Конспект занятия по развитию речи по теме: «Дни урожая»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Представенный ниже материал составлен и адаптирован на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), Может быть использован полностью  в качестве  практической  разработки либо в качестве отдельно взятых практических заданий для групповой и индивидуальной работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детско-юношеский центр»

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Дни урожая»

Цель: познакомить с новыми словами по теме «Дни урожая».

Задачи:

- ввести в активный словарь детей названия огородных культур нашей полосы;

- закрепить знания об огородных, садовых культурах,  процессе сбора урожая;

- работать над дикцией;

- развивать монологическую речь;

- развивать память, быстроту мышления;

- воспитывать стремление участвовать в трудовой деятельности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный  - овощные культуры; картинки по теме «Огород».

Раздаточный - индивидуальные карточки с заданиями, цветные карандаши, технологическая карта для родителей: «Составляем рассказ об овоще».

План занятия:

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Упражнение на развитие фонематического слуха. (2 мин)

3. Знакомство с новым материалом. (5 мин.)

4. Работа над дикцией.(3 мин.)

5. Динамическая пауза.(2 мин.)

6. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?» (2 мин.)

7. Развитие монологической речи (составление рассказа по аналогии) (8 мин.)

8. Дидактическая игра «Подбери подходящее название овоща»(5мин.)

9. Подведение итогов занятия. (2 мин.)

Содержание занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Настрой на занятие.

2. Упражнения на развитие фонематического слуха и чувства ритма.

-Послушайте пары слов и найдите в каждой паре одинаковые звуки:

                 

Ветер- ветка                                                  

Утро-лук                                                        

Окно- бревно                                                  

Огород-овощи


3. Знакомство с новым материалом  С.Я.Маршак «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!…

  • О чем говорится в стихотворении?
  • Какие овощи принесла хозяйка? Где они растут?
  • Приглашаю вас в огород.

(на доске вывешены картинки с изображениями овощей)

Задание: найти изображение тех овощей, называния которых встретились в стихотворении.

- А теперь посмотрите на оставшиеся картинки и назовите знакомые вам овощи.

- Где они растут: на земле или под землёй?

 (Дети дают развернутые ответы и одновременно с этим  распределяют все картинки на две группы: «вершки», «корешки»и размещают на магнитной доске).

4. «Огородная скороговорка» - проговаривание в разном темпе, с разной силой звука, с разной интонацией.

Редька редко росла на грядке.

Грядка редко была в порядке.

5. Динамическая пауза.

-Какие инструменты понадобятся для сбора урожая в огороде?

Я копаю, я копаю,

Собираю урожай,

Ну-ка правой (левой)

Посильнее нажимай. (Лопата).

(Движения, имитирующие копание).

6. Игра «Что сажают в огороде»

Правила: «Да»- сажают        

                 «Нет»- не сажают (слушать внимательно)

(Дети встают, взрослый  произносит названия овощных культур, дети быстро отвечают «да» или «нет»):

огурец   фасоль  морковь   вишня  капуста  баклажан редис лук чеснок  грибы патиссон редька фасоль герань горох перец помидор свекла редька

- Какое слово услышали дважды?

7. Развитие монологической речи .

- Слова нашей скороговорки волшебные. Давайте сейчас хором произнесем скороговорку и посмотрим, что произойдет. Только с закрытыми глазами.

(Дети хором произносят «Огородную скороговорку»,

 На отдельном столе появляются на подносе овощные культуры).

- Настоящие овощи появились у нас!

(Дети  подходят к столу, рассматривают овощи, пробуют на ощупь, на запах. Каждый оставляет в руках один овощ).

А сейчас все мы превращаемся в овощи и каждый овощ может рассказать о себе:

Как он называется?

Какого он цвета?

Какой он формы?

Какого он размера?

Где он растет?

Как растет овощ: один или несколько?

Какой он на вкус?

Какой он на ощупь?

Что из него можно приготовить?

(дети рассказывают по цепочке)

-Интересная жизнь у вас, огородные культуры!

-А сейчас вновь наша волшебная скороговорка.

(Дети вновь произносят слова скороговорки)

-Посмотрите, все снова превратились в детей и оказались на своих местах.

(Дети  рассаживаются на места)

8. Игра «Подбери  подходящее название овоща»

Дети получают карточки с изображением овощей.

- Сейчас мы раскрасим те овощи, которые подходят.

сочный-                        огромный-                   гнилой-

горький-                       тугой-                          

спелый-                        рассыпчатый-

 

9.Подведение итогов.

- Какое вкусное путешествие у нас получилось!

- Кому наше путешествие на огород понравилось?

- С какими новыми для вас огородными  культурами познакомились?

Технологическая карта

 в помощь родителям для домашних игр и занятий

«Составляем рассказ об овоще».

Как он называется?

Какого он цвета?

Какой он формы?

Какого он размера?

Где он растет?

Как растет овощ: один или несколько?

Какой он на вкус?

Какой он на ощупь?

Что из него можно приготовить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»

Программное содержание:-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшит...

Конспект НОД к занятию по развитию речи по теме «Собираем урожай» (первая младшая группа)

ЦЕЛЬ ДАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ-ПОПОЛНЕНИЕ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....