Конспект НОД по развитию речи "Заяц-хваста" (младшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Лукьянова Елена Дмитриевна

Занятие знакомит детей с русской народной сказкой "Заяц-хваста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lukyanovoy_e.d._zayats_-_hvasta.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

 дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

КОНСПЕКТ НОД

Чтение русской народной сказки

«Заяц-хваста»

                                                                         

                                                                    Подготовила и провела:

воспитатель Лукьянова Е.Д.

  • 1 средняя группа (4-5 лет)
  • Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима»
  • Тема НОД: Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»
  • Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста».

Задачи:

Образовательные:

- обеспечить запоминание детьми новых слов: «гумно», «хвастун», «храбрец»;

- ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

- ввести в словарь детей притяжательные прилагательные «заячьи», «собачьи», «вороньи».

Развивающие:

- совершенствовать  умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки;

- обеспечить развитие зрительного внимания, наблюдательности и  мышления;

-обеспечить развитие умения к подражанию.

Воспитательные:

- вызвать желание внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры;

- воспитывать скромность, понимание, что хвастаться некрасиво.

  • Виды деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, игровая.
  • Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
  • Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ознакомление с текстом, представление и просмотр иллюстраций.
  • Оборудование: фигурки персонажей сказки(заяц, ворона, собаки, зайцы), декорации (деревня зимой, лес зимой); фигуры трёх зайцев, разных по величине;  разрезные картинки с изображением зайца; иллюстрации к русским народным сказкам; следы (вороны, зайца, собаки).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; рассматривание следов различных животных; отгадывание загадок о животных; беседа об особенностях жизни животных в зимний период.  

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

Дети: здороваются.  

Воспитатель:  А сейчас встанем все дружно в круг.

        Собрались все дети в круг,

        Я – твой друг, и ты – мой друг!

        Крепко за руки возьмемся

        И друг другу улыбнемся!

II. Основная часть:

Воспитатель: Вижу, у вас всех сегодня отличное настроение! Я этому очень рада. Тогда, приглашаю вас в гости к сказкам. Ребята, а вы сказки знаете?

Дети: да, знаем.

Воспитатель:  Подойдем сейчас к мольберту и посмотрим, какие здесь сказки живут. Назовите, какие русско-народные сказки изобразил художник?

Дети: рассматривают и называют сказки.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, про одного героя сказок, а вы отгадаете.

          Длинное ухо,

        Комочек пуха,

        Прыгает ловко,

        Любит морковку.                (Заяц)

Дети: Это заяц.

Воспитатель: Совершенно верно, это заяц. Вот как раз про него и будет сказка. Сказка эта русская народная и называется она «Заяц – хваста». А сейчас садитесь поудобнее и послушайте сказку(чтение сказки с поочередным показом героев сказки).

Воспитатель:  Итак, как называется сказка, которую я вам прочитала?

Ответы детей: Заяц-хваста.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Скажите, кто жил в лесу?

Ответы детей. Заяц.

Воспитатель: Хорошо ли зайцу, было зимой в лесу или плохо?

Ответы детей. Плохо.

Воспитатель: А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А куда пошел заяц в поисках еды?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, гумно - это место, где  люди хранят зерно. Кого же он там встретил?

Ответы детей.

Воспитатель: Что стал говорить заяц своим товарищам?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому зайцы рассказали про хвастуна?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А что сказала зайцу тетка ворона?

Ответы детей.

Воспитатель: Именно так она ему и сказала. Кто же напал на тетку - ворону?

Дети: собаки.

Воспитатель: Да, хорошо. Как потом заяц-хваста спас тетку-ворону?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, молодцы. Ребята, и как после этого тетка ворона назвала зайца?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите мне, ребята, хорошо ли хвастаться или плохо?

Ответы детей: Это плохо.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, конечно плохо! Хвастаться не красиво, лучше быть скромным.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А теперь нам пора поиграть. Ой ребята, смотрите, кто-то здесь следы оставил! (дети подходят и рассматривают следы)

Воспитатель: А кто оставил эти следы? Давайте посмотрим.

Дети: это следы вороны (птицы)

Воспитатель: Да, это следы птицы-вороны. Чьи это следы?

Дети: Вороньи.

Воспитатель: Даша, покажи ,пожалуйста, как летает ворона?

Дети: Даша имитирует ворону.

Воспитатель: А теперь давайте все вместе полетаем как ворона.

Дети: показывают, как летает ворона.

Воспитатель: А эти следы, кто оставил?

Дети: Собака.

Воспитатель: А как мы их назовем их? Чьи они?

Дети: Собачьи.

Воспитатель: Настя, а ты покажи, как бегает собака.

Дети: Настя показывает.

Воспитатель: Замечательно, а теперь все ребята побегают как собачки.

Дети: изображают бег собаки.

Воспитатель: Ребята, а эти следы кто оставил? Чьи это следы?

Дети: следы - зайца (заячьи)

Воспитатель: Д, молодцы! Вот сейчас Валерия, покажет, как прыгает зайчик.

Дети: Валерия прыгает, как заяц.

Воспитатель: Ну а сейчас все ребята попрыгаем как зайцы.

Дети: Прыгают.

Воспитатель: Ой! ребята! Посмотрите, а не эти ли зайцы оставили здесь следы? Давайте посчитаем, сколько здесь зайцев?

Дети: три зайца.

Воспитатель: Все правильно. А посмотрите внимательно, все ли зайцы одинаковые?

Дети: нет.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: ответы.

Воспитатель: Да, ребята, вот этот заяц - большой, этот -  поменьше, а этот -самый маленький.

Дети: повторяют.

Воспитатель: А скажите ребята, вот у этого зайца - нос, у маленького - носик, а у большого - носище. У этого - усы, у маленького - усики, а у большого - усищи. А сейчас вы назовете сами, договорились?

Дети: да.

( показываю на глаза - ...( глазки-глазищи); лапы -... (лапки, лапищи); хвост - ... ( хвостик, хвостище)).

Дети: отвечают.

Воспитатель: Какие все молодцы! Наши зайчики просят вас помочь им. Один знакомый художник нарисовал их портреты, но случилась беда, кто - то их испортил, порезал их на части. Надо их опять, правильно собрать. Поможем зайчатам!

Дети: да, поможем.

Воспитатель: Тогда подойдем к столам.         

Дети: собирают разрезные картинки.

Воспитатель: Как у вас все замечательно получилось, все молодцы!

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите, какую мы сегодня читали сказку?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему так назвали сказку?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, исправился ли зайчик?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам еще запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель:  А что было трудно делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Понравилось вам сегодня путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот сейчас мы посмотрим. На подносе, лежат зайчата, одни -  улыбаются, другие - грустят. Если вам путешествие понравилось, вы берете себе - веселого зайчика, а если нет, то грустного.

Дети. Выбираю себе зайчика.

Воспитатель: Улыбающихся зайчиков больше, а это значит, что вам понравилось наше путешествие. Молодцы! На этом наше путешествие закончилось, и мы пойдем, отдохнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект упражнений ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (средняя группа) по теме: " Зимние забавы" конспект совместной деятельности в средней группе

Уточнение знаний о весёлых зимних  играх - забавах, зимних  природных  явлениях , используя  упражнения для  развития  мелкой   моторики  пальцев рук...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Дружба Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: ДружбаКонспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....