Консультация для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием ИКТ»
консультация

Для нынешних детей самым интересным и увлекательным занятием становятся компьютерные игры.  В настоящее время невозможно искусственно оградить детей от компьютеров, так как современный мир характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые активно используются  практически во всех сферах жизни и видах деятельности родителей и, как следствие, оказывают большое влияние на детей. Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий содержится в трудах С.Л.Новоселовой, Е.И.Бондарчук, Ю.М.Горвиц, в которых подчеркнуто, что мультимедиа дает возможность интеграции разных видов искусств (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей.

 «Рисование – процесс дыхания души» - отмечал Василий Кандинский. Рисование – это не столько фактическая передача увиденного, сколько выражение своих чувств, эмоций, психологическая разгрузка  - средство самораскрытия. А ребёнку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него рисунок – это своеобразный способ общения с внешним миром. Посредством рисования он может выразить свою радость или боль, свои страхи, вопросы, фантазии, своё отношение к окружающим.

Изобразительная деятельность является для детей любимым занятием, если они рисуют по собственному замыслу; предложенная же педагогом тема зачастую может не вызвать отклика у дошкольника. Потому современному педагогу вовлечь ребенка в процесс обучения становится все труднее.

В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

Применение информационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей способствует развитию основ визуальной культуры; представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме; познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием ИКТ»


Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. И это не случайно, на современном этапе уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждении. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов это овладение педагогами новыми для них формами работы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

В этом направлении деятельности ИКТ имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

- обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

- слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

- возможно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

- использование информационных технологий побуждает детей к самостоятельной поисковой исследовательской творческой деятельности, включая и поиск в сети Интернет совместно с родителями.

Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. От своего имени выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторять пройденный материал вне занятий.

Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:

  • ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд - презентаций;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • активизировать учебный процесс.

Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке, в предметах народно-прикладного искусства, воспитания средствами основ национальной культуры;

прослушивать записи музыкальных композиций и создавать шедевры из пластилина или песка.

Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. А они проходят просто на ура!

Специальные компьютерные программы, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. В этом помогают интерактивные игры. Но самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, воспитанники продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для дошкольников в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве.

Совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды, создают творческую атмосферу на мероприятии.

«Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие: «Путешествие в мир искусства», «Выставка произведений М. В. Васнецова», «Галерея портретов и натюрмортов», «Экскурсия в музей», «Викторина: осень в картинах художников», «Жанры искусства», «История создания картин И. Левитана», Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться.

Использование современного оборудования усиливает интерес к изобразительному искусству, позволяет воспитателю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на копирование иллюстраций и рисунков. Компьютерная презентация вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть

Повышение мотивации обучения, усиление интереса дошкольников к изобразительному искусству так же одна из заслуг мультимедийных презентаций. Такая форма восприятия наглядного материала намного интереснее простого рассматривания иллюстраций.

Из всего выше сказанного, я могу сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:

1. Способствует повышению профессионального уровня, как педагога, активизирует на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей.

2. Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

3. Позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

4. Позволяет привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

5. Расширяет творческие способности, как самого педагога, так и дошкольников.

И все же, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Все должно быть в меру.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.

Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы о...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников  в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий" предназначен для родителей с целью формирования...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий....