Дыхательная, артикуляционная, психогимнастика, пальчиковая гимнастика. Игры на преодоление двигательного автоматизма.
методическая разработка по развитию речи на тему

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
 
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыкам поведения, основы личностной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_artikulyatsionnaya_psihogimnastika.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная, артикуляционная, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

 Игры на преодоление двигательного автоматизма

Сентябрь

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

«Улыбка»

 «Хоботок» (Трубочка).

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

2

Дыхательная

 «Послушаем своё дыхание»

 «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

3

Пальчиковая

 «Пальчики здороваются».

 «Руки здороваются».

Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, и т. д.; то же – пальцами левой руки; то же – пальцами обеих рук одновременно.

Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным и т. д.

4

Психогимнастика

 «Вот так позы»

 «Зеваки»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

«Флажок»

 «Запретный номер»

Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 3. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: "Один", следующий продолжает счет и так до трех. Четвёртый ребенок молча хлопает в ладоши четыре раза. И т. д.

Октябрь

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

 «Заборчик»


 «
Бублик» (Рупор).

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

2

Дыхательная

 «Подыши одной ноздрёй»

 «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

3

Пальчиковая

Противоположные движения

Стоп!

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. И т. д.

Дети идут. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: "Стоп!"

4

Психогимнастика

 «Кошка и мышки»

 «Слушай хлопки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

Замри!

Запрещенное движение

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Ноябрь

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

 Пятачок.

 

Рыбки разговаривают.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 

2

Дыхательная

«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее,  рёберное дыхание)

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

3

Пальчиковая

«Оса».

.

 

«Маленькая волна».

Выпрямить указательный палец провой руки и вращать им; то же – указательным пальцем левой руки; то же – пальцами

Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнооброзные движения кистью с продвижением руки вправо; то же – левой рукой. обеих рук одновременно

4

Психогимнастика

 «Игра с камушками»

 

«Ласка»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой.

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия. Мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

Ловишки

Сова

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.

Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:

Раз - два - три, раз - два - три. Скорее нас лови!

Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: "Ночь!" Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.

Декабрь

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.

 
Кролик. 

 
Упражнения для развития подвижности губ

Трубочка.

Улыбка

Чередование положений губ

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы

Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 

2

Дыхательная

«Лыжник».

«Маятник».

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1,5-2 мин.

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением  звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону

3

Пальчиковая

«Профессии»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выра зительности движений.

Описание игры. Дети, разбившись на пары. показывают вырази тельными движениями друг другу. по заданию воспитателя, весе лого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, двор ника. строителя, имитируя движения, характерные для людей дан ной профессии. один ребенок в паре показывает грустного чело века, другой – веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.

4

Психогимнастика

Упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

«Флажок»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись,

В куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.

-Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.

Дети застывают в определенной позе.

-почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

Малыши ходят по залу под музыку. Когда педагог поднимает вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

Реченька

Этюды на выражение удивления

(удивление)

В игре участвуют две группы детей. Обозначив на полу неширокую речку, подходят к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю.

В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.

Игры, способствующие успокоению и организации

Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Январь

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

Упражнения для губ и щек


«
Сытый хомячок»

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 

Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

2

Дыхательная

 «Ветер» (очистительное полное дыхание).

 «Радуга, обними меня»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах

3

Пальчиковая

«Люблю – не люблю»

«Повтори фразу»

Цель: развитие воображения и мимических движений

Цель: развитие выразительности речи.

4

Психогимнастика

«Вот так позы»

 «Зеваки»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

«Веретено»

Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. Как только кто-нибудь крикнет. "Начинаем!", дети, стоящие первыми, должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду.

Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее.

Февраль

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

 

 Голодный хомячок.

Барабанщики.

Втянуть щеки. 
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным

2

Дыхательная

«Планета «Сат – Нам» отзовись!» (йоговское дыхание).

«Инопланетяне».

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей  дыхательной мускулатуры.

3

Пальчиковая

«Мама и детеныш»

«Зеркало»

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюда тельности, произвольности.

4

Психогимнастика

«Игра с камушками»

 

«Ласка»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой.

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия. Мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

«Иголка и нитка»

Этюды на выразительность жеста

Это я! Это мое!

Цель. Развивать сообразительность, быстроту реакции у детей.

Цель: Развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Март

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

 


Трусливый птенчик.

 
Акулы.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке.

На счет "один" челюсть опускается, на "два" – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" – челюсть опущена на место, на "четыре" – челюсть даигается влево, на "пять" – челюсть опущена, на "шесть" – челюсть выдвигается вперед, на "семь" – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. Упражнение выполняется ритмично. 

2

Дыхательная

«Задуй упрямую свечу

«Паровоз» 

 В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

3

Пальчиковая

«Фантазии»

«Профессии»

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии,  воображения.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.

4

Психогимнастика

«Разведчики»

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый  путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

Смотри на руки!

Дети стоят друг за другом, первый - командир. Во время спокойного марша по кругу, командир показывает, различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.

Апрель

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

 

Кто дальше загонит мяч?

 Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 

2

Дыхательная

«Трубач».

 «Каша кипит».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».  Повторить 4-5 раз.

Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш»    Повторить 1-5 раз.

3

Пальчиковая

«Пальчики здороваются».

«Руки здороваются».

Цель: развитие коммуникативных способностей,  воображения, мелкой моторики руки.

4

Психогимнастика

«Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

Заколдованный ребенок

Цель: Развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка

Май

Виды

Названия

Содержание

1

Артикуляционная

 

Чьи зубы чище? 

Маляр

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. 

2

Дыхательная

«Регулировщик».

 

«Летят мячи».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».   Повторить 4-5 раз.

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз

3

Пальчико

вая

«Фонарики»

«Змея»

Цель: развитие воображения, выразительности речи и движений.

4

Психогимнастика

«Заколдованный ребенок»

Ребенок заколдован. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

5

Игры на преодоление двигательного  автоматизма.

 «Стоп»!

Дети идут. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: "Стоп!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики на каждый день

Выполняя предложенные в данном комплексе упражнения для пальцев рук и артикуляционного аппарата, Вы поможете своему ребенку быстрее заговорить красиво, грамотно и уверенно. Упражнения рекомендую выпол...

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ через артикуляционную и пальчиковую гимнастику»

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙчерез артикуляционную и пальчиковую гимнастику»...

"Играем вместе с мамой". Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития речи малышей. Консультация для родителей.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь д...

Игры, способствующие преодолению двигательного автоматизма

Подобраны игры на преодоление двигательного автоматизма...

Консультация для воспитателей "Вводные упражнения на развитие внимания, волевых процессов, преодоление двигательного автоматизма"

Вашему вниманию представлена подборка упражнений  на развитие внимания дошкольников....