Развитие речи детей в процессе работы над сказкой
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Елена Анатольевна

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_protsesse_raboty_nad_skazkoy.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей в процессе работы над сказкой»


Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются педагогами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Цель работы:

• Повышение профессионального уровня педагога.

• Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития словесного творчества детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС при помощи сказок.

• Обучение составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации.

Задачи работы:

• Ранняя диагностика развития речи детей дошкольного возраста;

• Профилактика негативных тенденций социального развития детей дошкольного возраста.

• Формировать вежливое и доброжелательное отношение ко всему окружающиму;

• Развивать способность детей оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сказочных и литературных героев; развивать коммуникативные навыки.

• Совершенствование диалогической формы речи.

• Развитие умения поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.

• Обучение детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.

• Воспитывать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных.

• Побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

• Продолжать работать с детьми над звукопроизношением, звуковой культурой речи, обогащать словарный запас.

Основные направления работы:

  1. Работа с детьми:
  • Ранний мониторинг развития речи детей старшей группы;
  • Формирование у детей старшей группы нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков сказочных героев;
  • Развитие способностей дошкольников оценивать свои поступки на основе анализа поведения литературных героев;
  • Развитие умения детей использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, (создавать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, коллективных взаимоотношений, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты).
  • Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

2. Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (просмотр видео занятий, конспектов на профессиональных сайтах).

3.Изучение материалов на интернет ресурсах по данной теме.

Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное чудо сказкотерапии.

4.Практическая реализация:

  • Развивающие занятия с использованием сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В стране доброты»«Мир сказок и приключений»«В гостях у песочной феи».
  • Игры «Школа Мальвины»«Кого порадовать?»«Строим музей сказок»«Цветик – семицветик»«Хорошо-плохо»«Кого порадовать?»«Доброе пожелание»«Придумай добрый конец сказки»«К нам гости пришли».
  • Игры- драматизации.
  • Мини-беседы по сказкам.
  • Работа с родителями: консультации («Все ли сказки хороши»«Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребенка», «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?», «Какие сказки читать ребёнку на ночь», беседы, буклеты для родителей.

Изученная литература по теме.

  • Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
  • Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  • О. С. Жукова «Игры со сказками»,
  • Е. Синицина «Умные сказки»,
  • Н. В. Дурова «Очень важный разговор»,
  • С. И. Семенаки «Уроки добра»,
  • Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»,
  • О. А. Шорохова "Играем в сказку"
  • Н. А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работепсихологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии» /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  • В. Гнездилов «Авторская сказкотерапия», СПб.: Речь, 2004
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

Сказки, используемые в работе:

Шарль Перро: «Рике-хохолок», «Золушка, или хрустальная туфелька», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Подарки феи», «Мальчик-с-пальчик».

Вильгельм Гауф: «Маленький Мук», «Карлик Нос».

Андерсен Ганс Христиан: «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Огниво», «Русалочка», «Снежная королева», «Соловей», «Стойкий оловянный солдатик», «Новый наряд короля», «Принцесса на горошине».

Оскар Уайльд: «Звездный мальчик».

Братья Гримм: «Бременские музыканты», «Госпожа Метелица», «Король Дроздобород»,  «Три брата».

Эрнест Теодор Амадей Гофман: «Щелкунчик и Мышиный король».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки у детей активизируется творческого воображения.Поэто...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение...

Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)

Предоставляемый материал окажет помощь педагогам в развитии речи детей, сохраняя и развивая их индивидуальность. В приложении предоставлены дидактическии игры по развитию речи детей, они помогут детям...

Педагогическая работа над развитием речи детей в процессе познавательной деятельности

Работая над развитием речи дошкольников,  мы ставим  перед собой цель:Способствовать активизации речи детей  в процессе познавательной деятельности, а она (познавательная деятельность) ...

Презентация " Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками"

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни человека.Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени. Прошлое зафиксировано в образах памяти, будущее пре...

Доклад к педсовету на тему: "Развитие речи детей в процессе работы над сказкой"

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества....