Содержание

             Сроки

1.

Самостоятельная деятельность педагога:

- изучение литературы по данной теме

- составление перспективного плана

- подбор наглядного и практического материала

- социальное партнёрство

- обмен опытом с коллегами

В течении года

2.

Работа с детьми:

Пальчиковые игры:

Ладушки.

Сорока-белобока.

Пальчики в лесу.

Пальчик-мальчик.

Пианист.

Человечек.

Очки.

Домик.

Как живёшь?

Замок.

Игры на развитие мелкой моторики рук:

Игра с прищепками.

Игры с баночками и коробочками.

Игры с матрёшками.

Игры со шнуровками.

Игры с лентами.

Мозаика.

Игры со счётными палочками.

Чудесный мешочек.

Игры на развитие мышления:

Парные картинки.

Разрезные картинки.

Кубики.

Четвёртый лишний.

Пирамида.

Найди такой же.

Загадки и отгадки.

Игры на развитие речи, памяти, внимания:

Театр сказок.

Покажи и назови.

Что изменилось?

Игры на развитие слухового восприятия:

Что как звучит?

Слушаем звуки.

Кто как кричит?

Повтори звук.

Звуковые коробочки.

Игры с разными предметами:

Какой мяч больше?

Большие и маленькие.

Круг, квадрат.

Поручения.

Развитие речи:

Мыльные пузыри.

Сдуй пушинку.

Снежинки.

Пузырь.

Паровоз.

Отгадай, кто к нам пришёл.

Работа с родителями.

Знакомство родителей с темой проекта на первом родительском собрании.

Помощь родителей при подборе игрового оборудования.

Консультация для родителей: «Развивающие игры для детей 3 года».

Семинар-практикум для родителей «Рука развивает мозг».

Составление фотоколлажа «Я играю».

 В течении года

                                   Литература

1.Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

3.Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»

4.Соляник Е.Н. «Развивающие игры».

5.Силантьева С.В. «Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста».

6.Погудкина И.С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет»,

7.Интернет-ресурсы: http://hsportal/ru/ , http://maam/ru  



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Кривко Л.А._Конспект НОД

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  Москаленского  муниципального  района

детский  сад «Радуга»

                     

Районное  методическое  объединение

Конспект НОД

По познавательно – исследовательской деятельности, с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Однажды  в  лесу».

                                                                          Воспитатель:

                                                                           Кривко Любовь  Анатольевна

                                                 ноябрь  2014  год

Виды  деятельности:  коммуникативная,  игровая, познавательно-исследовательская.

Задачи с учетом интеграции образовательных областей:  

«Речевое  развитие».

Развивать  связную  речь,  речь – доказательство, обогащать  словарь за счет  слов, отражающих  разные  сезонные  изменения.  Развивать  умения  образовывать  притяжательные  прилагательные,  делить  слова  на  слоги.

ОО «Познавательное  развитие».

Обогащать  представление  детей  о  сезонных  изменениях  в  природе  (климатических  природных  изменений, состояние  неживой  природы,  последовательности  изменений  в  среде  обитания  и  жизни  животных  в  сезон),  приспособление  животных  к  изменениям ( спячка, сохранение  запасов,  изменение  окраски).

ОО «Художественно-эстетическое».

Развивать  практические  умения  в  продуктивных  видах  деятельности,  стимулировать  создавать  лепные  работы  способом  плоскостной  лепки  по  схеме.

Предварительная  работа:  закрепление  названий  диких  животных  и  знаний  об  их  приспособлении  к  жизни  в  разные  сезоны  в  условиях  леса.

Методы и приемы:  ситуативный  разговор, беседа, образовательная  ситуация, словесные  игры.

Оборудование: запись  звуков  леса,  магнитофон, пластилин, крышки  от  баночек  по  количеству  детей,  влажная  ветошь, схема  витражной  лепки  листочка, теневые  силуэты  зверей  и  их  следов,  прищепки,  клубочки  5  штук, карточки  с  животными,  мяч.

Ход  деятельности:

Воспитатель  включает  запись «звуки  леса»  и  обращает  внимание  детей  на  звуки:

-Ребята,  послушайте,  что  это  за  звуки?  Откуда  они  доносятся? Присядьте  на  палас,  закройте  глаза,  представьте,  что  вы  на  прогулке  в  лесу.

-Кого  вы  увидели? Услышали?

Дети:

-Медведя,  лису, треск  сучьев.

Воспитатель:

-А  какие  еще  животные  живут  в  лесу?

Дети:

-Заяц,  волк,  лось, барсук …

Воспитатель:

-Как  мы  их  называем  одним  словом?

Дети:

-Дикие  или  млекопитающие.

Воспитатель:

-Чем  они  отличаются  от  домашних?

Дети:

-Они  сами  добывают  себе  пищу, сами  строят  жилища, люди  о  них  не  заботятся.

Воспитатель:

-Ксюша, прочти нам,  пожалуйста, стихотворение.

Улетает  птичья  стая,

Тучи  носятся  рыдая

Будто  тонкая  былинка

На  ветру  дрожит  осинка.

Говорю  ей:

-Успокойся,

Белой  зимушки  не  бойся.

Воспитатель:

-О  каком  времени  года  нам  прочитала  Ксюша  стихотворение?

Дети:

-Об  осени.

Воспитатель:

-А  у  нас  какой  период  осени  сейчас?

Дети:

-Поздняя  осень.

Воспитатель:

-Хотите  заглянуть  в  лес?  Дорогу  нам  покажут  волшебные  клубочки. Посмотрим,  куда  нас  приведет  желтый  клубок.

-На  столе  карточки  с  животными. Я  вам  предлагаю  взять  одну  карточку  и  определить  сколько  слогов  в  слове,  прицепив  прищепки. Сколько  слогов - столько  прищепок.

-Возьмем  зеленый  клубок,  посмотрим  куда  он  нас  приведет. Ой  ребята, кажется  здесь  чьи-то  следы.  Превратимся  в  следопытов  и  угадаем  чьи  следы. Соединитесь  в  пары:  животное  и  его  следы.

-Ребята, а какие  звери  следов   зимой  не  оставляют?

Дети:

-Еж,  барсук, медведь.

Воспитатель:

-Ребята, а что спасает  зверей  от  зимней  стужи?

Дети:

-Теплые  шубки.

Воспитатель:

-Кто  меняет   цвет   шубки?

Дети:

-Белка,  заяц.

Воспитатель:

-Каких  хищников  они  боятся?

Дети:

-Лису,  волка.

Воспитатель:

-Возьмем  фиолетовый  клубок, посмотрим,  куда  он  нас  приведет.

У  нас  есть  фотографии  зверей,  вернее  их  каких-то  частей. Внимательно  посмотрите,  чьи  части  назовите.

Дети:

-Беличий  хвост,  заячья  морда, медвежьи  лапы, беличьи  ушки.

Воспитатель:

-Что-то  холодно  в  нашем  лесу. Нам  надо  немного  согреться.

Физминутка: «Идем  в  лес».

На  прогулку  в  лес  идем

Топ, топ, топ.

За  спиной  рюкзак  несем

Хлоп, хлоп, хлоп!

Лес  нас  в  гости  к  себе  ждет,

Детвора  вперед  идет.

Здравствуй,  лес.

Высокий  лес.

Полный  тайны  и  чудес.

-Ребята,  по-моему,  мы  кого-то  разбудили ( выставляется  картинка  медведя).

-А  как  называют  медведя, которого  разбудили  в лесу  и  он  начинает  ходить  по  лесу?

-Шатуном.

-Возьмем  красный  клубок,  посмотрим,  куда  он  нас  приведет.

-Ребята, вы  сказали, что  звери  сами  строят  себе  жилища.  Интересно, а  вы  знаете,  как  называются  их  жилища.  Встанем  в  круг  и  поиграем  в  игру  с  мячом.

-Поиграем  в  веселую  игру  «Кто  живет  в  родном  лесу»? Я  буду  называть  разных  животных,  а вы  выбирайте  только  тех,  кто живет  в наших  лесах. Если  живут – хлопайте  в ладоши,  если нет -  не хлопайте.

     Белка, лисица, жираф, бегемот

     Заяц, олень, крокодил, кашалот

     Волки, верблюды, моржи и тюлени

     Медведи, слоны, обезьяны, олени.

-У  нас  остался  последний  клубок,  посмотрим,  куда  приведет  нас бардовый  клубок. Привел  он  нас  к  схеме. Прочтем  схему.

-Надо  взять  крышечку  от  баночки, на  внутренней  стороне  нарисовать  контур  листа, заполнить  пластилином  внутреннюю  часть.

-Ребята, как  вы  думаете, кому  из  животных  осенью  понадобятся  листочки?

-Ежу. Он  в  них  завернется и проспит  всю  зиму.

-Хотите  попробовать  сделать  такие  листочки  для  ежа?

-Да.

-Тогда  подходите  к  столам, выбирайте  необходимый  материал, приступайте  к  работе.

Собираемся  в  кружок, любуемся  готовыми  работами.

-Понравилось  вам  сегодняшнее  путешествие  в лес? Что  вам  больше  всего  понравилось? Что  было  сложно  выполнять?

-Вы  сегодня  такие  молодцы, такие  замечательные  листочки  для  ежей  сделали,  теперь  ежи  точно  этой  зимой  не замерзнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-инсценировка «Репка» во 2-й младшей группе

Тема:  «Репка»Вид занятия: ознакомление с художественной литературойВозрастная группа: I I младшая группаДата проведения: 21 октября 2014 годаЦель:Продолжать знакомить детей с русским народным тв...

Конспект занятия Игра-инсценировка по сказке «Репка» в младшей группе.

Вызвать интерес к сказке «Репка».Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого.Закрепить знания о желтом и зеленом цветах.Продолжать учить детей рисовать мелками,.Формировать у детей умение в...

Игра -инсценировка "У солнышка в гостях" - младшая группа. . Речевое развитие, познавательное развитие.

Игра - инсценировка "У солнышка в гостях" - непрерывная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы. В ходе образовательной деятельности дети учатся вести диалог с персонажем, учатся в...

Конспект игры-инсценировки по сказке "Репка" в младшей группе.

Конспект игры-инсценировки по сказке "Репка" в младшейй группе. Вызвать у детей интерес к сказке. Учить играть роль с помощью взрослого....

Конспект занятия Игра-инсценировка по сказке «Репка» в младшей группе.

Конспект занятияИгра-инсценировка по сказке «Репка»   в младшей группе....

Конспект совместной деятельности Игра-инсценировка по сказке «Репка» 1 младшая группа.

Программные задачи: Вызвать интерес к сказке «Репка». Формировать у детей умение внимательно слушать. Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Развивать внимание, речь, чувс...