Картотека речевых логических задач для дошкольников.
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме
Подборка рассказов на формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_logicheskih_zadach_dlya_doshkolnikov.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ загадка «Шарик упал!».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку
«Шарик упал!».
«Девочка Наташа положила шарик на кубик и ушла гулять. Кошка толкнула кубик, шарик упал. Наташа пришла, видит - шарик на полу лежит. Почему упал шарик?»
Рассказ-загадка «Почему укатился мячик?».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку
«Почему укатился мячик?».
«У мальчика Саши было два мячика – один красный, другой синий. Саша положил красный мячик на столик, а синий на кукольную горку. Смотрит – один мячик укатился. Угадай, какой укатился? Почему?
Рассказ загадка «Что было ночью?».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку
«Что было ночью?»
«В детском саду утром воспитатель подошел к окну и сказал: «Дети посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?
Рассказ-загадка «Снежный колобок».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: Воспитатель читает детям рассказ- загадку
«Снежный колобок».
«Была зима. Выпал пушистый снег. Дети вышли на улицу и начали лепить из снега комочки. Мальчик Коля слепил снежный колобок и спрятал его в карман пальто. После прогулки, уже после обеда, Коля пошел в раздевалку и начал искать в пальто снежный колобок. Но его нигде не было. Из кармана капала вода. Куда девался снежный колобок?»
Рассказ-загадка «Рассказ о маленьком Вове».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку
Рассказ о маленьком Вове».
«Маленький Вова посмотрел в окно и сказал: «Мама, на улице нет дождя. Можно я пойду гулять?» мама тоже посмотрела в окно и сказала: «Да, Вова, можно гулять, но на улице очень сильный ветер. Наверное, будет дождь. Надень, сынок, курточку и сапоги». Как мама узнала, что на улице сильный ветер?
Рассказ загадка «Экскурсия».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку
«Экскурсия».
«С экскурсии ребята пришли с красивыми букетами желтых и ярко красных листьев, с полными корзинами грибов. Их чуть не замочил холодный дождь». «Вот и осень наступила», - сказала Света. Как света догадалась, что осень наступила?»
Рассказ-загадка «Дождливая погода».
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку
«Дождливая погода».
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула, когда увидела дочку: «Ой, какой пошел сильный дождь!» мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?»
Рассказ-загадка «Почему?»
Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку
«Почему?»
«Вчера вечером шел снег. Он сразу таял на дорожках. Мы гуляли, и под ногами был снег, как каша. А сегодня, когда я шла в детский сад, на улице очень скользко. Все люди идут очень осторожно. Почему на улице стало скользко? Почему мокрый снег превратился в лед? Что надо сделать, чтобы лед был нескользкий?»
Рассказ-загадка «Что здесь случилось?»
Цель: Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку
«Что здесь случилось?»
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым кустом, на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уж половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухое место, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой. Откуда взялось столько воды, подумал заяц. Но так и не догадался. Расскажите ребята, что случилось?
Рассказ-загадка «Кто, где зимует?»
Цель: Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ-загадку
«Кто, где зимует?»
Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зимует. Бабочка- крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и удобная щель». «А я, - сказала пчела; - А мы зажужжали жуки. А я, зашуршала гусеница» Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
Рассказ-загадка «О чем рассказал непоседа ежик?»
Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«О чем рассказал непоседа ежик?»
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дерево - зимой это ей очень пригодиться. Целый день работает белка и все присматривает на соседа- старого ежа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, мышей не ловит, забирается в сухие листья, да дремлет. Что ты еж совсем разленился? – спрашивает белка. Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь, зимой есть нечего будет. Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке так тихо, что я не расслышала. Что еж сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?
Рассказ-загадка «Про девочку Машу» В.Введенского.
Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Про девочку Машу».
Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделись, Маша с Колей, и побежали во двор, а двор тоже белый. «Очень я снег люблю» - сказала Маша. Снег, снег возьму его домой. А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега фигуры лепить. «Давай» - говорит Маша - сделаем мартышку, мышку, осла и теленка, козла и поросенка. Хорошо. Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили; мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка. На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати – «Коля вставай скорее пойдем наших зверей смотреть». Вышли на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая, с крыши капает, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах, сказала Маша – куда же они делись?» - А я знаю куда – сказал Коля. – они проголодались за ночь и стали друг друга есть. Съела мышку мартышка, съел козел осла, съел поросенка теленок, козел съел мартышку, теленок съел козла. Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери?
Рассказ-загадка «Первые цветы».
Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку
«Первые цветы».
На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как называются эти цветы?
Рассказ-загадка «Где снежинки?»
Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку
«Где снежинки?»
Леночке понравилась снежинка. Она принесла ее домой.
Смотри, мама, какая красивая! А на рукавичке блестит капелька воды. Где же снежинка?
Рассказ-загадка «Что бабушка рассказала Саше?»
Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку
«Что бабушка рассказала Саше».
На новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было цветов и травы, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы, и слушал, как поют птицы, но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей.
Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна, да снег. Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда девались цветы, трава, ягоды? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки? Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать. Что же она рассказала внуку?
Рассказ-загадка «Зимние братья».
Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает рассказ-загадку
«Зимние братья».
Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же неодинаковые.
Второй – средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает разными узорами окна. Торопятся прохожие, боятся его проказ - он может обморозить щеки, уши, нос. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облака, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.
Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнышко. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится, снежинки пушистые, будто одуванчики. Угадайте что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.
Рассказ-загадка «Книги зимы» В. Бианки.
Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Книги зимы». В. Бианки
Белым ровным снегом покрыл снег всю землю. Лесные поляны теперь, как гладкие, чистые страницы какой - то огромной книги. Днем идет снег, кончится - страницы чистые. Утром придешь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?
Рассказ-загадка «Кто обедал в птичьей столовой?»
Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Кто обедал в птичьей столовой?»
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины - прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю сели на кормушку другие птички, грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы?
Рассказ-загадка «Птички на кормушке».
Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Птички на кормушке».
В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки съели, а рябину не тронули. Кто это?
Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало и семечки склевали. Кто это?
В среду прилетели небольшие птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это?
Рассказ-загадка «Удивительные капельки».
Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Удивительные капельки».
На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнышке. «Что это такое?» - удивились ребята и побежали спрашивать у Елены Ивановны. А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они на траве и цветах целый день?
Рассказ-загадка «Что случилось на прогулке?»
Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры: воспитатель читает рассказ
«Что случилось на прогулке?
«В понедельник мы поедем в лес» - сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки.
Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло, стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая с тонким клювиком и в рыжей шапочке. Эта птичка называется славка.. Увидев близко подошедших детей птичка забеспокоилась, но не улетела . Почему птичка не улетела.? Почему забеспокоилась, закричала?
Рассказ-загадка «Книжка про осень»
Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Книжка про осень».
Мама купила саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой – деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце и деревья казались золотыми. Веселая была картина.
На второй была картина, где листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная картина.
А на третьей картине почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег.
«Как называется первая картина?» - спросил Саша маму. «Осень»- прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картину. «Осень» - опять сказала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картину. «Осень» - опять прочла мама. Почему про осень нарисовано три картины. Как различить их по порядку: что раньше, что потом?
Рассказ-загадка «Волшебные льдинки».
Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Волшебные льдинки».
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднялось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие- большие, прозрачные, как стекло льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он куда это сосульки подевались. Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Расскажите, что это за капельки? Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли лесник сосульки вечером?
Рассказ-загадка «Летом».
Цель: формировать умения выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
Ход игры: воспитатель читает детям рассказ
«Летом».
Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация. В лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух. Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы - учатся летать. Когда это бывает, в каком месяце лета?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые логические задачи
Ознакомление старших дошкольников с явлениями живой и неживой природы с использованием речевых логических задач....
Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»
В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....
Выступление на педсовете «Речевые логические задачи»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств – игра, ко...
Картотека логических задач для дошкольников
Задачи помогут ребёнку развить логику, мышление, математические способности....
картотека логических задач для дошкольников
Интересные логические задачки...
«Речевые логические задачи как прием активизации умственных способностей дошкольников»
Доклад для выступления на педагогическом совете...
- Мне нравится (2)