Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Смирнова Татьяна Александровна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Задачи:

  1. Продолжить формировать знания об особенностях  изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
  2.  Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Ход НОД

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России.) А как нас с вам называют? (Россияне, русские.) А что вы знаете о нашей России? (ответы детей)

- Ребята, а кто из вас знает названия старинных русских городов? Откуда, собственно, наша Русь пошла? (Воспитатель предлагает отправиться в путешествие или на выставку картин с изображением старинных русских городов: Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. Воспитатель с детьми рассматривают картины с изображением быта старых русских городов.)

- Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т.д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. А для чего? (ответы детей)

- Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам - от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику из поколения в поколение - таков был путь к совершенству. (Воспитатель показывает детям картину с изображением ярмарки.)

- Ребята, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, что можно было купить на ярмарке (ответы детей)

- Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будете разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Только расписывать свой товар мы будем жестами, мимикой. (Звучит музыка, дети имитируют распродажу своих изделий на ярмарке.)

- Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно рекламировали вы свои товары!

- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. Природа давала людям главный материал, она была для людей самым главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней сохранились на севере России (дети подходят к карте) традиционные промыслы - резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Древнейшие изделия народной культуры археологи находили и в Карелии, и в Новгороде, и в Курске, и в Воронеже. То, что делали на севере, можно было увидеть и на юге. А то, что делали на юге, можно было увидеть и на севере. И все потому, что изделия поражали своей красотой. Люди покупали их и увозили к себе на родину.

- Посмотрите, (показ иллюстраций) из кости вырезали целое кружево украшений для женщин. Чего только не увидишь из кости: шкатулки, гребни, острые ножи, крестики и даже образа (иконы).

- А вот мастера сплели кружево из нитей. На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое - вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применения: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде и др.

- Глина - один из самых распространенных природных материалов. Что делали люди из глины? (ответы детей) До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода. А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси.

- Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)

- Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато-синими мазками.

- Ребята, какой еще материал природа дарит человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву - самые древние виды русского народного творчества. (показ иллюстраций) Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши, ворота и пр. Лучшие породы деревьев для промысла - это липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестяном туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались из бересты украшения на голову, то голова не болела. Вот так: и красота, и польза! А вот и росписи по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве росписи - это Хохлома.

- Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики. (Воспитатель предлагает детям выставку хохломских изделий.)

- Как много чудес на Руси! Только налюбовались Хохломой, а вот еще Городецкая роспись радует взгляд. Не оторвать восторженных глаз от лаковых изделий промыслов Федоскино, Палеха, Холуя и т.д. Мало кто из посещающих нашу страну покидают ее без сувениров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему  "Народная музыка"....

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...

Конспект занятия по физической культуре «Задания Деда Мороза» для детей старшего дошкольного возраста (на основе народных подвижных игр)

Активные физкультурные занятия с народными подвижными играми содействует процессу обогащения правильного двигательного опыта ребенка....

Конспект по познавательному развитию (основам науки и естествознанию), для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Российского флага»

Цель:Формировать представления о Российском флаге и его истории, о праздничной дате 22 августа.Задачи:Образовательные:- закрепить представления о цветах Российского флага, понять символическое зн...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...