К вопросам развития связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Курманова Гульнара Жанадельевна

Материал посвящен изучению особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста связных повествовательных высказываний, а так же, разработке методики формирования связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросам развития связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста

В психологии, философии и педагогике язык и речь традиционно рассматривались как «ключ, который открывает детям сокровища знаний», «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Язык является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит приобщению к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также является необходимым условием воспитания и обучения.

Анализ педагогических исследований (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой) показывает всю важность своевременного обучения родному языку, в частности обучению и развитию связной монологической речи, которая, являясь главной задачей речевого развития детей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка дошкольного возраста.

Основной целью нашей работы стало изучение особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста связных повествовательных высказываний, а так же, разработка методики формирования связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью была создана  модель опытно-экспериментальной работы. Она включала три взаимосвязанных этапа: констатирующий, формирующий  и контрольный.

Первый этап – констатирующий. Цель данного этапа: выявление особенностей связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения констатирующего этапа, мы использовали две диагностические методики: «Выявление умения составить рассказ на заданную тему», методика «Выявление умения выделять основные структурные части текста и пересказ» (Смольникова Н.Г.  и Смирнова Е.А.). Выбор этих методик обусловлен тем, что они позволяют выявить умение ребёнка составить связный повествовательный рассказ на заданную тему, а так же дают возможность обследовать высказывания ребёнка по основным критериям, таким как целостность, связность, структурное оформление, объем, плавность изложения.

Второй этап – формирующий. Целью данного этапа явилась разработка методики формирования связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий эксперимент включал три этапа. Первый этап – этап формирования «умений связной речи» на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, который связывается, прежде всего, с работой над темой и главным смыслом произведения. Дети учились обращать внимание на связь между содержанием и заглавием в произведениях, предложенных экспериментатором. Для установления связи содержания с заглавием детям предлагались разнообразные задания: сравнение художественных произведений (разнотемных и однотемных), рисование на предложенную тему, определение темы по обложке, иллюстрациям к книге, придумывание собственных заголовков к текстам, картинам, рисункам, выбор наиболее подходящего названия из нескольких вариантов.

Второй этап формирующего эксперимента, этап формирования умения строить высказывания в определенной композиционной форме. Цель данного этапа - дать представление о структурных частях высказывания (начало, середина, конец), показать место и значимость каждой части, научить строить структурные части высказывания, используя различные лексические и грамматические средства. Знакомство детей со структурными компонентами рассказа осуществляли, применяя следующие приемы: вопросы, направленные на понимание структуры рассказа («О чем говорится в начале рассказа?», «О чем говорится в середине рассказа?», «Чем закончился рассказ?»), чтение рассказа без заголовка и начала (середины, конца), придумывание детьми пропущенной части рассказа, озаглавливание рассказа.

Обучение построению повествовательного высказывания продолжали по серии сюжетных картин, по расположению которых ребята составляли рассказ. Для формирования умений составлять повествовательный рассказ предлагали такие приемы как готовый  план рассказа, составление плана рассказа детьми,  наглядная модель, схема будущего рассказа, клише, мнемотаблица.

На третьем этапе формирующего эксперимента на основе опыта и знаний, полученных в процессе реализации первого и второго этапов, решали задача по формированию умений самостоятельно составлять повествовательные высказывания у детей старшего дошкольного возраста.

В этой связи содержание и методика данного этапа формирующего эксперимента определялись задачами: использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия; после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор; перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений (игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия); создавать и стимулировать мотивацию деятельности, предлагать четкий план рассказа, если он необходим; для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей; во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой.

Для создания мотивации нами были разработаны необычные сюжеты для занятий, в занятия включаются сказочные персонажи, детям предлагаются  игры такие как «Волшебная цепочка», «Я начну, а вы закончите», «Загадка – наоборот»; ребятам предлагается перевоплотиться в журналистов, и составить репортаж.

На занятиях-путешествиях дети должны были соблюдать игровое правило, то есть в процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигается  требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Такие приемы способствовали тому, чтобы сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.

Поэтому на каждом занятии проводились игры, предлагались задания на освоение разных разделов развития речи. Например, такие как: «Лучик солнышка» - подбор синонимов к прилагательным; игра «Доскажи словечко» - подбор рифмы к заданному слову; «Наоборот» - подбор антонимов; «Чего не стало?» - подбор существительных, соответствующих объекту, предмету; «Подбирай, называй, запоминай» - образование относительных прилагательных.

  Задачу по формированию у детей представлений о средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания реализовывали параллельно с предыдущими задачами на протяжении всего этапа. С этой целью предлагали детям  игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования, разработанные Е.И. Тихеевой: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». Игра «Светофор» дает возможность в доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, показывает, как  одну и ту же мысль можно выразить по – разному.

Последний этап нашей опытно-экспериментальной работы – контрольный – реализовался с целью выявление эффективности предложенной методики формирования связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения данного этапа использовали диагностические методики, которые применялись на констатирующем этапе.

База проведения исследования: муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  «Центр развития - детский сад №113» комбинированного вида с приоритетным осуществлением физического, интеллектуального, эстетического и экологического развития воспитанников г. Орска», подготовительная группа №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

Методические рекомендации по теме: «Театрализованная игра как метод развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».

В работе даются рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе, использованию театрализованных игр для развития речи; предлагаем список рекомендованной литературы, примерный  план ...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок

Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...

Работа с родителями по вопросу развития правильных речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Презентация для воспитателей ДОУ: формы и направления работы с родителями по вопросам развития речи детей....