Развитие речи детей дошкольного возраста роль окружающего мира и художественной литературы в нем
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему

Галимова Гулия Рафаэлевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи40.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сабинский  детский сад №5 «Бэлэкэч»

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства воспитателя  

 на 2017-2022 гг.

на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста  роль окружающего мира и художественной литературы  в нем».

Воспитатель: Галимова Г.Р.

1. Цель :  Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений художественной литературы, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе художественной детской литературы.

2. Задачи :   Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности .Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

3. Актуальность темы : Возраст от 3 до 7 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  художественной литературы, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички,  потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества татарского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

Индивидуальный план на 2017-2018 уч. г.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

 

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь-Ноябрь

Дидактические и словесные игры.

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп».

Декабрь-Январь

Работа по составлению (придумывание) загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)

Март-Апрель

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказки: «Колобок» (с использованием пальчикового и настольного театра), «Заячья дочь» (игра детей)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Практический показ (театральная неделя)

Сентябрь- Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Презентация

 Индивидуальный план на 2018-2019 уч. г.

месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

  • Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

  • Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

  • Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек, колыбельных для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками с колыбельными для детей.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Показ родителям  ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Январь

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям татарских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ»

Создание библиотеки красочных книг с татаскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по разным народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

  • Обустроить уголок ряженья с татарскими национальными костюмами.

Март

Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Май

Самоанализ индивидуального плана.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на итоговом родительском собрании

Индивидуальный план на 2019-2020 уч. г.

  

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Т. Н. сказка

 « Заячья дочка»

Эстонская н. сказка

«Каждый своё получил»

 песенка «Зайчики»

Пословицы о труде

Октябрь

Мордовская сказка

«Как собака друга искала»

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Литовская н. песенка

«Гречку мыли»

 поговорки

Ноябрь

Р.н. сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Тат.нар.ск.

«Кому подарок»

скороговорки,

Прибаутки.

 

Декабрь

Т.Н.Сказка

«Лиса и журавль»

Просмотр мультфильма

По стихам Тукая

Т.Н. потешка

Загадывание загадок о зиме.

Январь

Т.Н. сказка

«Хитрая лиса»

По стихам Тукая «Акбай»

Песня на тат. языке « Моя собачка»

Февраль

Украинская сказка

«Рукавичка»

Стихи  М.Джалиля

Тат. песни для детей

«Счастливого пути»

Март

Ненецкая сказка

« Кукушка »

Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух»

Т. н. закличка

«Иди весна,

Иди красна!»

Апрель

Сказка братьев Гримм

«Заяц и Ёж»

Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Су анасы»

Т.Н. дразнилки

Май

Венгерская сказка

«Два жадных медвежонка»

Р.Н. сказка

«Лиса и кувшин»

Т.Н. игры

«Молчанка»

«Холодно-горячо»

 

Индивидуальный план на 2020-2021 уч. г.

 

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Т.н сказка

 « Умный солдат»

Дагестанская сказка

«Храбрый мальчик»

Т. н. скороговорки

Октябрь

Т.н. сказка

«Шумбай»

Латышская сказка

«Морская невеста»

Т.н. потешки и небылицы

Ноябрь

Японская сказка

«Ивовый росток»

Т.н. сказка

«Три невестки»

Шотландская песенка

«Селянин»

Декабрь

Р.н. сказка

 «По щучьему велению»

С Маршак

«Двенадцать месяцев»

Т.Н.игра

«Гори, гори ясно»

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказки: «Волшебство»

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Практический показ на новогоднем утреннике

Январь

Р.Н. сказка

«Мороз Иванович»

Р. Н. сказка

«Два Мороза»

 Новогодние песни

Февраль

Т.н. сказка

«Три дочери»

Туркменская сказка

«Голубая птица»

Т.Н. небылицы и дразнилки

Март

Т.н. сказка

«Белая змея»

С Аксаков

«Аленький цветочек»

Т. н. закличка

«Солнышко, солнышко

Апрель

Т.Н. сказки

По выбору детей

Прослушивание музыкальной аудио записи «Волк и семеро

козлят»

Татарская народная песенка

Май

Т.н. сказка

«Волшебная шапка»

Р.Н. сказка

«Золотой гвоздь»

Разучивание считалок

Индивидуальный план на 2021-2022 уч. г.

Раздел плана

сроки

Форма

Практический выход

1.Работа с детьми

В течении года

Мониторинг

Проведение итогового мониторинга

сентябрь

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять потешки в режимных моментах

Создание картотеки потешек для работы с детьми

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказки: «Колобок» (на новый лад).

Практический показ на Осеннем празднике.

ноябрь

Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам потешек

Изучение темы « настольно – печатные игры по татарским народным сказкам»

январь

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ индивидуального плана

Работа с родителями :

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку « Потешки, песенки»

 

Список литературы:

1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г

6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,

8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.

10.Загоруля   Г.   Аг.   Мазурик   Ar   M.   «Путешествие   в мир

фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г

  13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №

8, 1999г.

18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.

19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.

20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...