Статья . Тема: "Развитие младших дошкольников с помощью развивающих игр ."
статья (младшая группа) по теме

Низдерка Людмила Алексеевна

 

“Использование развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста в развитии умственных способностей и высокого уровня творческого мышления”, я решила, чтобы добиться высоких результатов большое место уделить в своей работе, литературному материалу математического содержания.

Ведь математика - совокупность наук, изучающая количественное отношение, величины, формы, окружающих нас предметов в пространстве и времени.

Особую роль в развитии умственных способностей ребёнка я решила отвести обучающим играм математического содержания, разнообразным по форме, и дополнительным разновидностям дидактических средств: сказкам, рассказам, потешкам, песенкам, которые также направлены на решение воспитательно-образовательных задач, в том числе и на развитие умственных способностей и высокого творческого мышления.

Главная последующая цель вырастить людей, умеющих думать, научить хорошо ориентироваться в окружающем их мире. Поэтому освоение математических представлений у детей младшего дошкольного возраста я начала в увлекательно - познавательной форме. Занимаясь с детьми развивающими играми математического содержания, я поставила следующие задачи:

- Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная и др.), группировка их по цвету и форме.

- Выявления отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, мало, поровну, больше, меньше).

-  Сравнение и подбор контрастных по величине предметов.

- Ориентирование в схеме собственного тела и основных пространственных направлений от себя (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева).

Опираясь на поставленные мною задачи, свою работу по развитию умственных способностей и высокого уровня творческого мышления я отразила в перспективном планировании, разработанные мною на год. Занимаясь с детьми развивающими играми, я помяла, что, прежде всего, должна помнить, что наиболее эффективным является деятельность ребёнка, основанная на эмоциях. Индивидуальные и групповые игры я провожу в доброжелательной обстановке. В развивающих играх дети осваивают простые умения сравнивать, считать, измерять, классифицировать, вычислять, осуществляя в активной практической деятельности с предметами и развивающим материалом. В результате этого у детей происходит становление и развитие познавательного интереса, как результат высокого уровня умственного развития. При этом я стараюсь учитывать, что этот процесс наиболее эффективен в условиях доступной пониманию ребёнка ситуации, необходимости овладения каким- либо умением с целью немедленного его применения.

В развивающих играх, включающих в моё планирование, развиваются также познавательные и психические процессы:

- Внимание, память, а также совершенствование личного потенциала, развития его творческой возможности.

- Наглядное, абстрактное, словесное мышление.

- Сенсорное воспитание.

- Любознательность и умственные способности, сообразительность и пытливость ума.

- Интеллектуальные навыки и умение сравнивать, анализировать, обобщать.

- Мотивация , волевая готовность, предпосылка учебных умений, включающих в себя зрительно - двигательную координацию.

- Активизируется способность управлять собственным поведением.   Постепенно я задания усложняю, увеличиваю объём материала, предлагаемого для запоминания, наращиваю темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения координации мелкой моторики рук). По средствам развивающих игр математического содержания можно значительно активизировать мыслительную деятельность и речь, что отражается на творческом мышлении. Постепенно от игр-забав дети переходят к играм - задачам, а потом к учебно-познавательной деятельности, которая на прямую ведет к развитию интеллекта.

С помощью игры дети учатся общению с предметами наглядности, ребёнок постепенно познаёт форму и содержание предметов.

Я стараюсь подбирать игры на занимательных математических материалах, достаточно научных и глубоких по содержанию.

Полагаюсь на программу “Детство” и индивидуальную дополнительную программу “Лонгитюд” по развитию у младших дошкольников умственных способностей и высокого уровня творческого мышления, через математические развивающие игры , которые обладают следующими отличительными чертами:

-  Многообразие игр позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления и помочь преодолеть его слабые.

- Непринужденная обстановка в игре, благодаря не большому количеству детей и разнообразия вариантов позволяет индивидуально подбирать задание для каждого ребенка.

- Наличие игр и обучающих моментов  позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки

- Большое количество игр, требующие исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа, участие в играх всех детей достигают за счёт разного уровня сложности задания, подбираемого также

индивидуально.

- Задачи , предлагаемые детям, достаточно сложны, обычно несколько превышают средний для данного возраста уровень, работа над ней увлекает ребёнка и развивает в нем способности сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренирует память.

- Небольшое количество коллективных игр также я включаю в роботу, через них я воспитываю самостоятельно и совместно работать над общим заданием, прислушиваться к тому, что говорят товарищи, учитывать его возможности, т.е. воспитывать качество, необходимое для работы в коллективе.

Учитывая возрастные особенности детей, игры с мл. дошкольниками я провожу 15-20 минут. В них я включаю 2-3 игры разнообразной  направленности, постоянно меняю виды деятельности, удерживаю внимание детей. Для многих игр я готовлю бумагу, цветные карандаши.

, развивающие материалы. После сложных игр я включаю игры с движениями (игры с мячом и т. д.). В игры для активной познавательной деятельности детей я в включаю:

-Дыхательно-координационные упражнения.

- Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти.

- Упражнения для профилактики зрения.

-Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

-Упражнения, совершенствующие мелкую моторику рук.

Оборудования и материалы для развивающих игр, как правила не сложны, их можно сделать своими руками.

- Игры на развитие эмоций ( “Настроение”, “Картинки эмоций”, “Куда спряталась темнота”, “ Карусели”, “ Укротитель звуков”).

Игры на развитие общей моторики и координации движений, укрепление здоровья (“ Канатоходец”, “ Прыжки в длину”, “ От вороны до кенгуру”, “Лабиринт”, “ По мостику”, “ Бурелом” , “Змейка”, “ Зайка и дождик” и др.)

- Игры развития зрительно-моторной координации (“Дорожки”, “Палочки”, “ Шнуровка”).

- Игры на развитие мелкой моторики и тактильных чувств(“Определи на ощупь”, “Вкладыши и Рамки Монтенссори”, “Спрячь нас”, “Догони”).

- Игры на развитие познавательных процессов (“Магнитная азбука”, “Лото, цвет и форма”, “Бусы”, “Разноцветные домики”, “Радуга”, “Составь домик” ,”Живое домино”,’Точечки”).

- Игры на развитие математических представлений (“Зайцы и морковь”,’’Цифры”,”Угадай цифры на ощупь”,” Где мой домик” и т.д.).

- Иры на развитие представлений о величине предметов (“ Где чей домик”,’’Магазин для кукол”,’’Вкладыши”,” Листья”,” Кто больше, кто меньше”,’’Игры с погремушками”).

- Иры представлений о форме предметов (“Весёлая геометрия”,”Сложи из кусочков”,’’Какой фигуры не хватает”,’’Чья тень”,” Ковёр”,"Волшебный квадрат”).

- Игры на развитие пространственных отношений (“Буги-вуги”, «Что вокруг”,’’Где спрятано”,’’План”,’’Кто за кем”).

- Игры на развитие временных представлений (“Времена года”, «Раз, два, три, картинку собери”,” Что напутано”,” Когда это бывает”).

- Иры на развитие мыслительных операций (“Что лишнее”,’’Дополни”,’’Собери лукошко”).

- Игры на развитие памяти (“Что изменилось”,"Повтори узор”,"Что на Картинке”,Запомни пару”,’’Очередь”,’’Повтори постройку”,’’Узор”).

- Игры на развитие внимания(“У оленя дом большой”,” Зоопарк”,"Найди такое же”,"Разные гаражи”).

- Иры на развитие речи, пассивного словаря и слуховых реакций

- считалки.

- физкультминутки математического содержания.

- стихи о цифрах.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Тема: “Развитие младших дошкольников с помощью развивающих игр .”

“Использование развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста в развитии умственных способностей и высокого уровня творческого мышления”, я решила, чтобы добиться высоких результатов большое место уделить в своей работе, литературному материалу математического содержания.

Ведь математика - совокупность наук, изучающая количественное отношение, величины, формы, окружающих нас предметов в пространстве и времени.

Особую роль в развитии умственных способностей ребёнка я решила отвести обучающим играм математического содержания, разнообразным по форме, и дополнительным разновидностям дидактических средств: сказкам, рассказам, потешкам, песенкам, которые также направлены на решение воспитательно-образовательных задач, в том числе и на развитие умственных способностей и высокого творческого мышления.

Главная последующая цель вырастить людей, умеющих думать, научить хорошо ориентироваться в окружающем их мире. Поэтому освоение математических представлений у детей младшего дошкольного возраста я начала в увлекательно - познавательной форме. Занимаясь с детьми развивающими играми математического содержания, я поставила следующие задачи:

- Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная и др.), группировка их по цвету и форме.

- Выявления отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, мало, поровну, больше, меньше).

-  Сравнение и подбор контрастных по величине предметов.

- Ориентирование в схеме собственного тела и основных пространственных направлений от себя (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева).

Опираясь на поставленные мною задачи, свою работу по развитию умственных способностей и высокого уровня творческого мышления я отразила в перспективном планировании, разработанные мною на год. Занимаясь с детьми развивающими играми, я помяла, что, прежде всего, должна помнить, что наиболее эффективным является деятельность ребёнка, основанная на эмоциях. Индивидуальные и групповые игры я провожу в доброжелательной обстановке. В развивающих играх дети осваивают простые умения сравнивать, считать, измерять, классифицировать, вычислять, осуществляя в активной практической деятельности с предметами и развивающим материалом. В результате этого у детей происходит становление и развитие познавательного интереса, как результат высокого уровня умственного развития. При этом я стараюсь учитывать, что этот процесс наиболее эффективен в условиях доступной пониманию ребёнка ситуации, необходимости овладения каким- либо умением с целью немедленного его применения.

В развивающих играх, включающих в моё планирование, развиваются также познавательные и психические процессы:

- Внимание, память, а также совершенствование личного потенциала, развития его творческой возможности.

- Наглядное, абстрактное, словесное мышление.

- Сенсорное воспитание.

- Любознательность и умственные способности, сообразительность и пытливость ума.

- Интеллектуальные навыки и умение сравнивать, анализировать, обобщать.

- Мотивация , волевая готовность, предпосылка учебных умений, включающих в себя зрительно - двигательную координацию.

- Активизируется способность управлять собственным поведением.   Постепенно я задания усложняю, увеличиваю объём материала, предлагаемого для запоминания, наращиваю темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения координации мелкой моторики рук). По средствам развивающих игр математического содержания можно значительно активизировать мыслительную деятельность и речь, что отражается на творческом мышлении. Постепенно от игр-забав дети переходят к играм - задачам, а потом к учебно-познавательной деятельности, которая на прямую ведет к развитию интеллекта.

С помощью игры дети учатся общению с предметами наглядности, ребёнок постепенно познаёт форму и содержание предметов.

Я стараюсь подбирать игры на занимательных математических материалах, достаточно научных и глубоких по содержанию.

Полагаюсь на программу “Детство” и индивидуальную дополнительную программу “Лонгитюд” по развитию у младших дошкольников умственных способностей и высокого уровня творческого мышления, через математические развивающие игры , которые обладают следующими отличительными чертами:

-  Многообразие игр позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления и помочь преодолеть его слабые.

- Непринужденная обстановка в игре, благодаря не большому количеству детей и разнообразия вариантов позволяет индивидуально подбирать задание для каждого ребенка.

- Наличие игр и обучающих моментов  позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки

- Большое количество игр, требующие исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа, участие в играх всех детей достигают за счёт разного уровня сложности задания, подбираемого также

индивидуально.

- Задачи , предлагаемые детям, достаточно сложны, обычно несколько превышают средний для данного возраста уровень, работа над ней увлекает ребёнка и развивает в нем способности сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренирует память.

- Небольшое количество коллективных игр также я включаю в роботу, через них я воспитываю самостоятельно и совместно работать над общим заданием, прислушиваться к тому, что говорят товарищи, учитывать его возможности, т.е. воспитывать качество, необходимое для работы в коллективе.

Учитывая возрастные особенности детей, игры с мл. дошкольниками я провожу 15-20 минут. В них я включаю 2-3 игры разнообразной  направленности, постоянно меняю виды деятельности, удерживаю внимание детей. Для многих игр я готовлю бумагу, цветные карандаши.

, развивающие материалы. После сложных игр я включаю игры с движениями (игры с мячом и т. д.). В игры для активной познавательной деятельности детей я в включаю:

-Дыхательно-координационные упражнения.

- Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти.

- Упражнения для профилактики зрения.

-Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

-Упражнения, совершенствующие мелкую моторику рук.

Оборудования и материалы для развивающих игр, как правила не сложны, их можно сделать своими руками.

- Игры на развитие эмоций ( “Настроение”, “Картинки эмоций”, “Куда спряталась темнота”, “ Карусели”, “ Укротитель звуков”).

Игры на развитие общей моторики и координации движений, укрепление здоровья (“ Канатоходец”, “ Прыжки в длину”, “ От вороны до кенгуру”, “Лабиринт”, “ По мостику”, “ Бурелом” , “Змейка”, “ Зайка и дождик” и др.)

- Игры развития зрительно-моторной координации (“Дорожки”, “Палочки”, “ Шнуровка”).

- Игры на развитие мелкой моторики и тактильных чувств(“Определи на ощупь”, “Вкладыши и Рамки Монтенссори”, “Спрячь нас”, “Догони”).

- Игры на развитие познавательных процессов (“Магнитная азбука”, “Лото, цвет и форма”, “Бусы”, “Разноцветные домики”, “Радуга”, “Составь домик” ,”Живое домино”,’Точечки”).

- Игры на развитие математических представлений (“Зайцы и морковь”,’’Цифры”,”Угадай цифры на ощупь”,” Где мой домик” и т.д.).

- Иры на развитие представлений о величине предметов (“ Где чей домик”,’’Магазин для кукол”,’’Вкладыши”,” Листья”,” Кто больше, кто меньше”,’’Игры с погремушками”).

- Иры представлений о форме предметов (“Весёлая геометрия”,”Сложи из кусочков”,’’Какой фигуры не хватает”,’’Чья тень”,” Ковёр”,"Волшебный квадрат”).

- Игры на развитие пространственных отношений (“Буги-вуги”, «Что вокруг”,’’Где спрятано”,’’План”,’’Кто за кем”).

- Игры на развитие временных представлений (“Времена года”, «Раз, два, три, картинку собери”,” Что напутано”,” Когда это бывает”).

- Иры на развитие мыслительных операций (“Что лишнее”,’’Дополни”,’’Собери лукошко”).

- Игры на развитие памяти (“Что изменилось”,"Повтори узор”,"Что на Картинке”,Запомни пару”,’’Очередь”,’’Повтори постройку”,’’Узор”).

- Игры на развитие внимания(“У оленя дом большой”,” Зоопарк”,"Найди такое же”,"Разные гаражи”).

- Иры на развитие речи, пассивного словаря и слуховых реакций

- считалки.

- физкультминутки математического содержания.

- стихи о цифрах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

Доклад на МО на тему "Развитие математических представлений дошкольников с помощью игровых приёмов"

Развитие математических представлений дошкольников с помощью игровых приёмов....

Рекомендации родителям. Статья по теме "Развитие речи младших дошкольников в процессе игровой деятельности"

Советы для родителей (первая младшая группа) Воспитатель Посникова А.А....

Консультация для педагогов на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще ...

Самообразование воспитателя на тему: "Тема: «Развитие речи старших дошкольников с помощью дидактических игр».

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи...