Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии
консультация по развитию речи по теме

Сияпова Лилия Шамилевна

Метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям  и , конечно же,  самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.

- Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. 
- Сказка учит не бояться трудностей, главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает. 
- Сказка учит любви и уважению к родителям
- Сказка учит патриотизму, главный герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. 
- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение :  нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. А главное, почти во всех сказках добро побеждает зло!
  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

 « Познавательно-речевое развитие

младших дошкольников с помощью методов

сказкотерапии »

Подготовили воспитатели

Сияпова Л.Ш

Ермакова Н.И

г.Нефтекамск,2016г

Тема:  « Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии »

Цель :

повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОО

Задачи:                                                                                                                        - обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей                                                                                                            

- познакомить с  методом сказкотерапии

«Сказка-это свежий ветер,

раздувающий огонёк детской мысли и речи»

 говорил В.А.Сухомлинский

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

Работая в детском саду мы пришли к такому выводу, что проблему общего недоразвития речи детей  младшего дошкольного возраста можно решать с помощью метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития и творчества детей.

Педагоги ежедневно сталкиваются с такими негативными качествами у детей, как: непослушание, лень, капризы, неуважение к старшим, жадность и т.д. Преодолеть всё это помогают сказки.

Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы:

  • чтение, анализ
  •  сочинение
  • моделирование, конструирование
  •  рассказ
  • рисование, художественная лепка по сказке
  •  драматизация, инсценировка
  • работа с куклами
  • релаксация
  • подвижная игра

Эти приемы и формы работы позволяют развивать речь, творческое мышление,             воображение, внимание, память, восприимчивость и адекватную самооценку детей. 

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи:

•Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. 

•Развитие диалогической и монологической речи. 

• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. 

• Сотрудничество педагога  с детьми и друг с другом

• Создание в деятельности благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

 • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

  • Выявление творческих способностей детей

Сказку мы используем на занятиях, в режимных моментах, в самостоятельно-игровой деятельности, на прогулке. «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, сказки  для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни.

Эффективным вспомогательным средством при сказкотерапии являются атрибуты и оборудования. Это куклы бибабо, пальчиковый театр, настольный театр, игрушечные персонажи людей и животных, красочные картины и различные маски.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит

  • обязательный ритуал « входа в сказку» (это создание эмоционального фона, с помощью музыкального произведения; место занятия; превращения; использование необычного предмета, например- волшебной палочки)

Цель -  заинтересовать детей

Каждый воспитатель по своему «входит в сказку», в нашей группе есть для этого «волшебный сундучок», где хранятся атрибуты для вхождения в сказку, это волшебная палочка, книга заклинаний, диски с музыкой, ковер-самолет, корона, очки, зеркальце и многое другое.

  • Основная часть, где эмоционально рассказывается сказка, и рассказ сопровождается вопросами, иллюстрациями, выразительными движениями

Цель -эмоционально вовлечь детей в ситуацию

  • Ритуал «Выхода из сказки» - это завершение на положительном внушении (уход волшебного персонажа до следующего раза, превращение в самих себя и т.д)

Цель - переход к свободной игровой или продуктивной деятельности, используя полученные знания и эмоции.

Сейчас  многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебного Деда Мороза, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 

Поэтому в своей работе особую роль  мы должны  отводить  просвещению родителей. Рассказывать  о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Привлекать их к изготовлению разных видов театра, атрибутов к сказкам, изготовлению книжек по сказкам вместе со своими детьми. (буклеты для родителей «Воспитание сказкой»)

Подводя итог, мы можем сказать, что метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям  и , конечно же,  самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.

- Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. 
- Сказка учит не бояться трудностей, главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает. 
- Сказка учит любви и уважению к родителям
- Сказка учит патриотизму, главный герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. 
- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение :  нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. А главное, почти во всех сказках добро побеждает зло! 

Читайте сказки!

Используйте в своей работе метод сказкотерапии!

Желаем удачи! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность и способы её преодоления с помощью метода сказкотерапии

Детская агрессивность и способы её преодоления спомощью метода сказкотерапии  1. Детская агрессивность. Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Оч...

Статья . Тема: "Развитие младших дошкольников с помощью развивающих игр ."

ldquo;Использование развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста в развитии умственных способностей и высокого уровня творческого мышления”, я решила, чтобы добиться высоких рез...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...

Обобщение опыта работы по теме "«Круги Луллия как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент и...

Презентация .Использование природного материала для развития младших дошкольников (в помощь родителям)

Презентация Использование природного материала для развития младших дошкольников .В помощь родителям и педагогам ....