Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.

3. Языколомки.

4. Работаем над дикцией.

5. В мире звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников

  1. Обогащение словарного запаса.
  • Знакомим детей с многозначными словами. Учим объяснять значение слов.

«Язык», «Ручка», «Ключ».

  • Развиваем логическое мышление, учим детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в своей речи. «Меткое слово»

  • Учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия. Игры «Кто знает, пусть продолжает», «Наоборот».

  • Учим детей использовать в своей речи сравнительные слова и обороты. «Сравни и пиши».

  • Учим детей замечать логические ошибки и правильно сравнивать предметы. «Найди ошибку», «Сравни и назови».

  • Учим понимать слова с пространственным значением, совершенствуем пространственное представление и слуховую память у детей. Учим считать, рассуждать. «Кто, где и  такой?»

  • Учим детей выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать. «Третий лишний».

  • Учим разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. « Кто кому кто?».

  • Развиваем память при запоминании названий дней недели. «С понедельника по воскресенье».

  • Учим детей вести диалог, учим естественной выразительной речи в ходе диалога. «Веселый магазин», «Магазин игрушек».

  • Готовим детей к усвоению понятия «однокоренные слова». «Как растут слова?», «Снежная сказка».

  • Учим детей подбирать однокоренные слова. Закрепляем понятие «однокоренные слова». «Слова-родственники», «Кто больше?», «Прогульщик».

  • Учим детей определять значение слова и объяснять его. «Мартышка и удав», «Грибные имена», «Отгадай и назови».

2. Развиваем фантазию и речевое творчество детей.

  • Учим узнавать предметы по описанию. «Путешествие в Угадайку», «Загадки и отгадки».

  • Развиваем речевое творчество, учим детей сочинять сказки, небылицы. «Путешествие в Вообразилию».

  • Учим коллективно сочинять рассказ. «Фантазёры». Развиваем воображение у детей. «Если бы я был…», «Где это видано, где это слыхано».

  • Учим детей замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развиваем внимание и память. «Кто больше заметит небылиц?».

  • Учим детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью. «Путешествие в сочинялочку».

  • Учим рифмовать слова, сочинять считалки. «Считалочки», «Добавлялки», «Слово за словом».

  • Знакомим детей с рифмой, учим подбирать в рифму слова. «Удивительные птицы».

  • Учим детей использовать в речи вежливые обращения. «Путешествие в страну Вежливых слов».

3. Языколомки.

  • Учим детей преобразовывать слова, изменяя один звук. «Один звук, марш!», «Волшебные слова», «Столбики слов».

  • Знакомим детей со словами «азбука», «алфавит». Учим правильно называть буквы. «АБВГДейка».

  • Учим сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом. «Озорные буквы».

  • Учим отгадывать слова по данным буквам. «Неполные слова», «Дежурная буква», «Рассыпанные буквы».

  • Учим правильно называть буквы, подбирать слова на определённую букву (звук). «Забавный автобус».

  • Развиваем у детей зрительные и пространственные представления букв. «Начерти в воздухе»,

«Четвёртый лишний», «Кто быстрее?», «Запомни».

  • Знакомим детей с правилом употребления заглавной буквы. «Заглавная буква», «Подумай и скажи».

  • Развиваем речевой слух, слоговой синтез. «Полминутки для шутки», «Времена года». Учим детей рассказыванию.

  • Учим по существенным признакам и приметам определять время года. Составляем короткие рассказы. «Старик-годовик».

  • Учим детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развиваем слуховое внимание, быстроту мышления. «Какое время года?».

4. Работаем над дикцией.

  • Скороговорки «Кто быстрее?», «Произнеси правильно».

  • Совершенствуем качество голоса, мимику и жесты, развиваем артистизм у детей. «Час потехи».

  • Учим детей узнавать слова по артикуляции, читать по губам. «Разговор со стеклом».

5. В мире звуков и букв.

(Готовим детей к освоению грамоты, развитие фонематического слуха).

  • Развиваем у детей речевой слух, учим звуковому анализу. Привлекаем внимание детей к звуковому составу слов. «Что слышим?».

  • Готовим к звуковому анализу. Развиваем зрительную и слуховую память.

 «Кто больше?», «Звук заблудился».

  • Учим различать слова по звучанию и значению. «Буква заблудилась».

  • Развиваем навык звуко-буквенного анализа. «Головоломка», «Наоборот».

  • Учим детей преобразовывать слова путём замены в них звуков и получать новые слова. «Необыкновенные превращения».

  • Учим составлять предложения из заданных слов.

 «Ступеньки», «Из одноного слова - несколько», «Наборщик».

  • Учим определять место звука в слове (начало, середина или конец слова). «Внимательный слушатель».
  • Учим записывать звуки  буквами. «Подпиши картинку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи дошкольника.

Игры и упражнения для развития речи дошкольника....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...

Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.

Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это...

Комплекс упражнений по развитию речи

Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки....

Комплекс упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста на тему "Мамин день"

Комплекс упражнений затрагивает все области речевого развития: фонетико-фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, связную речь, развитие артикуляционной м...