Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной «А» группе (ТНР) по «Речевому развитию» (чтение художественной литературы) Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и его рассказом «Прыжок» Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    В ходе этого занятия дети знакомятся с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого, совершенствуют свои умения вести беседу по содержанию литературного произведения. Дети учатся осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_chtenie_pryzhok.docx18.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной «А» группе (ТНР)

    по «Речевому развитию»

    (чтение художественной литературы)

    Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

    и его рассказом «Прыжок»

    Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна

    Задачи:

    образовательные:

    - учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

    - осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;

    - познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;

    - совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

    развивающие:

    - продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

    - способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

    - развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

    - формировать навыки исполнения танца;

    воспитательные:

    - воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

    Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра «Волны»). Практический метод (исполнение танца «Дружба»).

    Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

    Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

    Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

    Ход НОД:

    Воспитатель.

     Дети вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов? А почему?

    Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

    Воспитатель. Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

    (Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг)

    Воспитатель. Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг? Дети называют знакомые рассказы: «Лев и собачка», «Косточка», «Котенок», «Умная галка». «Глупая жучка». «Филиппок», «Птичка».

    Воспитатель. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляет портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

    Дети. Без друга на сердце вьюга. Без друга в жизни туго. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

    Воспитатель. Хорошо. А чему научил вас рассказ «Косточка»?

    Дети. Говорить всегда правду.

    Воспитатель. Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

    Дети. Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный. Все что правдиво красиво на диво. Честные глаза в бок не глядят. Доброе дело говори смело.

    Воспитатель. Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»? Где птицы должны жить, где их дом?

    Дети. Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

    Воспитатель. Скажите, что общего между всеми этими книгами. Дети. Герои этих книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей.

    Воспитатель. Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.

    Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

    Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

    Воспитатель. Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте. В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.

    Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:

    Палуба - горизонтальный пол корабля

    Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

    Расходилась – разыгралась

    Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.

    Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

    После прочтения небольшая пауза.

    Беседа по содержанию.

    Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?

    Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.

    Воспитатель. Где происходят все события?

    Дети. События происходят на палубе корабля.

    Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему? Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать. Воспитатель. Ругаем мы его за что? Дети. За то, что залез так высоко. Воспитатель. Хвалим его за что? Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

    ИТОГ.

    Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?

    Чему вас научил этот рассказ?

    Дети. Не делать необдуманных поступков.

    Воспитатель. Есть такая пословица: «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

    «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

    конспект НОД по речевому развитию «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег» (художественная литература) подготовительная группа

    конспект НОД по речевому развитию«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»(художественная литература)подготовительная группа...

    Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

    Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

    Конспект НОД по окружающему миру в старшей «А» группе (ТНР) с использованием национально-регионального компонента «Красота головного убора» Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна

    На занятии дети закрепили представления о русских и татарских национальных костюмах, узнали о том, что в национальных костюмах самым главным элементом, являются головные уборы. Словарь детей пополни...

    Конспект НОД по Речевому развитию (Чтение художественной литературы) Знакомство с рассказом Г. Балла «Желтячок»

    Познакомить с рассказом Г. Балла «Желтячок» . Учить слушать произведение без наглядного сопровождения .Побуждать отвечать...