Комплексы упражнений по развитию речи для детей 5-7 лет.
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кучеренко Наталья Николаевна

Я разработала и подобрала упражнения по развитию речи на весь учебный год. В компексы упражнений входят: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики. Каждый комплекс расчитан на 2 недели. Это эффективный,опробированный материал. Желаю всем успеха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

 «Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"


2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

               «Дом»

Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл!

Сентябрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Девочки поют»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Сентябрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"
Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет
И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп,

Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!

Сентябрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф. 
- Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Октябрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С. 
Ход игры: - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

 

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

                    «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года – осенью зовётся!

Октябрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

Цель: Совершенствовать умение открывать широко рот при произнесении гласного звука «а» и вытягивать губы вперед в сомкнутом виде при произнесении звука «у».

Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо).

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Овощи»

Мы капустку рубим — рубим, 
Мы капустку солим — солим, 
Мы капустку трём — трём, 
Мы капустку жмём — жмём. (Имитация движений.)

******

(рука сжата в кулак и по очереди разгибать пальчики)
У Лариски – две редиски
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.


Октябрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

               «Базар»

(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную стр)
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз – 
Это самый вкусный груз!
(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

Октябрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

            «Компот»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много.
(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки перемешивают)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок,
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.

Ноябрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. 
Ход игры: - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.


2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

«Бараны»

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв. 

Ноябрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание: «Жираф и мышонок»  

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
(Потом ребенок идет и одновременно произносит):
Наш жираф пошел домой 
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7.Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

«Где обедал воробей»

  -Где обедал, воробей?

  -В зоопарке у зверей.

  Пообедал я сперва

  За решеткою у льва.

  Подкрепился у лисицы,

  У моржа попил водицы.

  Ел морковку у слона.

  С журавлем поел пшена.

  Погостил у носорога,

  Отрубей поел немного,

  Побывал я на пиру

  У хвостатых кенгуру.

  Был на праздничном обеде

  У мохнатого медведя.

  А зубастый крокодил

  Чуть меня не проглотил.

Ноябрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«Птицы разговаривают»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. 
Ход игры: - Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

       «Белка»

 (В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Ноябрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

 "Водичка".Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
По дивану, по коврам 
Может ползать тут и там.
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.

«ЧЕРЕПАШКА»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне, 
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить. Отрицательный жест головой. 

Декабрь 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр.на формирование чувства ритма:

"Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает хлопать в ладоши и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

2. Упражнения для лицевых мышц:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)


Декабрь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

 "Отбойный молоток".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

2.Упражнения для мышц языка:

1. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

2.«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

3.«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4.«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6.«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.

7.«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

8.«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.

 3.Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом,

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

(Загибают пальцы на обеих руках:

на первое двустишие – на левой руке,

на второе – на правой руке).

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

(Удары поочередно ладонями и кулачками) .

Декабрь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

2. Упражнения для лицевых мышц:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла...
Но солнце припечёт слегка –
Увы! И нет снеговика!


4. «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Декабрь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

2.Упражнения для мышц языка:

1. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

2.«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

3.«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

4.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

5.«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.

6.«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

7.«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.

 3.Пальчиковая гимнастика:

          «Варежка»

Маша варежку надела
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».   (Сжать пальцы в кулачок)
Маша варежку сняла:             (Все пальцы разжать, кроме большого)
«Поглядите – ка, нашла!         (Разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь и найдёшь,     (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»


4. «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 а) тарелка, стакан, корова, чашка; б) чашка, стакан, тарелка, кружка и. т. д

Январь 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау, Петя!».

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

 3.Пальчиковая гимнастика:

       «Посуда»

Раз, два, три, четыре,     (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:  (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.  (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,    (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали,    (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.               (удар кулачками друг о друга)

Январь 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

  «Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.

2. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо,  3-4 раза влево.

3.  «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4.  «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

7. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

 3.Пальчиковая гимнастика:

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                  (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.         (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.          («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.         (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                (каждый палец зажимаем в кулачке)

Январь 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. для языка:

       «Дятел»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным

Я по дереву стучу д-д-д

Червячка добыть хочу д-д-д

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой.

- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).

2. Упражнения для лицевых мышц:

 1.«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

Шаловливые сосульки
Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.
Посмотрели, чем заняться?
Стали каплями кидаться.

Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,

Кап-кап, дзинь – дзинь. 

4. «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Февраль 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6.  «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам.

3.Пальчиковая гимнастика:

        «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай.       (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда,        (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

4. «Подбери овощи и фрукты по цвету»

Цель: развитие сенсорики

Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

Февраль 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Пузырь»

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

2. Артикуляционные упражнения:

1. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз

2 . «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

3. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.

4. «лошадка» -губы в «улыбке», рот приоткрыт, присасывать язык к небу, щелкать языком10-12 сек., стараться не двигать нижней челюстью.

5. «грибок» - губы в «улыбке», присосать язык к небу, сильно оттянуть нижнюю челюсть, язык не должен отрываться от неба, удерживать 3-10 сек.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «барабанчик» - зубы сомкнуты, губы в «улыбке», на сильном выдохе произносить д-д-д-д-д-д…… 10 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

   Раз, два, три, четыре, пять,

  Мы во двор пришли гулять.

  Бабу снежную лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом катались,

  А еще в снегу валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли.  

Февраль 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

    «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «трубочка» - из «лопаточки» округлив губы, загнуть боковые края языка вверх, подуть в получившуюся трубочку 3-10 сек.

3.Пальчиковая гимнастика:

Пальцы эти – все бойцы.

 Удалые молодцы.

 Два больших и крепких малых

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!

4.«Доскажи словечко»

-Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, а зовется это... (Еж)

-И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)

-Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)

Февраль 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »

2. Артикуляционные упражнения:

1. «горка» - рот открыт, губы в «улыбке», кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выдвинуть вперед и прижать верхними зубами, удерживать 5-7 сек.

2. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.

3. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

3.Пальчиковая гимнастика:

Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский - врач.

Ветеринарный врач

Я подумал вот о чем:

Хорошо бы стать врачом,

Но не детским, а кошачьим!

Детям больно – мы заплачем,

Разревемся сгоряча,

Мама вызовет врача.

А бродячему коту

Если вдруг невмоготу?

Кто зовет к нему врачей?  Он бродячий – он ничей!

Март 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. »

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

3.Пальчиковая гимнастика:

Много мам на белом свете,      (крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,             (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,              (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!              (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

4. «Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок  и т.д.

Март 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

2. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

3. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.

4. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз

5. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «кобра» - сделать «чашечку» и  убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.

 3.Пальчиковая гимнастика:

«Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,      (в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

4. «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Март 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

2.Упражнения для лицевых мышц:

1.«Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2.«Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3.«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4.«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5.«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

3. Игра: Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

 3.Пальчиковая гимнастика:

        «Спортсмены»

 

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Март 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

2.Упражнения для мышц языка:

 «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.

«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.

 3.Пальчиковая гимнастика:

 Пылесос, пылесос,

  Ты куда суёшь свой нос?

  Я жужжу, я жужжу,

  Я порядок навожу.

3. Игра «Кто летает?»    Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей.                           - Ворона.

- Пчела.                               - Стрекоза.

- Божья коровка.                - Собака.

- Слон.                                - Кошка.

- Ракета.                              - Стол.

- Змея.                                 - Облака.

- Орел.                                 И т. д.

Апрель 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр.на формирование чувства ритма:

"Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает хлопать в ладоши и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

 3.Пальчиковая гимнастика:

К нам Весна лишь заглянула -    Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула             Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там- нежный,              Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник!            Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Апрель 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. для языка:

       «Дятел»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным

Я по дереву стучу д-д-д

Червячка добыть хочу д-д-д

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой.

- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).

2. Артикуляционные упражнения:

1. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.

2. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо,  3-4 раза влево.

3.  «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.

4.  «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.

5. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.

6. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.

7. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

 3.Пальчиковая гимнастика:

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.

Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки – 
Чёрненькие пёрышки.

Апрель 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

«Жираф и мышонок»

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
(Потом ребенок идет и одновременно произносит):
Наш жираф пошел домой 
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.

2. Артикуляционные упражнения:

1. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек

2. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.

3. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.

4. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз

5. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.

6. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.

7. «кобра» - сделать «чашечку» и убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.

3.Пальчиковая гимнастика:

 “Цветок”


Вырос жёлтый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

Апрель 4 неделя

Комплекс №4

1.Упр. на дыхание:

 "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

2."Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

3."Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

4."Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

5."Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

6."Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

7."Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

8."Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

Вот уж две недели 

Капают капели.

Снег на солнце тает 

И ручьём стекает. 

4. Игра: «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Май 1 неделя

Комплекс №1

1.Упр. на дыхание:

«Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. 
Ход игры: - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

2. Артикуляционные упражнения:

1."Окошко"-широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

2."Чистим, зубки"- улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3."Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

4."Дудочка, Трубочка, Бублик"-  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

5."Грибочек"-  улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке, и присосать широкий язык к нёбу.

6."Язычок силач"-  губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

7."Лошадка"-  вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

3.Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом.   (Кистями рук сложить домик) .

Много зелени кругом.    (Волнообразные движения кистями рук) .

Вот – деревья, вот – кусты    (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

Вот – пушистые цветы!    (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .

Окружает все забор.    (Перед собой показать «забор» из пальцев) .

За забором – чистый двор.    (Погладить ладонями стол) .

Мы ворота открываем    (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

К дому быстро подбегаем.    (Пальцами «пробежаться» по столу) .

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! »    (Постучать кулаками по столу) .

Кто – то к нам идет на стук.    (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.    (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то)

Май 2 неделя

Комплекс №2

1.Упр. на дыхание:

«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. 
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.


2. Артикуляционные упражнения:

1. «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.

4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.

5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

6.  «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам.

3.Пальчиковая гимнастика:

 «Город»

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Май 3 неделя

Комплекс №3

1.Упр. на дыхание:

 "Отбойный молоток".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

2. Артикуляционные упражнения:

"Индюки болтают"-  языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

"Орешки"-  рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

"Качели"-  улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

"Часики"-  улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

"Блинчик", «Лопатка» -  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

"Вкусное варенье"-  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

"Гармошка"-  улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

"Дятел"-  улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

3.Пальчиковая гимнастика:

Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной, 
Неприметный, небольшой. 
Этот дом, страна, земля – 
Это Родина моя!

– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)

Май 4 неделя

Комплекс №4

1.Пальчиковая гимнастика:

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

 2. «Друзья – садоводы»

Палец толстый и большой (массируем пальцы и разгибаем по очереди)
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!

3. Игра: «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

4. «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Комплекс упражнений по развитию речи

(по лексическим неделям)

(Игры и упражнения для: дыхания, артикуляции, мелкой моторики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений на развитие дыхания у детей

Система дыхательных упражнений для дошкольников....

Комплекс упражнений для развития актерских умений детей старшей группы, постановки голоса и дыхания.

При помощи комплексов упражнений Дети знакомятся с возможностями своего тела и голоса.Развивается воображение‚ мышление‚ разговорная речь ‚память‚ что не маловажно для развити...

Комплекс упражнений по развитию речи дошкольников

1. Обогащение словарного запаса.2. Развитие фантазии и речевого творчества детей.3. Языколомки.4. Работаем над дикцией.5. В мире звуков и букв....

Комплекс занятий по развитию речи для детей 5-6 лет

Комплекс из 4 занятий для детей 5-6 лет по лексической теме "Домашние и дикие животные", включающий актуальные задачи речевого развития: работу над звуковой культурой речи; обогащение с...

Комплекс упражнений по развитию речи

Артикуляционная гимнастиика - специальный комплекс упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки....