Главные вкладки

    Практико-ориентированный проект. " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР".
    проект по развитию речи на тему

    Дудникова Оксана Анатольевна

    Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.

    Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопеда с детьми старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности детского сада.

    Цель: построение и реализация эффективной системы работы по формированию и преодолению у детей с недоразвитием средств языка слоговой структуры речи, включающей в себя активные методы обучения и приемы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

                          «детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»

                                Практико-ориентированный проект

     Система работы по коррекции нарушений слоговой

                       структуры у дошкольников с ОНР. 

     

                                                                              Учитель-логопед: Дудникова О.А.

                                               

                                                     декабрь  2013 г.

         Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

            Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

                    Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.                

             Упражнения и игры на развитие у детей слоговой структуры речи преподносятся детям в виде однообразных заданий-повторений в составе непосредственной образовательной деятельности. Эффективней же выделить работу по  формированию слоговой структуры слов в совместную деятельность логопеда с подгруппой детей, что позволит полноценней осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения, наполнить данную работу интересными дошкольникам приёмами .

            Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.

    Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопеда с детьми старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности детского сада.

    Цель: построение и реализация эффективной системы работы по формированию и преодолению у детей с недоразвитием средств языка слоговой структуры речи, включающей в себя активные методы обучения и приемы.

    Задачи:

    - обобщить передовой научный и практический опыт по проблеме формирования слоговой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием средств языка;

    - составить и реализовать перспективное планирование специальных игр и упражнений по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов.

    - составить методические рекомендации по реализации данной системы работы, использованию игровых методов и приемов в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие связной речи;

     - доказать на практике эффективность реализуемой работы с применением игровых технологий, включением наглядных  средств обучения.

            Формы работы с детьми:

     - совместная деятельность логопеда с детьми вне занятия: игры и упражнения на формирование и преодоление нарушений слоговой структуры речи согласно перспективному планированию;

    - совместные с воспитателем игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой дифференциации слогов;

    - упражнения и игры по воспитанию выразительности,  ритма и темпа движений на музыкальных занятиях;

     - заучивание стихотворных текстов по принципу « от простого к сложному»;

    - заучивание  чистоговорок и скороговорок;

    - игровые методы и примеры закрепления правильного произнесения сложных слоговых структур.

            Формы работы с родителями:

            - письменные и устные консультации по формированию слоговой структуры речи;

            - индивидуальные рекомендации родителям по работе с ребёнком дома.

    ОПИСАНИЕ

            Нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект, поэтому работа по ее формированию ведется поэтапно на протяжении всего периода логопедической работы с детьми,

            По мнению А.К.Марковой, формирование звуковой структуры ведется в двух направлениях. С одной стороны, необходимо развивать у ребенка имитативные восприятия, умение воспроизводить контуры слова – его длинны и ударения. С другой стороны, отрабатывается точность воспроизведения слоговой модели.

            Коррекционная работа проводится в два этапа.

            1.Подготовительный этап(работа проводится на невербальном и вербальном материале)

            Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

            2.Основной коррекционный этап(работа проводится на вербальном материале)

            Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

            На этом этапе работы большое значение уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

            С детьми воспитатели во время вечерних занятий проводят такие  игры и упражнения:

            - Где позвонили?

            - Скажи, что ты слышишь?

            - Кто что услышит?

            - Жмурки с голосом?

            - Скажи, что звучит?

            - Где постучали?

    Эти игры и многие другие, во время которых дети учатся на слух узнавать и различать звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты.

    Логопед на этом этапе проводит большую работу над развитием ритма. .Детям предлагаются следующие виды упражнений:

    - Слушай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед)

    - Считай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке)

    - Считай и показывай(сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой, с детьми, которые не знают цифры, но умеют считать до трех предложить сигнальчики в виде домиков с одним, двумя и тремя окошками)

    - Будь внимателен

    - Сравнение ритмов(считаем хлопки и ищем различия)

    - Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами.

    Логопед хлопает, а дети показывают соответствующий символ.

     - воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ.

    - Хлопни сильнее –задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

    Ребенок сначала по образцу логопеда учится выделять один из хлопков сильнее, а затем хлопает, выделяя ударный хлопок, с опорой на наглядную схему:

    - Слушай и обозначай – логопед воспроизводит долгие звуки (дудка, губная гармошка – символ  «-») и короткие ( барабан, бубен – символ «+»), а ребенок записывает на листочке порядок услышанных им звуков, например:

    - - + -          + + +  -       + - + -             + +  - - +         + - - - +   и т. д.

    На этом этапе и на всем протяжении пребывания ребенка в коррекционной группе проводится работа по формированию общей координации движений под ритмичную  музыку: маршировка, бег, ходьба. Эти упражнения проводятся на музыкальных занятиях и логопедической ритмике.

    Логопедическая ритмика способствует развитию не только координации общих  движений, но и тонкой произвольной моторики и мимики лица. Проводятся упражнения и игры по развитию выразительности, ритма и темпа движений.

    Следующий вид работы на подготовительном этапе -  различные упражнения на:

    1.развитие динамического праксиса  рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры)

    2.развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)

    3. переключение(продолжи строчку), дети пишут их в тетрадях. Работа на вербальном материале начинается с упражнения, направленного на формирование у детей  таких пространственно – временных представлений, как:

    Начало – середина – конец

    Перед – за – после – между

    Первый – последний

    Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

    По рекомендации логопеда Э.В.Рыбиной  для уточнения данных понятий используется русская народная сказка «Репка». Проводится  игра – драматизация сказки и работа над ответами на вопросы:

    Кто тянул репку первым?

    Кто стоял между бабкой и Жучкой?

    Кто стоял за дедом?

    Кто прибежал на помощь последним?

    Вначале эти понятия уточняются с помощью фигурок настольного кукольного театра « Репка», а затем при непосредственном участии самих детей.

    КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

    На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов, усложняются и варьируются. Особое значение на каждом этапе отводится участию не только речевого анализатора, но также слухового, зрительного и тактильного.В начале работы детей учат:

    • Выделять определенный гласный звук из звукового ряда; проводятся игры: «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.
    • Правильно артикулировать гласные звуки – вводятся:

    - Звуковые символы для каждого гласного звука, учитывая особенности его произнесения:

    Звук А -         рот широкий, большой, круглый

    Звук У -         губы вытянуты «трубочкой», рот маленький, круглый

    Звук О -         губы овальные

    Звук Э -         рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку

    Звук Ы -         рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку

    Звук И -         губы улыбаются

    Работа на уровне слога ведется как на непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты. В работу включаются следующие  игры и упражнения:

    1. «Слушай и хлопай» - логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па.
    2.  «Слушай и считай» - ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед,  и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой
    3.  «Послушай и назови» - ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
    4.  «Кто самый внимательный » -дети воспроизводят слоговые ряды:

    - из одинаковых гласных и согласных звуков

    ПА – ПА – ПА

    БА – БА – БА

     - из одинаковых согласных, но разных гласных звуков

    ПА – ПУ – ПО

    БА – БУ – БО

     - из разных согласных звуков и одинаковых гласных

    ПА – ХА – БА

    КА – МА – ТА

     - с изменением ударения

    ПА – ПА - ПА

    БА – БА – БА

    КА – КА – КА

    - со стечением согласных

    ТО – КТО

    ПА – ПТА

    СТА – СТО – СТУ

    А – СТА, А – СТО, А – СТУ

    Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся  в слова, которые обязательно проговариваются детьми  по слогам.

    1. «Скажи на один слог больше, чем я»

    БА – БУ - ….

    КА – КЫ - ….

    1. «Скажи на один слог меньше, чем я»

    КА – КУ – КЫ – КО

    1. «Скажи наоборот» (игра с мячом)

    ПА – АП

    КУ – УК

    1. «Живые слоги» с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию логопеда или к заданной схеме.
    2. Запись слогов различных типов под диктовку с выделением разноцветными ручками букв, обозначающих гласные и согласные звуки.
    3. «Техники» - дети восстанавливают «сломанные» слоги

    … - АБ        … -ТИ

    … - УК        … - ДО

            Работа на уровне слова начинается с умения отличать  слова по длине. С этой целью проводится игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов. Порядок  отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор выделяет  следующие типы слоговой структуры слов (13 классов) и, в соответствии с этим, определяет последовательность работы, соответствующую уточнению контура слова:

    1. Двусложные слова из открытых слогов(вата, вода).
    2. Трехсложные слова из открытых слогов (лопата, собака).
    3. Односложные слова из закрытого слога (мак, лук)
    4. Двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник)
    5. Двухсложные слова со стечением в середине слова (банка, юбка)
    6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос)
    7. Трехсложные слова с закрытым слогом (колобок, самолет)
    8. Трехсложные слова  со стечением согласных (яблоко, шахматы)
    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, кузнечик)
    10. Трехсложные слова с двумя стечениями (матрешка, избушка)
    11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, хлеб)
    12. Двухсложные слова с двумя стечениями (звезда, штанга)
    13. Четырехсложные слова из открытых слогов (пианино, ежевика).

    Таким образом, формирование слоговой структуры слов у детей начинается с их обучения делить на слоги слова, состоящие:

     - из двух одинаковых слогов

          ПА – ПА                          ТА – ТА

    МА – МА        БА – БА

     -из двух открытых слогов

    НО – ТЫРЫ – БА

    МУ – ХА        ЛИ – СА

     - из трех открытых слогов

    МА – ШИ – НА        КА – ЛИ – НА

    ПА – НА – МА        СО – БА – КА

    Затем необходимо научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком:

    ДОМ            МАК           КОТ        

         СУП            КОМ           НОС

    При обучении детей делению слов на слоги вначале не требуют от них  никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются делению слов на слоги неосознанно; деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова, которое связывается с одновременным отхлопыванием слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол, подбрасыванием его вверх и т. д. проводятся следующие игры:

    1. «Хлопочки» - дети  отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в  ладошки.
    2. « Прошагай слова» - дети отмеривают слово шагами: каждый слог  - шаг.
    3. «Дирижер» - дети  должны продирижировать слово по слогам сначала правой, затем левой, а потом обеими руками.
    4.  «Телеграфисты» -  дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам.
    5. «Пальцы - альпинисты» - детям предлагается  « прошагать» пальчиками по кружочкам пирамиды.
    6.  «Эхо» - водящий произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его по слогам и передает его соседу.

    Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые  слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти слова, правильно произносятся детьми: например, в работе по автоматизации звука С вначале ребенок проговаривает слоги со стечением согласных, затем с этими слогами слова, а затем слова вводятся в предложения:

    СТА – СТО -  СТУ  - СТЫ

    Стакан – тесто – ступка – кусты

    Стул стоит у стола.

    Суп стынет в миске.

    Ставьте стакан на место.

    При непосредственной непрерывной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты большое значение уделяется работе над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов.

            С целью  упражнения детей в определении количества слогов в слове проводятся следующие игры:

    1. «Кто в домике живет»
    2.  «Сколько в доме этажей»
    3.  «Посели слово»
    4.  «Кто больше?»
    5. «Придумай начало слова»
    6.  «Составь слог по картинкам»
    7.  « Какое слово я задумала? »
    8.  «Кто быстрее?
    9.  «Найди себе пару»
    10. . «Перепутаница»
    11.  «Волшебники»
    12. « Составь слово»
    13. « Ребусы»
    14.  « Строители»
    15.  « Помоги Незнайке»
    16.  « Волшебная елочка»
    17.  «Придумаем  новые слова»
    18.  «Наоборот»
    19. « Измени слово»
    20.  « Один - много»
    21.  «Подскажи словечко»
    22. «Магазин «Овощи – фрукты»»
    23.  «Магазин « Одежда – обувь»»
    24.  « Магазин « Игрушки»»
    25.  « Магазин «Продукты питания»»
    26.  «Магазин « Посуда»»
    27.  «Посадим цветы на клумбу»
    28.  «Веселый поезд»( по теме «Дикие животные наших лесов»)
    29.  «Зоопарк» (по теме «Животные жарких стран»)
    30.  «Волшебное дерево»( по теме «Птицы»)

    Таким образом, проводимая работа по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с речевой патологией направлена на предупреждение дисграфии у младших школьников. Она должна вестись длительно, систематизировано, с учетом ведущего вида деятельности детей -  игры, с применением наглядности на всем этапе пребывания ребенка в коррекционной группе детского сада.

     РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

            Создана система работы по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием средств языка, которую осуществляют во взаимодействии учитель – логопед, воспитатель, музыкальный  и физкультурный руководители, педагог – психолог, родители.

            В системе работы по формированию слоговой структуры слова применены технологии З.Е. Агранович., Т.А. Ткаченко., С.Е. Большаковой.

            В кабинете логопеда  создана картотека игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова;

    • Реализация задач осуществляется через подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;
    • Подобрано методическое обеспечение, составлен перспективный план  для непрерывной образовательной деятельности  с детьми старшей и подготовительной к школе групп;
    • Проводились консультации для педагогов групп общей и компенсирующей  направленности по постановке слоговой структуры слова, по работе над артикуляцией гласных звуков и обучению работе по схемам.
    • Проведено несколько открытых занятий для педагогов групп общей и компенсирующей направленности по конспектам, на которых была наглядно представлена технология формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием средств языка старшего дошкольного возраста;
    • Родители были ознакомлены с системой работы логопеда по формированию слоговой структуры слова, просвещены о значимости преемственности использования игр и упражнений в детском саду и дома. В течение  работы по данному направлению и обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку регулярно проводились индивидуальные консультации с родителями;
    • Эффективность работы по формированию слоговой структуры слова доказана показателями диагностики:

    В начале первого года обучения в группе компенсирующей направленности из 16  дошкольников:

     -  высокий уровень  - 2 ребенка

    - средний уровень – 9 детей

     - низкий уровень – 5 детей

            В конце  второго  года обучения в этой же группе:

             - высокий уровень – 9 детей

             - средний уровень – 5 детей

             - низкий уровень – 2  ребенка

    Результаты работы наглядно продемонстрированы на следующей диаграмме:

        Низкий уровень                    Средний уровень                      Высокий уровень

    Cписок литературы:

            1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт –Петербург, 2000 г.

            2.Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками. – Москва,1996 г.

            3.Васильева С., Соколова Н. логопедические игры для дошкольников. – Москва, 1999 г.

            4.Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – Москва.1991 г.

            5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Логопедия. – Екатеринбург. 1998 г.

            6.Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей/ Методы коррекции нарушения звуковой стороны речи у детей. – Москва. 1979 г.

            7. Кольцова М. Ребенок учится говорить. – Москва. 1973 г.

            8.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – Спб.; Гиппократ. 1995г.

            9. Логопедия/ Под редакцией Л.С.Волковой. – М.;Просвещение.1989 г.

            10. Румянцева Л.И. Значение ритмико – слоговой структуры слова в процессе чтения. – М., 1952 г.

            11. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей. – М., 2005 г.

            12. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 5 лет к пособиям « Учимся говорить правильно». М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.

            13. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.

            14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва. 1988 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

    Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

    Презентация. Практико-ориентированный проект " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР. "

    Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопед...

    Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

    В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

    Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

    Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

    Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

    В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...