Развивающая предметно-пространственная среда по ОО "Речевое развитие"
консультация по развитию речи на тему

Скворцова София Михайловна

В статье анализируются речевые центры по возрастам и даются рекомендации по их пополнению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete._rech.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

Развивающая предметно-пространственная среда

по ОО «Речевое развитие»

в соответствии с ФГОС ДО

                                                                               Составила:

                                                                                             

                                                                                                                                                           воспитатель высшей

                                                                                           квалификационной

                                                                            категории

                                                                                     

                                                                                                                                                Скворцова С.М.

г. Заволжье

2016 г.

     В соответствии со ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создаётся, как мы знаем, для развития индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.

     Это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

     Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, пространств, уголков, центров для реализации задач пяти образовательных областей. Одной из них является область «Речевое развитие» - она рассматривается, как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении сказки, рассказа, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

     Таким образом, встаёт вопрос о создании или обогащении речевого мини центра, т.к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

     Все вы знаете, что ведущей задачей в речевом развитии является развитие связанной речи. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии лексически богатой и грамматически правильной речи. Поэтому речевая зона должна насыщаться речевым материалом по всем направлениям речевого развития.

     Предлагаю вместе проанализировать речевые центры и заполнить их в соответствии с современными требованиям дошкольного образования по всем возрастам.

1 младшая группа

      У детей третьего года жизни формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функции предметов ближайшего окружения, поэтому в их мини центре «Учимся говорить» должно быть:

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • 2-3 стульчика или скамеечка;
  • Стеллаж для пособий;
  • Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
  • Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
  • Набор картинок для группировки (по 3-4 шт. в каждой группе) с реалистическим изображением: животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки – по 1 набору;
  • Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) 10 разных;
  • Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики –  5-6 разных;
  • Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;
  • Разрезные картинки (на 2 части по прямой);
  • Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;
  • Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.

2 младшая группа

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • 2-3 стульчика или скамеечка;
  • Стеллаж для пособий;
  • Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
  • Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
  • Наборы игрушек, комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;
  • Наборы картинок (4-6 шт.) животных, животных с детёнышами, диких животных и домашних, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, игрушки, транспорт, предметы обихода и продукты питания;
  • Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;
  • Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;
  • Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;
  • Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;
  • 4 картинки времён года, части суток и сезонной         деятельности людей .

Для развития связанной речи:

  • 2-3 картинки для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
  • Сюжетные картинки крупного формата – сказочная и социобытовая тематика – 20-30 разных;
  • Игры из серии «Умница»: «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»
  • Лото «Парные картинки», «Игрушки»;
  • Игра «Найди маму», «Магазин»

     Для формирования и совершенствования грамматического строя речи:

  • «Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (на различие существительных единственного и множественного числа).

     Зона «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:

  • Коврограф, ширма для настольного театра;
  • Детские книги по программе, книжки-малышки;
  • Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок»….;
  • Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)

Средний возраст

     Материал уголка речевого развития детей среднего возраста усложняется по содержанию в нём предметов и явлений окружающего, усложняется в направлении классификации предметов и явлений, обязательным остаётся:

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • 2-3 стульчика или скамеечка;
  • Стеллаж для пособий;
  • Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
  • Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
  • Наборы для группировки и обобщения (до 8-10 карточек) животных, птиц, рыб, насекомых, растений, продуктов питания, одежда, обувь, мебель, здания, транспорт, профессии, предметов обихода и т.д. по 1 набору;
  • Парные картинки типа «Лото» (6-8 частей) той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических изображений;
  • Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков;
  • Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
  • Сюжетные картинки с разной тематикой 8-10 разных крупного и мелкого размера;
  • Разрезные картинки или кубики с сюжетом (6-8 частей 4-6 разных);
  • Разрезные контурные картинки (4-6 частей 8-10 разных);
  • Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатные игры;
  • Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера 20-30 разных.

     В средней группе появляется нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами:

  • Наборы картинок с изображением предметов и названий;
  • Набор карточек с изображением предметов (от 1 до 5) и цифр;
  • Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами;
  • Набор моделей: деление на 2 и 4 части;
  • Настенный алфавит, слоговые таблицы;
  • Картотека словесных игр;
  • Магнитная доска, настольные кассы.

     Художественная литература:

  • Книги по программе;
  • 2-3 постоянно меняемых детских журнала;
  • Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
  • Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;
  • Книжки-раскраски по теме
  • Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;
  • Театры настольные и перчаточный.

Старший возраст и подготовительный

     Следует учесть, что этот возраст является важным периодом развития речи.

Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В этом возрасте происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы, дети преодолевают трудности при достижении цели, возникают игры-соревнования.

     Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. В речевом центре должно быть лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

В центре «Будем говорить правильно» для старших дошкольников должно быть:

  • Зеркало;
  • Тренажёры для развития дыхания (мыльные пузыри, надувные игрушки,..);
  • Серии сюжетных картинок;
  • Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
  • Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т.д.;
  • Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
  • Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;
  • Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;
  • Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
  • Коллекция марок;
  • Коллекция монет;
  • Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);
  • Набор «Лото» последовательности числа;
  • Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);
  • Набор моделей: деление на части (2-16) 4 шт.;
  • Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;
  • Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки,..);
  • Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т.д.;
  • Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;
  • Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;
  • Диапроектор, экран, набор слайдов;
  • Альбомы и наборы открыток с видами Москвы, С-Петербурга, Нижнего Новгорода, Заволжья;
  • Карта-плакат центра своего города или микрорайона;
  • Российский герб, флаг, герб своего города;
  • Куклы в русских костюмах;
  • Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;
  • Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
  • Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
  • Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
  • Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
  • Набор знаков дорожного движения.

     В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть:

  • Репродукции картин известных художников;
  • Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н.А. Курочкина

     Таким образом, правильно организованная ПРС в речевом центре создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в ОД, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует гармоничному развитию личности.

     Всё насыщение речевых центров по возрастным группам было взято из методических рекомендаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Рекомендации по насыщению развивающей предметно-пространственной среды по возрастным группам в соответствии с ФГОС ДО

1 младшая группа:

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • 2-3 стульчика или скамеечка;
  • Стеллаж для пособий;
  • Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
  • Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
  • Набор картинок для группировки (по 3-4 шт. в каждой группе) с реалистическим изображением: животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки – по 1 набору;
  • Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) 10 разных;
  • Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики –  5-6 разных;
  • Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;
  • Разрезные картинки (на 2 части по прямой);
  • Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;
  • Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.

2 младшая группа:

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • 2-3 стульчика или скамеечка;
  • Стеллаж для пособий;
  • Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
  • Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
  • Наборы игрушек, комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;
  • Наборы картинок (4-6 шт.) животных, животных с детёнышами, диких животных и домашних, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, игрушки, транспорт, предметы обихода и продукты питания;
  • Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;
  • Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;
  • Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;
  • Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;
  • 4 картинки времён года, части суток и сезонной         деятельности людей .

                 Для развития связанной речи:

  • 2-3 картинки для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
  • Сюжетные картинки крупного формата – сказочная и социобытовая тематика – 20-30 разных;
  • Игры из серии «Умница»: «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»
  • Лото «Парные картинки», «Игрушки»;
  • Игра «Найди маму», «Магазин»

Для формирования и совершенствования грамматического строя речи:

  • «Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (на различие существительных единственного и множественного числа).

                    Зона «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:

  • Коврограф, ширма для настольного театра;
  • Детские книги по программе, книжки-малышки;
  • Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок»….;
  • Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)

Средний возраст

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • 2-3 стульчика или скамеечка;
  • Стеллаж для пособий;
  • Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
  • Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
  • Наборы для группировки и обобщения (до 8-10 карточек) животных, птиц, рыб, насекомых, растений, продуктов питания, одежда, обувь, мебель, здания, транспорт, профессии, предметов обихода и т.д. по 1 набору;
  • Парные картинки типа «Лото» (6-8 частей) той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических изображений;
  • Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков;
  • Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
  • Сюжетные картинки с разной тематикой 8-10 разных крупного и мелкого размера;
  • Разрезные картинки или кубики с сюжетом (6-8 частей 4-6 разных);
  • Разрезные контурные картинки (4-6 частей 8-10 разных);
  • Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатные игры;
  • Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера 20-30 разных.

     В средней группе появляется нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами:

  • Наборы картинок с изображением предметов и названий;
  • Набор карточек с изображением предметов (от 1 до 5) и цифр;
  • Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами;
  • Набор моделей: деление на 2 и 4 части;
  • Настенный алфавит, слоговые таблицы;
  • Картотека словесных игр;
  • Магнитная доска, настольные кассы.

     Художественная литература:

  • Книги по программе;
  • 2-3 постоянно меняемых детских журнала;
  • Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
  • Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;
  • Книжки-раскраски по теме
  • Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;
  • Театры настольные и перчаточный.

Старший возраст и подготовительный

     Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. В речевом центре должно быть лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

В центре «Будем говорить правильно» для старших дошкольников должно быть:

  • Зеркало;
  • Тренажёры для развития дыхания (мыльные пузыри, надувные игрушки,..);
  • Серии сюжетных картинок;
  • Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
  • Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т.д.;
  • Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
  • Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;
  • Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;
  • Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
  • Коллекция марок;
  • Коллекция монет;
  • Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);
  • Набор «Лото» последовательности числа;
  • Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);
  • Набор моделей: деление на части (2-16) 4 шт.;
  • Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;
  • Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки,..);
  • Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т.д.;
  • Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;
  • Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;
  • Диапроектор, экран, набор слайдов;
  • Альбомы и наборы открыток с видами Москвы, С-Петербурга, Нижнего Новгорода, Заволжья;
  • Карта-плакат центра своего города или микрорайона;
  • Российский герб, флаг, герб своего города;
  • Куклы в русских костюмах;
  • Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;
  • Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
  • Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
  • Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
  • Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
  • Набор знаков дорожного движения.

     В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть:

  • Репродукции картин известных художников;
  • Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н.А. Курочкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....