Занятие "Зимушка-зима"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Логопедическое занятие по развитию речи детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимушка-зима»

Цель: уточнить и  закрепить представления детей по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;

- Уточнить и активизировать  словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие: 

- учить правильнее и точнее выражать свои мысли;

 - развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

- развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: 

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. - Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, графическое изображение снеговика, конверт с письмом,  картинки: лыжи, коньки, санки, снеговик, горка, заяц, лиса, волк, белка, лось, мышь

Ход занятия:

I.  Организационный момент.

-Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы поприветствовать друг друга возьмитесь за руки.

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу  улыбнемся!

-Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо.

(Слайд или конверт с письмом. Текст письма: )

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джинни. Я живу в далёкой жаркой Африке, где круглый год светит солнце, а вокруг пальмы, на которых растут бананы и кокосы. У нас все времена года похожи друг на друга. Но я слышала, что в России на Урале бывает настоящая зима! Снежная и морозная! Надеюсь, вы расскажете мне больше о настоящей зиме! Жду вашего ответа. Ваш друг, Джинни.»

- А вы хотите помочь Джинни узнать побольше о настоящей Уральской зиме?

-А  как вы думаете что для этого можно сделать?

- Я предлагаю вам собрать для Джинни посылку с зимними картинками. В свободное время она сможет рассмотреть эти картинки со своими друзьями. И узнает много интересного о зиме.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

- Чтоб наш рассказ получился четким и красивым - предлагаю размять наш язычок. ( «Улыбочка», «Заборчик», «Часики», «Маляр», «Лошадка»)

- Чтоб от зимнего холода нам не замерзнуть, давайте погреем речки.

Дыхательная гимнастика «Греем ручки» .

2. Составление предложений о зиме.

-Ребята, а вы знаете сколько месяцев длится зима? (3 месяца)

-А какие это месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль)

-Послушайте какое красивое стихотворение я нашла в книге, и скажите о каких приметах зимы здесь говорится? (Слайды или картинки с ответами детей)

Зима.

Снегом замела дорожки, разукрасила окошки,

Горки снега навалила, всех на санках прокатила,

Дни совсем укоротила, ну а ночи удлинила,

На юг птиц отправила, медведя спать заставила,

Всех людей укутала, ничего не спутала.

Это к нам пришла сама раскрасавица зима.

(-Зимой идет снег и заметает все дорожки.

-Зимой мороз рисует на окошках узоры

-Зимой много сугробов.

-Зимой дети катаются на санках.

-Зимой дни короткие, а ночи длинные.

- Зимой птицы улетают на юг.

- Медведь зимой впадает в спячку.

- Зимой люди одеваются теплее.)

-Молодцы ребята, вы о всех приметах зимы рассказали правильно. Давайте все эти картинки положим в посылку Джинни.

3.Образование относительных прилагательных.

- Ребята, а я предлагаю поиграть в интересную  музыкальную игру. А поможет нам в этом веселый снежок. Согласны?

-Тогда слушайте правила игры. Пока играет музыка мы передаем снежок из рук в руки. А как музыка кончится, отвечаете на мой вопрос тот ребенок, в  руках у которого оказался снежок.

-Если зима началась рано, то зима какая? (Зима ранняя.)

-Если зимой много снега, то зима какая? (Зима снежная)

-Если зимой воет вьюга, то зима какая? (Зима вьюжная)

-Если зимой холодно, то зима какая? (Зима холодная)

-Если зимой суровый мороз, то зима какая? (Зима морозная, суровая)

-Если зимой дуют ветры, то зима какая? (Зима ветреная)

-Если зима продолжается долго, то зима какая? (Зима долгая)

- Молодцы ребята, вы прекрасно ответили на мои вопросы

4. Развитие навыков звукового анализа.

- Действительно, ребята, зима у нас бывает разная. Но холодными, суровыми и снежными зимами нас не запугать, ведь мы с вами живем на Урале, значит мы кто? (Уральцы)

- Но зима не только холодное время года, а еще и праздничное? Почему? (Новый год)

-Как мы можем описать Новый год Джинни? (Это праздник, Дед Мороз, Снегурочка, Ёлка, хоровод)

– Отправим Новогоднюю открытку для Джинни? (Да)

-А еще зима  у нас бывает спортивная. Я приготовила для вас загадки о зимних забавах. Попробуем отгадать?

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,

   И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.            (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

  На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.          (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

  За верёвочку-узду через двор коня веду,

  С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу.          (Санки)

- Меня не растили – из снега слепили.

  Вместо носа ловко вставили морковку.

  Глазки – угольки, ручки – сучки. 

  Холодный большой. Кто я такой?       (Снеговик)

- Не легко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Горка)

-Вы молодцы, загадки разгадываете замечательно. Но это было бы слишком просто.

 -А теперь посмотрите на наши отгадки  и назовите и назовите мне слово в котором звук (Л) в начале слова?  (Лыжи)

-Назовите слово в котором звук (К) в конце слова ?  (Снеговик)

- Назовите слово в котором звук (Р) в середине слова? (Горка)

- Назовите слово в котором звук (к) в начале слова, а звук (и) в конце слова? (Коньки)

-Молодцы, ребята, давайте отправим Джинни наши картинки.

5. Физминутка  «Снежинки». 

Мы снежинки увидали.

Со снежинками играли.

Они вправо полетели.

Глазки вправо посмотрели.

Затем влево полетели.

Глазки влево посмотрели.

Ветер вверх их поднимает.

 И на землю опускает.

Дети смотрят вверх и вниз.

Снежинки на землю улеглись.

6. Образование родственных слов.

- Да, ребята, всем нам нравится снежная зима! Снег белый, пушистый, красивый! Не было бы без него вашей любимой забавы – игры в снежки. А вот интересно, есть ли у слова «снег» родственники, правильнее сказать родственные слова? У вас ребята, есть родственники? Кто это такие? (Близкие вам люди)  Давайте проверим, есть ли у слова снег родственные слова, слова похожие на слово «СНЕГ»! Я буду начинать фразу, а вы её все вместе заканчивать:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

(на экране появляется коллаж из названных слов) (картинки)

- Как много родственных слов у слова «Снег». Кто был внимательным  и скажет, какой первый звук слышится во всех этих словах? Кто мне расскажет о звуке С? Какой он?

- Отправим эти картинки Джинни?

7. Образование притяжательных прилагательных.

–Мы с вами уже о многом рассказали Джинни, и собрали довольно увесистую посылку. Но мне все время кажется, что мы забыли упомянуть о чем-то очень важном. Как вы думаете о чем?

- мне кажется, мы не рассказали о том месте где зимой больше всего белого и чистого снега, где очень спокойно, и очень красиво в любое  время года, но особенно зимой. Это лес и лесные жители.

- А вы бы хотели сейчас как по волшебству оказаться в зимнем лесу? Тогда закройте глаза, опустите головы и послушай те волшебную музыку. (Зимний лес слайд и картинка)

- Красиво в зимнем лесу!

_ Скажите, каких животных мы можем встретить в зимнем лесу? (Заяц, лиса, волк, белка, лось, мышь)

- Животные хотели бы поиграть с вами в игру «Чей хвост?»

- Чей хвост у зайца? (заячий)

- Чей хвост у волка? (волчий)

- Чей хвост у лисы? (лисий)

- Чей хвост у белки? (беличий)

- Чей хвост у мыши? (мышиный)

- Чей хвост у лося? (лосиный)

-А почему мы не назвали медведя и ежика?  (они в спячке)

- Отправим эти картинки Джинни?

- Закрываем глазки и отправляемся обратно в детский сад.  (Звучит музыка)

8. Рефлексия.

- Ну вот мы и вернулись.

Ребята, вы хорошо потрудились и наша посылка уже наполнена картинками для Джинни. Теперь она точно не забудет, какая же на самом деле бывает зима на Урале.

Скажите чем же мы сегодня занимались?

- ( Собирали картинки для африканской девочки Джинни, чтоб познакомить ее с Уральской зимой.)

- (рассказывали о приметах зимы.)

- (Отгадывали загадки. Находили звуки в словах.)

-( Находили родственные слова к слову «Снег»)

-( Играли в игру «Чей хвост»)