Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.

Задачи:

Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения.

Развивающие: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение; формировать навыки исполнения танца.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы: наглядный метод (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения, художественное слово, указания). Практический метод (игра «Волны», исполнение танца «Дружба»).

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

Предварительная работа: чтение рассказов ЛТолстогорассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryzhok.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений)

Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.

Задачи:

Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения.

Развивающие: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение; формировать навыки исполнения танца.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы: наглядный метод (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения, художественное слово, указания). Практический метод (игра «Волны», исполнение танца «Дружба»).

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход:

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться. - Доброе утро. - Доброе утро Солнцу и птицам. - Доброе утро Приветливым лицам. Каждый становится - Добрым доверчивым Доброе утро длится до вечера.

- Дети, давайте улыбнемся, друг другу, и нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Воспитатель. Дети вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов? А почему?

Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

Основная часть

Воспитатель. Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

(Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг)

Воспитатель. Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг? Дети называют знакомые рассказы: «Лев и собачка»«Косточка»«Котенок»«Умная галка»«Глупая жучка»«Филиппок»«Птичка».

Воспитатель. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляет портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Без друга на сердце вьюга. Без друга в жизни туго. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Воспитатель. Хорошо. А чему научил вас рассказ «Косточка»?

Дети. Говорить всегда правду.

Воспитатель. Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

Дети. Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный. Все что правдиво красиво на диво. Честные глаза в бок не глядят. Доброе дело говори смело.

Воспитатель. Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»? Где птицы должны жить, где их дом?

Дети. Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

Воспитатель. Скажите, что общего между всеми этими книгами. Дети. Герои этих книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей.

Воспитатель. Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Теперь садитесь удобнее и смотрите на экран.

Презентация жизни и творчества Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а также о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. 

Например«Рассказы для самых маленьких»«Косточка»«Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

А сейчас вы услышите голос самого Л. Н. Толстого с пожеланием для вас.

Звучит запись голоса Л. Толстого в оригинале «Пожелание детям».

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

(Воспитатель показывает макет корабля)

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивались множество канатов, веревочных лесенок. Такие корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например, обезьян.

Давайте мы с вами тоже отправимся в необычное, морское путешествие.

Игра «Волны»

Для того чтобы начали происходить чудеса, вы должны слушать меня внимательно и выполнять то, что я буду вам говорить.

Закройте глаза и повторяйте за мной волшебное заклинание«Вокруг себя обернись и на море очутись». Откройте глаза. Мы с вами превратились в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем пошуметь как волны, когда они накатывают на берег, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы они умели говорить. Наверное, они говорили бы«Мы любим вас, мы любим вас». Предлагаю каждому из вас по очереди, искупаться в море. Купающийся становиться центр, волны по одной подбегают к нему и поглаживают его, тихонько проговаривая слова«Мы любим тебя, мы любим тебя». А теперь снова закройте глаза. Повторяем наше заклинание «Вокруг себя обернись, и в детском саду очутись».

Воспитатель. Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте. В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.

Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:

Палуба - горизонтальный пол корабля

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Расходилась – разыгралась

Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза. Затем беседа по содержанию.

Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?

Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель. Где происходят все события?

Дети. События происходят на палубе корабля.

Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему? Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать. Воспитатель. Ругаем мы его за что? Дети. За то, что залез так высоко. Воспитатель. Хвалим его за что? Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

Рефлексия.

Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?

Чему вас научил этот рассказ?

Дети. Не делать необдуманных поступков.

Воспитатель. Есть такая пословица: «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось.

Исполнение танца «Дружба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Книга – лучший друг»

В результате НОД воспитанники обогатят свои представления о значении книги в жизни человека, закрепят ранее полученные знания....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Федорено горе»

«Федорено горе»Цель: Вызвать у детей интерес к учебной деятельности.Задачи: ·        Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знания н...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Домик для друзей"

Тема: «Домик друзей».Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.Задачи:систематизировать знания детей о том, кто строит дома, какие они бывают, об орудиях труда и машина...