Главные вкладки

    Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет Группа раннего возраста №1 на 2017-2018 учебный год. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Поляченкова Ольга Николаевна
    Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен¬но те его отделы, которые отвечают за речь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    3.2 Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет

    Группа раннего возраста №1

    на 2017-2018 учебный год.

    Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у

     детей раннего возраста»

    Автор программы:

    воспитатель первой квалификационной категории –

                                                                                                  Поляченкова Ольга Николаевна

    Санкт- Петербург

    2017

    Актуальность.

    Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

    Мелкая моторика рук — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо.

    На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры".

    Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

             Итак, используя пальчиковые игры и упражнения,  мы  формируем и совершенствуем тонкую моторику пальцев рук, тем самым  усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

    Цель: развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы; способность накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.

                Задачи:

    • Развивать мелкую моторику, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
    • Познакомить детей с нетрадиционными видами художественной деятельности
    • Развивать речь детей, расширять словарный запас
    • Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствовавших развитию мелкой моторики.

     Работа по развитию мелкой моторики  в различных видах деятельности и режимных моментах:

    - во время утренней стимулирующей гимнастики,

    - НОД как физкультминутки,

    -в свободное время утром и после сна, прогулки, самообслуживания

    - продуктивной деятельности.

    Форма работы:

    -Индивидуальная

    -Групповая

    Средства:

    -Картотека пальчиковых игр

    -Предметы заместители

    Ожидаемый результат:

    Дети научатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Речь станет более четкой, ритмичной, яркой. У детей разовьется память, воображение и фантазия. Пальцы рук приобретут силу, хорошую подвижность и силу.

    Тематическое планирование по теме

     «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у

     детей раннего возраста»

    Месяц

                   Тема, цель

    Пальчиковые игры

    Сентябрь

    Здравствуй, Детский сад!

    ,,В нашей группе все друзья,,

    Цель: создают благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому.

     ,,С добрым утром,,

    Цель: развивать речевое дыхание, называть и показывать части лица, тела.

    «Игрушки»

    Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

    Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

    ,,Детишки ходят в сад,,

    Цель:  учить вслушиваться и понимать смысл речи воспитателя.

    Октябрь

    1-2 недели

    Краски осени

    ,,Осенние листья,,

    Цель:  учить четкому звукопроизношению, контролировать темп речи.

    Рисование пальчиками ,,Дождь идет,,

    Цель:  Развивать у детей воображение, интерес к рисованию, развивать навыки рисования пальчиком, развитие мелкой моторики рук.

    Октябрь

    3-4 недели

    Урожай.

    ,,Слива,,

    Цель: учить соотносить движения рук с речью, учить правильному произношению звука (ж).

    ,,Капуста,,

    Цель: учить контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звук (р).

    Ноябрь

    1-2 недели

    Неделя здоровья

    ,,Братцы,,

    Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, учить четкому звукопроизношению.

    ,,Если пальчики грустят,,

    Цель: научить детей массировать каждый пальчик.

    Ноябрь

    3-4 недели

    Животный мир.

    ,,Сидит белка на тележке,,

    Цель: : развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

    ,,Апельсин,,

    Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук.

    ,,Кошка,,

    Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

    ,,Звериная зарядка,,

    (малоподвижная игра)

    Цель: учить соотносить слова текста с движениями

    ,,На водопой,,

    (малоподвижная игра)

    Цель: развивать память, учить называть животных и их детенышей.

    Декабрь

    1-2 недели

    Здравствуй, Зимушка-зима!

    ,,Снежок,,

    Цель: развивать умение соотносить текст с движениями, учить четко и правильно произносить звук (ж).

    ,,Снежинки,,

    Цель: 

    учить запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

    Январь

    В гостях у сказки.

    ,,Дед Мороз принес подарки,,

    Цель: учить четкому звукопроизношению.

    Лепка из пластилина. Освоение приема вдавливания. Занятие ,,Снежинки,,

    Цель: учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    Февраль

    1-2 недели

    Моя семья, мой дом.

    ,,Этот пальчик дедушка,,

    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    ,,Мебель,,

    Цель: совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь

    ,,Наш дом,,

    Цель: развивать речь, двигательную активность кисти.

    Февраль

    3-4 недели

    Наши защитники.

    ,,Наша армия,,

    ,,Солдаты,,

    ,,Мой папа,,

    Цель: Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Март

    1 неделя

    Международный Женский День.

    ,,Машина каша,,

    ,,Мамин День,,

    Цель: создать благоприятный эмоциональный фон, развивать координацию движений пальцев рук.

    Март

    2-4 недели

    Весна.

    ,,Кап-кап,,

    Цель: учить четкому, ритмичному звукопроизношению.

    ,,Весна,,

    ,,Ранняя весна,,

    (малоподвижная игра)

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

    Апрель

    1-2 недели

    Встречаем птиц.

    ,,Кормушка,,

    ,Дятел,,

    Цель: учить концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

    ,,Птицы и их детеныши,,

    Цель: развивать память, учить называть и запоминать птиц и их детенышей.

    Апрель

    3-4 недели

    Царство растений.

    ,,Цветы,,

    ,,Букет для мамочки,,

    Цель: учить называть и запоминать название цветов.

    ,,Одуванчик,,

    (упражнение на дыхание)

    Май

    Вот и мы стали большими.

    ,,Помощница,,

    Цель: развивать речевую активность детей.

    ,,Круглый год,,

    Цель: усилить контроль за выполняемыми движениями.

    В течение года:

    Пальчиковая гимнастика  ,,Руки надо с мылом мыть,,  ;  ,,В кране прячется вода,,

    Цель:  учить запоминать последовательность мытья рук.

    Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

    «Шнуровка»

    Цель:  воспитывать у детей способность контролировать свои достижения уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

    «Мозаика»

    Цель: развивать воображение, художественный вкус, абстрактную память, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

    «Покорми Хрюшку»

    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, умение сортировать предметы по цвету, форме.

    Лабиринт»

    Цель: : способствовать развитию умений и навыков у детей в пространственном ориентировании на плоскости. Формировать умение двигать шарик в разном направлении по лабиринту.

    Игра с прищепками «Кто что ест»

    Цель: закрепить умение различать и называть животных, развитие речи, развитие мелкой моторики пальцев рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методические пособия для развития мелкой моторики,сенсорному развитию детей в раннем возрасте.

    Дидактические  игры "Разложи предметы в свои домики" по сенсорному развитию для детей раннего возраста.   Актуальность применения - ребёнок в раннем возрасте должен различать не менее 6...

    Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6лет, старшая группа «Непоседы». на 2017-2018 учебный год

    Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солцевой...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА "СОЛНЫШКО" НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Целевой раздел1.1. Пояснительная записка             Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценног...

    «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи» - экспериментальная работа

    Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

    Перспективный план по взаимодействию с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей группы раннего возраста №5 «Пчелки» на 2018-2019 учебный год

    Представлен перспективный план по взаимодействию с родителями по развитию мелкой моторики у детей ясельной группы...

    Использование пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи для детей раннего возраста

    Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые сложно назвать обучением, так как это очень веселый и увлекательный процесс. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказыв...