Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в группе комбинированной направленности детей 6-8 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_rechi_smarandi.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИУ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию

в группе комбинированной направленности детей 6-8 лет

Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»

                                                                                             Подготовила

воспитатель:

                                                                                       Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2017 год.

Автор

Смаранди Матрена Дмитриевна, воспитатель высшей категории группы комбинированной направленности детей 6-8 лет

Тема

Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»

Приоритетная образовательная область в процессе НОД

Познавательно-речевое развитие

Цель

формирование устной связной речи и навыков речевого общения с окружающими

Задачи

Образовательные:

  • Связная речь:  учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга, закреплять знания детей о диких животных.
  • Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.
  • Словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов.
  • Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Развивающие:

  • Развивать связную речь творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным.

Коррекционные:

  • Расширять и активизировать речевой запас детей на основе представлений об окружающем.

Здоровьесберегающие:

  • чередовать виды деятельности, предупреждая утомление детей.

Интеграция  с другими образовательными областями

  • познавательное,
  • социально-коммуникативное,
  • физическое,
  • художественно-эстетическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности

  • речевая, двигательная,
  • слуховое восприятие,
  • развитие мелкой моторики.

Формы работы

  • совместная деятельность,
  • самостоятельная деятельность.

Методы и приемы

  • Успокаивающие упражнения перед НОД.
  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации, мультимедийное представление).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение детей.
  • Анализ занятия.

Предварительная работа

С детьми:

  • чтение художественных произведений, сказок, рассказов о животных В. Сутеева;
  • рассматривание иллюстраций с изображением животных;
  • разучивание физкультминутки.

 Воспитателя:

  • подготовка демонстрационного материала;
  • подборка загадок о животных.

Материалы и оборудование

Демонстрационный: игрушки (лиса, заяц, ёж), макет лесной поляны, картинки (ёж, заяц, лиса), старичок-Лесовичок, пригласительный билет.

Оборудование: магнитная доска, указка, магниты, компьютер.

Сюрпризный момент: старичок-Лесовичок, фишки.

Планируемые результаты

Развивать познавательную активность, связную речь, творческое воображение.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Этапы непосредственно-образовательной деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.Вводная часть (мотивационный этап).

Организационный момент.

а) Пальчиковая гимнастика

«Я здороваюсь везде».

б) Дыхательное упражнение «Бабочка».

-создать благоприятный эмоциональный настрой к началу занятия;

-развивать дыхательную гимнастику и мелкую моторику;

- Здравстуйте, ребята!

- Давайте выполним «Пальчиковую гимнастику»!

«Я здороваюсь везде,

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю,

 Я соседской курице». 

- А теперь выполним дыхательное упражнение. Я говорю, а вы – показываете и выполняете.

«Бабочка красивая,

На ладошку села.

Ветерок подул,

Она улетела».

Дети входят, становятся в круг,  выполняют движения.

- Здравстуйте!

«Я здороваюсь везде,

Дома и на улице.

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев). 

Даже «Здравствуй!» говорю,

 Я соседской курице. 

Ребята показывают ладошку,

Делают глубокий вдох и протяжный выдох.

Дуют на ладошку.

2. Сообщение темы и целеполагания НОД

Сюрпризный момент.

-вызвать интерес к предстоящей работе; развивать воображение, логическое мышление.

Повторить и закрепить правила поведения в лесу.

- Ребята, мы получили приглашение  в гости, в лес от старичка-Лесовичка

(показываю приглашение),

чтобы к нему попасть, надо выполнить такое действие

(предлагаю детям закрыть глаза): «Вокруг себя обернись и в лесу очутись».

(оформлена лесная поляна, там животные-игрушки белка, ёж, заяц, лиса и грибы). Их встречает старичок-Лесовичок.

- Здравстуйте, ребята!

- Лесовичка интересует, знаете ли вы правила поведения в лесу, на природе?

- Вот и давайте вести себя на лесной полянке тихо, спокойно, не шуметь, не мешать диким животным, которые готовятся к зиме. Согласны!

Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя.

Дети открывают глаза и «оказываются» в лесу (Дети садятся на кочки)

- Здравстуйте, Лесовичок!

- Надо соблюдать тишину, громко не разговаривать, не шуметь в лесу, чтобы не мешать зверям, птицам.  Не пугать обитателей леса.  Нельзя ломать ветки, разжигать костер, топтать грибы, ягоды, мусорить в лесу.

-Да!

-Будем соблюдать правила поведения в лесу.

2.Основная часть

Содержательный этап

а) Активизация словаря.

Словообразование

- расширять и активизировать речевой запас;

- воспитывать внимание и любознательность детей;

- учить подбирать антонимы;

- подбирать и понимать значение однокоренных слов.

- Посмотрите сколько здесь много деревьев.

- Какие в лесу деревья бывают?

- Как сказать, одним словом?

- А ствол у них, какой?

- Как сказать, одним словом?

(Показываю картинки деревьев)

Читаю стихотворение

«Что такое лес. Сосны до небес. Ягоды грибы. Дикие звери»

- А каких диких зверей вы знаете?

- Почему их называют дикими?

- Мы с вами в лесу, на полянке. А если эта полянка в лесу, она какая?

- А кто следит за порядком в лесу?

- Почему старичка-Лесовичка  так называют?

- В лесу деревья бывают высокие и низкие.

-высокорослые, низкорослые деревья

- толстый и тонкий

- толстоствольные деревья,

тонкоствольные деревья

(Дети видят и сравнивают)

- Волк, заяц, лось, медведь, белка и т.д.

- Живут в лесу. Сами о себе заботятся: строят жилье, делают запасы.

- Лесная.

- Лесник или лесничий.

- Он живет в лесу и охраняет лес.

б) отгадывание загадок.

Работа с загадками.

Мультимедийный показ.

-учить подбирать синонимы;

-воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова;

-помочь усвоить значения многозначных слов.

Умение детей применять ранее полученные знания.

Учить описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания.

Закреплять знания детей о диких животных.

- Давайте тихо сядем на пенечки лесника. А старичок-Лесовичок приготовил вам загадки.

Загадка 1

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток ни одной.

Кто это? (Показываю картинку)

- Ёж какой?

- А какие иголки у ежа?

- А зачем ему иголки?

Кому нужны

Иголки для шитья,

Кому нужны иголки

Для житья.

- А какие еще бывают иголки?

- А вот еще загадка.

Загадка 2

Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы.

- А как вы догадались?

- Заяц какой?

- А как вы думаете ёж по характеру какой?

- Может ли заяц себя защитить?

- Что вы можете сказать заяц какой?

- А кто может обидеть зайца?

Загадка 3

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый

Мех золотистый.

- Лиса какая?

- Как ласково называют лису в сказках?

- Вот сколько много загадок про зверей мы отгадали.

Это ёж. (Дети видят картинку, слайдовый показ)

- Колючий, маленький, медлительный, тело покрыто иголками.

- Острые, жесткие, твердые, длинные.

- Иголки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогают делать запасы.

- Иголки нужны Ёжику.

- Бывают иголки для шитья, иголки у елки и сосны.

- Это заяц. (Дети видят картинку, слайдовый показ)

- У зайца длинные уши.

- Заяц трусливый, боязливый, пугливый, быстрый, ловкий.

- Отважный, смелый, храбрый.

- Нет.

- Трусливый, боязливый, пугливый.

- Охотники, лиса, волк.

- Это лиса. (Дети видят картинку, слайдовый показ)

- Хитрая, ловкая, пушистая, золотистая плутовка.

- Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, кумушка лиса, лиса плутовка.

в) Физминутка

«Хомячок»

Смена деятельности:

- двигательная активность, снятие утомления.

Музыкальное сопровождение.

- Звери приглашают вас на веселую зарядку. Давайте встанем в круг и проведем лесную зарядку.

«Хома, хома, Хомячок,

Полосатенький бочок,

Хома рано встает,

Шейку моет,

Щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хома сильным стать».

«Хома, хома, Хомячок,

Полосатенький бочок, (показывают бока)

Хома рано встает, (подтягиваются)

Шейку моет, щечки трет, (показывают, имитируют)

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

(показывают, как подметают веником)

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хома сильным стать».

(сгибают руки на счет и показывают силу)

Деятельностный этап.

г) Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»

- развивать воображение, фантазию, связную речь.

- Садитесь на свои пенечки.

Мы с вами читали много сказок и рассказов о диких животных.

- Сейчас я предлагаю вам сочинить свои сказки, а название нам подскажет старичок-Лесовичок. Сказка о том «Как ежик зайца выручил».

- Когда будете сочинять сказку не забывайте, что у сказки есть начало.

-Как начинаются обычно сказки?

- Какими словами?

- В сказке есть середина и конец.

- Сказка всегда заканчивается хорошо, добро побеждает зло.

Слушаю 4-5 вариантов  сказок.

Дети садятся.

- Жили-были, жил-был….

Дети придумывают свои сказки

3.Заключительная часть.

Рефлексивный этап.

- закрепить полученные знания, анализируя работу детей, оценивать рассказы друг друга.

- Вам понравилось составлять сказки?

- А чья сказка вам понравилась больше?

- Почему?

- Лесовичку-старичку тоже понравились ваши сказки. Он их запомнит и расскажет эти сказки всем лесным жителям в лесу.

- Лесовичок говорит нам  

До свидания, до новых встреч, всего вам доброго.

- Звери вас тоже поблагодарят за доброе отношение к ним, но пора нам всем домой.

«Вокруг себя обернись и в группе снова очутись»

Дети высказывают своё мнение, делают выводы, обмениваются впечатлениями.

- До свидания, Лесовичок!

Дети выполняют действия.

4.Итог.

Сюрпризный момент. Самооценка.

-учить детей оценивать свою работу,

- поощрять детей за проделанную работу.

- Понравилось вам в лесу?

- А что вам больше всех понравилось в лесу?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что активно работал на протяжение  всего занятия – пусть возьмет   звездочку,  

а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет  треугольник.

Дети выражают свое мнение,  делятся впечатлениями.

Дети оценивают свою работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Как ёжик выручил зайца"

Тема: Придумывание сказки на тему: «Как ежик выручил зайца»Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»

Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:• Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.&bu...

Конспект НОД составление рассказа "Как ёжик выручил зайца".

конспект НОД составление рассказа "Как ёжик выручил зайца"....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...

конспект НОД-развитие речи- придумывание сказка" Как ёжик выручил зайцу"

        Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение              Московский образ...