Лимерик как средство развития детского речевого творчества.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Парфенова Елена Анатольевна

Нет ничего проще, чем написать  лимерик! Конечно, Вы можете сказать, что вы не поэт и писать стихи не можете.  Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый. Сомневаетесь? Тогда давайте  узнаем, что же такое лимерики и как их писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limerik.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лимерик  как  средство  развития детского речевого творчества.

Одним из компонентов речевого развития ребенка является словарь. Овладение им является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Типичные проблемы развития речи дошкольника

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 6-7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее благоприятен к ее усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

«А он как даст, а они налетели, раз, и, в общем, хороший фильм»! – примерно так пересказал содержание фильма известный герой «Денискиных рассказов». Есть от чего схватиться за голову родителям и педагогам: неумение пользоваться богатством речи приводит не только к тому, что окружающие вряд ли поймут, что хотел сказать ребенок. Проблема с годами только усугубляется и в результате уже в начальной школе начинаются сложности с усвоением учебного материала.

Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь).
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция.

Только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.

В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами, ибо в основе развития речи лежит общение взрослого с ребенком.

Развитие речи в дошкольном учреждении  осуществляется  в организованной деятельности, на занятиях ив повседневной жизни.

Именно во время  организованной деятельности происходит процесс развития речевых способностей детей, усвоения ими элементарных знаний  о культуре речи, обогащения словаря, формируются речевые умения и навыки.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным и у любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методов для конкретного ребенка.
Существует множество ТРИЗовских  технологий и игр для работы с дошкольниками.

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы

Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого “витамина роста”, как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной, лимерики.

Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества.

Что же такое лимерик?

Лимерик – это своего рода стихотворение, одна из составляющих английского юмора и культуры. Корни жанра лимериков – в устном народном творчестве Великобритании.

Нет ничего проще, чем написать  лимерик! Конечно, Вы можете сказать, что вы не поэт и писать стихи не можете.  Позвольте не согласиться. Если речь идет о таких стихах, как лимерики, то написать их может практически каждый. Сомневаетесь? Тогда давайте  узнаем, что же такое лимерики и как их писать.

Наверняка нет ни одного человека, который ни разу не слышал и не пел частушек. Частушки – это наши  народные забавные песенки.  Родственники частушек есть практически у каждого народа.  В Англии  подобные шуточные стихи называются лимерики.

Интересна история возникновения лимериков.  Считается, что первым опубликовал лимерики Эдвард Лир, в книге «Книга нонсенсов», которая вышла  в 1846 году и была переведена почти на все языки мира. С появлением книги появилось новое направление – литература нонсенса. Но возникли лимерики задолго до выхода книги в народном творчестве, чем и напоминают наши частушки.

Герои лимериков – большие чудаки и чудачки, которые совершают различные невообразимые поступки, чем и привлекают внимание читателей.

К старичку одному на окошко,
Забирались бродячие кошки,
И мяукали в лад,
С ним все песни подряд.
Пес подыгрывал им на гармошке.

Лимерики  легко придумать, так как они имеют четкую структуру строения, изменять которую нельзя. Четко выполнив  алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Оказывается, поэтом может стать каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи - лимерики.

Сюжет лимерика.

 В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония, даже абсурд –все это весьма ценится. Каждая строчка несёт определённую ролевую нагрузку, отвечает за отведённую ей часть развития сюжета. Композиционные правила лимерика не требуют от нас четкого развития сюжета, чем так успешно пользовался Эдвард Лир. Например, часто упоминающееся в первой строчке географическое название, бралось им не столько ради научной точности, сколько  для антуража и рифмы. То есть совсем не обязательно во второй и третьей строчках мы узнаем про типичные проблемы или приключения жителя конкретной страны. Лимерики легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке.

Форма лимерика.

Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк. В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил да был; вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя; третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а подчас невероятных событиях; пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на первую). Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой строкой, а третья – с четвертой (схема – аабба).

Как правило, лимерика начинается со слов “Therewas a …”, что соответствует русскому фольклорному зачину “Жил-был”.

Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»

Один старичок на Багамах,
Валялся в лиловых пижамах.
Он ел свое манго,
Под музыку танго -
Счастливый старик на Багамах!

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов, возможно, начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

ПРИМЕР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит "Рак" и добавляет "Квак".

2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПРИМЕР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска".

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

ПРИМЕР:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; 
- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица"; 
- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный"; 
- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

3. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПРИМЕР: "Жил-был рак и был похож на мак".

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

4. "СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ"

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

ПРИМЕР: 
Жила-была певунья-птичка, 
Была красивой, как синичка. 
По дороге она за жуком бежала, 
А потом на травке долго лежала. 
Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.

5. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка 
была красивой, как синичка, 
По дороге б она за жуком не бежала, 
А потом на траве долго не лежала. 
Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка 
Была не такой красивой, как синичка, 
То за жуком бы она не бежала, 
И долго потом на траве не лежала. 
Лучше пусть бы она в небесах полетала.

6. "СТИШОК ПРО НАС"

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.

ПРИМЕР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок:

Жил-был мальчик по имени Саша, 
И во рту у него была каша. 
У логопеда он занимался, 
И звуки произносить старался. 
Теперь Саша научился красиво говорить.

Методические рекомендации

Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства детей.

Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни.

7. "ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ"

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.

Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.

После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст:

Жила-была единица клыкастая, 
И была она немного зубастая. 
Но с ноликом она подружилась, 
И в десяток она превратилась. 
Теперь мы научились писать цифру 10.

После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее стихотворение:

Если бы кисточка была смелая, 
То она была бы и умелая. 
Неаккуратные пятна бы не оставляла, 
И хорошими работами нас удивляла. 
Ох, как тяжело работать с палитрой. 
Но мы все равно научимся.

По итогам чтения сказки "Золушка" и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные тексты:

Жила-была мачеха, вредная, 
И была она не бедная. 
Золушке все время работу давала, 
И делать ее заставляла. 
Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.

Методические рекомендации

Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий.Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять рифмованные тексты.

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. 
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. 
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). 
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. 
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. 
ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. 
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. 
ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». 
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». 
ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». 
Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. 
Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. 
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. 
С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). 
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

Детское речевое творчество "Ребятa о зверятaх"

улыбнёмся словотворчеству дошколят! из опытa рaботы логопедa/...

Презентация педагогического опыта по теме " ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА"

Это презентация, которую я создала и представила на конкурс: Педагогическое мастерство-2015. Я представила в ней актуальность данной темы, цель, задачи, принципы, методы и приёмы, сотрудничество с род...

Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»

Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"...

Детское речевое творчество

В консультации даны советы как развитить у ребенка творческое рассказывание....

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....

Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.

Рецензия   Тема:  «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...