Конспект НОД в старшей группе "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данилкина Наталья Александровна

Конспект интегрированного занятия в с аршей группе развитие речи+лепка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx118.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Насекомые»

Старшая группа

Цель: Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи:

  1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
  2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
  3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
  4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые»  (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
  5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
  6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов.

Ход занятия:

Организационный момент.

Психогимнастика.

Солнце встало из-за крыши

Поднимается все выше,

Лучики свои расправит,

Настроение вмиг исправит!

Дети приседают, поднимаются, расправляют руки, улыбаются.

Основная часть:

- Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку  в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка. Даня расскажет нам, что мы можем здесь увидеть.

Когда в душистом сосняке 
Присядь, весною на пеньке, 
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг! 
Личинку тащит муравей, 
Спешит куда-то меж корней большой сосны. 
На толстый сук уселся золотистый жук.
 Порхает легкий мотылек, 
Пьет хоботком душистый сок,
 И собирает мед пчела,
 Все заняты, у всех дела! 
Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную, увидишь жизнь!

О ком это стихотворение?

Ответы детей: О насекомых.

- Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. На Земле их великое множество. На брюшке есть поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда и название-насекомые-насекать. Они обжоры, едят все- зелень, более мелких насекомых. Бывают большими и маленькими, одни летают, другие ползают, прыгают. Одни живут несколько лет, другие один день. В природе появляются, когда тепло. Есть вредители - переносят болезни, есть полезные – опыляют растения, дают продукты.

 -  Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает - найдёт насекомое, о котором говорится в загадке и положит его на нашу полянку. Пусть она оживёт.

Загадки:

  1. Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.    (Комар)

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь.     (Жук)

  1. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион.  (Муравей).

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.    (Бабочка)

  1. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

  1. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка.     (Кузнечик)

  1. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза)

8.Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт.     (Божья коровка)

9.Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.    (Муха)

- Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка!

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет  четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:

-Жук, пчела, муравей, кошка;

- Слон, бабочка, шмель, гусеница;

- Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- Паук, светлячок, саранча, кровать.

Игра «Назови ласково».

Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела - пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка, муравей – муравьишка.

Игра «Закончи предложение»

Муха разносит … болезни

Пчела собирает … мед

Комар кусает …человека

Бабочка питается …нектаром

Жук грызет … кору

Составление описательного рассказа по схеме.

Физминутка:

Я большая стрекоза.

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

Что это мы встретили на нашей полянке? (муравейник)

А вы знаете, говорят, что 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. У него есть голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод), тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног.

Как устроен муравейник?

Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.

    А крепок ли такой дом?

Представляете, да! Муравьи склеивают своей  слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.

Как вы  думаете, почему в одном направлении?

Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

   Из чего муравейник  строят муравьи?

Из хвойных  иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

  Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник?

Более метра.

 Почему муравьев называют санитарами леса?

Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в  глубокие подземные камеры и , сбившись в большой ком, засыпают.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

Посмотрите, в муравейнике остался один муравей. Сможет он жить один? Давайте слепим ему друзей!

Лепка муравья.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06e3/00031422-6e89ca46/hello_html_1131947e.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-L_5rKQG0xB8/ULnrGVOI8MI/AAAAAAAAP8E/bMZoR7nLFxE/s1600/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...