Картотека речевых логических задач для дошкольников.
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Арчагова Алена Валерьевна

Подборка рассказов на формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказ загадка «Шарик упал!».

         Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку

«Шарик упал!».

          «Девочка Наташа положила шарик на кубик и ушла гулять. Кошка толкнула кубик, шарик упал. Наташа пришла, видит - шарик на полу лежит. Почему упал шарик?»

                   

Рассказ-загадка «Почему укатился мячик?».

      Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.        

Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку

                                 «Почему укатился мячик?».

        «У мальчика Саши было два мячика – один красный, другой синий. Саша положил красный мячик на столик, а синий на кукольную горку. Смотрит – один мячик укатился. Угадай, какой укатился? Почему?

Рассказ загадка «Что было ночью?».

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку

                                            «Что было ночью?»

        «В детском саду утром воспитатель подошел к окну и сказал: «Дети посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?

Рассказ-загадка «Снежный колобок».

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку

                                     «Снежный колобок».

                    «Была зима. Выпал пушистый снег. Дети вышли на улицу и начали лепить из снега комочки. Мальчик Коля слепил снежный колобок и спрятал его в карман пальто. После прогулки, уже после обеда, Коля пошел в раздевалку и начал искать в пальто снежный колобок. Но его нигде не было. Из кармана капала вода. Куда девался снежный колобок?»

Рассказ-загадка «Рассказ о маленьком Вове».

  Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку

Рассказ о маленьком Вове».

      «Маленький Вова посмотрел в окно и сказал: «Мама, на улице нет дождя. Можно я пойду гулять?» мама тоже посмотрела в окно и сказала: «Да, Вова, можно гулять, но на улице очень сильный ветер. Наверное, будет дождь. Надень, сынок, курточку и сапоги». Как мама узнала, что на улице сильный ветер?

Рассказ загадка «Экскурсия».

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

     Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку

«Экскурсия».

             «С экскурсии ребята пришли с красивыми букетами желтых и ярко красных листьев, с полными корзинами грибов. Их чуть не замочил холодный дождь». «Вот и осень наступила», - сказала Света. Как света догадалась, что осень наступила?»

Рассказ-загадка «Дождливая погода».

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку

                                                 «Дождливая погода».

      «Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула, когда увидела дочку: «Ой, какой пошел сильный дождь!» мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?»

Рассказ-загадка «Почему?»  

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку

«Почему?»

                 «Вчера вечером шел снег. Он сразу таял на дорожках. Мы гуляли, и под ногами был снег, как каша. А сегодня, когда я шла в детский сад, на улице очень скользко. Все люди идут очень осторожно. Почему на улице стало скользко? Почему мокрый снег превратился в лед? Что надо сделать, чтобы лед был нескользкий?»

Рассказ-загадка «Что здесь случилось?»

Цель: Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку

«Что здесь случилось?»

          Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым кустом, на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек,  под которым спал, а вода все прибывает. Уж половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухое место, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой. Откуда взялось столько воды, подумал заяц. Но так и не догадался. Расскажите ребята, что случилось?

Рассказ-загадка «Кто, где зимует?»

Цель: Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку

«Кто, где зимует?»

                Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зимует. Бабочка- крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и удобная щель».  «А я, - сказала пчела; - А мы зажужжали жуки. А я, зашуршала гусеница» Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

Рассказ-загадка «О чем рассказал непоседа ежик?»

Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ          

«О чем рассказал непоседа ежик?»

                Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дерево - зимой это ей очень пригодиться. Целый день работает белка и все присматривает на соседа- старого ежа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, мышей не ловит, забирается в сухие листья, да дремлет.  Что ты еж совсем разленился? – спрашивает белка. Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь, зимой есть нечего будет. Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке так тихо, что я не расслышала. Что еж сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?

Рассказ-загадка «Про девочку Машу» В.Введенского.

 Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Про девочку Машу».

             Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделись, Маша с Колей, и побежали во двор, а двор тоже белый.  «Очень я снег люблю»  - сказала Маша. Снег, снег возьму его домой. А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега фигуры лепить.  «Давай» - говорит Маша - сделаем мартышку, мышку, осла и теленка, козла и поросенка. Хорошо. Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили; мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка. На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати – «Коля вставай скорее пойдем наших зверей смотреть». Вышли на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая, с крыши капает, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах, сказала Маша – куда же они делись?»  - А я знаю куда – сказал Коля. – они проголодались за ночь и стали друг друга есть. Съела мышку мартышка, съел козел осла, съел поросенка теленок, козел съел мартышку, теленок съел козла. Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери?

                     

Рассказ-загадка «Первые цветы».

 Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку

«Первые цветы».

            На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как называются эти цветы?

Рассказ-загадка «Где снежинки?»

 Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку

                                                 «Где снежинки?»

                          Леночке понравилась снежинка. Она принесла ее домой.

Смотри, мама, какая красивая! А на рукавичке блестит капелька воды. Где же снежинка?

Рассказ-загадка «Что бабушка рассказала Саше?»

 Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку

«Что бабушка рассказала Саше».

                     На новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было цветов и травы, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы, и слушал, как поют птицы, но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей.

                       Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна, да снег. Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда девались цветы, трава, ягоды? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки? Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать. Что же она рассказала внуку?

Рассказ-загадка «Зимние братья».

 Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку

«Зимние братья».

                  Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же неодинаковые.

                 Второй – средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает разными узорами окна.  Торопятся прохожие, боятся его проказ - он может обморозить щеки, уши, нос. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облака, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

                 Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнышко. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится, снежинки пушистые, будто одуванчики. Угадайте что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.

Рассказ-загадка «Книги зимы» В. Бианки.

Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

 Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Книги зимы».  В. Бианки

                   Белым ровным снегом покрыл снег всю землю. Лесные поляны теперь, как гладкие, чистые страницы какой - то огромной книги.  Днем идет снег, кончится - страницы чистые. Утром придешь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?

Рассказ-загадка «Кто обедал в птичьей столовой?»

Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Кто обедал в птичьей столовой?»

               Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины - прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю сели на кормушку другие птички, грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы?

Рассказ-загадка «Птички на кормушке».

Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Птички на кормушке».

              В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки съели, а рябину не тронули. Кто это?

 Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало и семечки склевали. Кто это?

В среду прилетели небольшие птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это?

                                                                 

Рассказ-загадка «Удивительные капельки».

Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Удивительные капельки».

            На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнышке. «Что это такое?» -  удивились ребята  и побежали спрашивать у Елены Ивановны. А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они на траве и цветах целый день?                                                                

Рассказ-загадка «Что случилось на прогулке?»

Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. 

Ход игры: воспитатель читает рассказ                  

«Что случилось на прогулке?

            «В понедельник мы поедем в лес» - сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки.

              Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло, стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.

                Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо.  Можно было рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая с тонким клювиком и в рыжей шапочке. Эта птичка называется славка.. Увидев близко подошедших детей птичка забеспокоилась, но не улетела . Почему птичка не улетела.?  Почему забеспокоилась, закричала?

Рассказ-загадка «Книжка про осень»

Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Книжка про осень».

                    Мама купила саше новую книжку.  В ней были три картинки. На первой – деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце и деревья казались золотыми.  Веселая была картина.

              На второй была картина, где листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная картина.

            А на третьей картине почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег.

                   «Как называется первая картина?» - спросил Саша маму. «Осень»- прочитала мама.  «А эта?»  - показал Саша на вторую картину. «Осень» - опять сказала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картину. «Осень» - опять прочла мама. Почему про осень нарисовано три картины. Как различить их по порядку: что раньше, что потом?

Рассказ-загадка «Волшебные льдинки».

Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Волшебные льдинки».

                 Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднялось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие- большие, прозрачные, как стекло льдинки.

     До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он куда это сосульки подевались. Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Расскажите, что это за капельки? Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли лесник сосульки вечером?

 Рассказ-загадка «Летом».

Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.

Ход игры: воспитатель читает детям рассказ

«Летом».

                Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация. В лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух. Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы - учатся летать. Когда это бывает, в каком месяце лета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые логические задачи

Ознакомление старших дошкольников с явлениями живой и неживой природы с использованием речевых логических задач....

Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»

В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....

Выступление на педсовете «Речевые логические задачи»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств – игра, ко...

Картотека логических задач для дошкольников

Задачи помогут ребёнку развить логику, мышление, математические способности....

картотека логических задач для дошкольников

Интересные логические задачки...