Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Костыгова Мария Анатольевна

В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми сильными стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка является игра и труд. Все это должно использоваться в интересах развития речи детей. Самое хорошее средство для стимулирования речи это игры и упражнения на мелкую моторику рук. Дело в том что , развитие речи и развитие рук ребенка взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости . Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребенка. Наши пальцы рук наделены большим количеством рецепторов которые посылают импульса в  центральной нервной системе человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской речи через пальчиковые  игры у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми сильными стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка является игра и труд. Все это должно использоваться в интересах развития речи детей. Самое хорошее средство для стимулирования речи это игры и упражнения на мелкую моторику рук. Дело в том что , развитие речи и развитие рук ребенка взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости . Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребенка. Наши пальцы рук наделены большим количеством рецепторов которые посылают импульса в  центральной нервной системе человека.

Развитие моторики пальцев как бы подготавливают почву для формирования речи. Что же происходит с ребенком, если мы занимаемся с ним пальчиковой гимнастикой .

1.Развивается память ребенка , так как он учиться запоминать определенные  положения рук и движения.

2.выполняя пальчиковые упражнения он может сопровождаться их стишками (повторять их за взрослыми) . при этом его речь может становиться четкой, ритмичной и яркой.

3.ребенок концентрирует свое внимание и правильно его распределять.

4. в результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретаю силу , подвижность и гибкость.

Игры с пальчиками –это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но это еще может быть один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения , контакта «глаза в глаза» имеют развивающей значения , так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Психологи (Л.С.Выготиский , Д.Б. Эльконин) и педагоги (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская) уделяли  игре ребенка чрезвычайное внимание игра является эффективным средством развития речи детей. Один из основных видов в игровой деятельности являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры-это мощная тренировка для мозга ребенка, которые стимулирует его развитие .

Развитие речи очень тесно находится в связи с развитием мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата , выработка воздушной струи и различать звуки на слух-это все основные методы  формирования правильной речи не только в детском саду, но и дома. Если движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, развивать речь и мелкую моторику.  Благодаря пальчиковым играм ребёнка будет получать разнообразные сенсорные впечатления, у него будет развиваться способность сосредоточиваться и развиваться внимание. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому человеку, понимать смысл речи. Во многих играх используются обе руки, что дает возможность ориентироваться в таких понятиях как «вправо» , «вверх», «вниз», «влево».

Все упражнения в пальчиковой игре должны выполняться в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Выполняя вместе с детьми упражнения мы должны демонстрировать собственную увлечённость игрой.

Выбрав два или три упражнения мы должны заменить их на новые. Если какие –то игры понравились детям, то мы должны их оставить в своем репертуаре и возвращаемся к ним если дети этого захотят.

Возраст

Содержание

Технология

До 2-х лет

Дети должны познакомится с ладонью. Повторять простые движения(похлопывания, прятанье рук за спину)

Читать стихотворение или потешку до игры 3-4 раза. Рассматривать иллюстрацию сопровождать ее вопросами «Как курочка открывает рот?» и т.д.

С 2 до 3-х лет

Знакомим детей с пальчиками, составляем фигурки из пальчиков и ладошек (колечко). Согласованные действия двумя руками (домик, ворота)

Движениями кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздь)

Можем рассматривать фигурку животного или картинку. При необходимости ребенок может подражать звукам взрослого

3-4 года

Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой. Могут выполнять фигуру животного сначала одной рукой, затем другой, потом две руки вместе.

С детьми можно уже разучивать стихотворения или считалку. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

Благодаря пальчиковый игре мы можем добиться, что дети могут научиться концентрировать свое внимание, правильно его распределять, речь детей становится выразительной и правильной. Движение кисти и пальцев рук детей стали точными и координированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»

Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, осо...

Развитие речи через пальчиковый театр для детей раннего возраста

В настоящее время актуальной проблемой становиться полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости ...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у  детей дошкольного возраста»...