Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"
    классный час

    Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razv.yazyk_.sposobn.dosh_.vs_pom.igrov_.tehnologii.docx25.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие познавательных и речевых способностей дошкольников.

    Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.

    Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

    1. развитие артикуляционного аппарата

    2. развитие моторики

    3. театрализованная деятельность

    4. пальчиковая гимнастика.

    Театрализованная деятельность:

    Виды театрализованных игр и упражнений

    С движениями

    На имитацию голоса

    Игры – пантомимы, Игры - превращения

    Театральные игры

    На развитие слухового восприятия и творческого воображения.

    Пальчиковая гимнастика:

    Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

    Физкультминутки - проводятся, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику.

    Зрительная гимнастика - улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

    Дыхательная гимнастика - правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение, эффективная профилактика снижения заболеваемости

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Понятие «речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, которое делает процесс обучения более интересным и занимательным, эффективным.

    Понятие «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Рассмотрим некоторые из них.

    Дидактические игры:

    • игры с предметами или игрушками («Ателье», «Чьи детки», «Угадай по описанию», «За покупками в магазин);
    • настольно-печатные («Собери портфель», «Помоги маме», «Ваши любимые сказки»);
    • словесные игры («Телефон», «Цепочка слов», «Назови слово по звуку»).

    Театрализованные игры :

    • игры драматизации, где ребенок исполняет роль в качестве артиста («Колобок», « Репка», «Теремок»);
    • режиссёрские игры, где артистами являются игрушки и их заместители, а ребенок организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивает героев и комментирует сюжет (театры: плоскостной, пальчиковый, театр «БИ-БА-БО и т.д).

    Пальчиковые игры. Являются прекрасным средством переключения детей с одного вида деятельности на другой. Заключаются пальчиковые игры в проговаривании стихов с одновременным движением.

    Игровые приемы при заучивании стихотворений. Декларирую стихотворение дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При заучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.(«Расти коса до пояса», «Кран откройся», «Водичка, водичка»).

    Элементы сказкотерапии многоплановы. Одно из направлений – аналитическое. Суть этого направления сводиться к интерпретации сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили их них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказок но и в сказочных образах. Сказки не только приятно слушать, но и не менее приятно рассказывать. Рассказывание имеет свои особенности. В этом направлении используют следующие формы: групповое рассказывание, рассказывание детям все известной сказки (каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки, рассказывание всем известной сказки и придумывание к ней продолжения). Как показывает практика, необходимо начинать с простейших сказок, постепенно переходя к более сложным.

      ЛЕГО-технология. Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это одно из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Применение ЛЕГО на занятиях по развитию речи способствует:

    • развитию лексико-грамматических средств речи;
    • формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с  существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.);
    • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь);
    • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных).
    • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела.

    Здоровьезберегающие  технологии. Это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников. Одним из видов здоровьезберегающих технологий является гимнастика. В работе используются следующие виды гимнастики:

    • дыхательная;
    • пальчиковая;
    • гимнастика после сна;
    • игровой массаж.

    Мнемотехника. В переводе с греческого это звучит как искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенности технологии: применение не изображение предметов, а использование символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, а обозначения домашних – дом.

    Как любая работа, мнемотехника строиться от простого сложному. Начинать работы следует с простейших мнемоквадратов, затем -  мнемодорожки, а после – мнемотаблицы.

    Отличительные особенности технологии:

    -имеет четкое теоритическое и экспериментальное обоснование;

    -приемы запоминания индивидуализированы;

    широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

    -введено понятие «Навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

    Мнемоквадраты помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащая словарный запас, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная.

    Мнемодорожка позволяет понять основную последовательность и связанность текста, помогает удержать его в памяти. Она представляет собой дидактический материал, схему, в которую занесена определенная информация. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связанной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явления природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Работа на занятии по мнемотаблице строится из трех этапов:

    1.Рассматривание таблица и разбор таблицы, что на ней изображено.

    2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы.

    3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

    Мнемотаблицы используют:

    • для обогащения словарного запаса,
    • при обучении составления рассказов,
    • при пересказах художественной литературы,
    • при отгадывании и загадывании загадок,
    • при заучивании  стихов. 

    Моделирование. Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой  стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. после этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей.

      Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. она представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр. одной из трех больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры», является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1,2»; игры-эрудиты «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Шнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв».

    Подводя итог, хочется сказать следующее: мы рассказали о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. «Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

    Список использованных источников 
    1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
    2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352  
    3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
    4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
    5. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
    6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Воспитание речевой культуры младших дошкольников с помощью театрализованной деятельности"

    Педагогом представлен теоритический материал по воспитанию речевой культуры младших дошкольниковс помощью театрализованной деятельности....

    Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

    Консультация для педагогов "ТРИ КИТА АДЕКВАТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА - ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

    Применяя здоровьесберегающие технологии в ДОУ, педагоги должны всегда помнить о трех китах и ориентироваться на них. Психофизи­ологические и возрастные особенности, потенциаладаптационных процессо...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему "Квест-игра как современная игровая технология"

    Консультация для педагогов ДОУ на тему "Квест-игра как современная игровая технология"...

    Мастер-класс для педагогов ДОО "Формирование математических способностей дошкольников с помощью развивающих игр"

    В рамках работы над годовой методической задачей:  "Современные требования к формированию элементарных математических представлений у дошкольников"...

    Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"

    Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....

    Консультация на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"

    Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии...