Родительское собрание "Играем пальчиками или развитие мелкой моторики рук"
методическая разработка по теме

Тажетдинова Альбина Ахмадулловна

Вечер семейгого общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_na_attestatsiyu.docx30.29 КБ
Файл prezentatsiya_rod_sobr.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Вечер семейного общения на тему:

«Наши пальчики играют

                                  или развитие мелкой моторики  рук»

                                                                     Воспитатель

                                                                     МАДОУ Д/С 18

                                                                     г. Учалы Республика Башкортостан  

                                                                    Тажетдинова А.А

-2016-

Тема:« Наши пальчики играют или развитие мелкой моторики  рук»

Форма проведения: встреча.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей, систематизировать знания у родителей о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-повышение активности родителей в совместных процессах воспитания детей;

-расширить представления участников об играх способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;

-развивать творческий потенциал участников ;

Материалы: презентация слайдов, крупа, прищепки, шаблоны, нитки, бархатная бумага, крышки, аудиозапись «Релаксация», предметно-развивающая среда для развития мелкой моторики рук, памятки для родителей;

Участники собрания: воспитатель, родители;

Организация собрания:

Вводная часть:

-представление темы, выступление воспитателя по теме «Роль мелкой моторики в развитие речи»;

-Основная часть:

- практические задания по ознакомлению игр на развитие мелкой моторики рук в домашних условиях;

-Заключительная часть:

-подведение итогов, памятки для родителей;

Вечер семейного общения

«Наши пальчики играют  или развитие   мелкой моторики рук»

Ход мероприятия

- Здравствуйте гости. Добрый вечер, уважаемые родители! Приветствую всех на нашем вечере семейного общения.  Хочу начать с цитат великих педагогов:

Слайд№2

“Рука – это вышедший наружу мозг человека” писал Н. Кант

В. А. Сухомлинский сказал:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев

"Рука – это инструмент всех инструментов" заключал Аристотель

-Как вы понимаете эти слова? ( ответы родителей)

- Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга.Слайд №3.На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук.

-Вот мы и подошли к теме нашего общения  «Наши пальчики играют или развитие мелкой моторики рук» (Слайд № 4)

Почему необходимо развивать мелкую моторику рук?

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

К сожалению, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Почему? Вроде для детей столько сейчас развивающих игр и условий? Ответ простой- родители уделяют недостаточно времени для совместных игр с детьми: работа, бытовые хлопоты и.т.д., и плюс упрощение в самообслуживание :сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, (Слайд №5), но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью, психическим развитием.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. 

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

-Для развития мелкой моторики рук существует много интересных приёмов, упражнений и игр, с которыми я ,вас родители, хочу познакомить или напомнить кто подзабыл.

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит: ( Слайд№6)

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, эта пословица подходит к  пальчиковым играм(Слайд№7) и упражнениям, которые полностью отвечают трем принципам «Слышу, вижу, делаю» (Слайд№8)

Пальчиковые игры (Слайд № 9) могут быть без предметов одной руки, например:

« Пальчики здороваются»

( показываю, начав с левой руки кончиком большого пальцапоочередно касаюсь–«здороваюсь» с каждым пальцем.)

Утро настало

пальчики проснулись

- Здравствуй, указательный! 
- Привет, средний! 
- Здорово, безымянный! 
- Как дела, мизинец?

( С родителями выполняю с правой рукой и двумя руками одновременно)

Пальчиковая игра без предметов двумя руками

"Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

"Замок"

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

Пальчиковая игра с предметами

Упражнение «Горошина».

 Выбирает в чашечке горошину и выполняем следующие манипуляции:

а)    кладем горошину на одну ладонь и раскатываем ее другой;

б)    берем горошину в щепоть и катаем ее между пальцами;

в)    катаем горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова:

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

г)    кладем горошину на стол и катаем ее по столу одним указательным пальцем, сопровождая движения словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

-А теперь я предлагаю устроить лыжную гонку.». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. 

  Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы

Или например: « Мишка косолапый…»

( Предметами могут быть карандаш, ручка, мелок, бусинки и многое другое)

(Слайд  №10) Также к пальчиковым играм можно отнести и «Пальчиковый театр»

Упражнение « Черепаха»

Вот моя черепаха, она живет в панцире

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову,

Когда хочет спать, то прячет её обратно. (Раздаю пальчиковый театр)

Задание « Придумайте свою игру.

(Слайд № 11)«Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности.Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

- А теперь уважаемые родители, я предлагаю пройти за первый стол,

где на столе лежат листы бумаги  с контурами нарисованных предметов и нитки. Этот прием называется « Ниткопись». (слайд№12). Ниткопись — это выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесенных на бархатную бумагу или вырезанных из нее.

Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику пальцев рук.

-Уважаемые родители, прошу перейти к столу №2 , где вас ждут прищепки( мы называем их «кусаки»), нет, мы не будем сейчас стирать и вешать бельё, а я предлагаю поиграть с ними.( Слайд №13). Взяв  прищепку на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги , только чтоб прищепки были не тугие.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

-Но я же играю с тобою малыш!

-А будешь кусаться – скажу тебе «кыш» !

 Или , например, возьмите  зеленую прищепку нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского:

"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"

А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т.д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления. Продолжаем фантазировать дальше. Возьмем зеленый треугольник и прикрепим к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка. А теперь, к одному краю зеленой полоски прикрепляем зеленые прищепки и получаем травку. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, делаем тучку, из которой идет дождик. А,  прикрепляя прищепки к небольшим разноцветным овалам, получаем бабочек. Такое превращение прищепок может быть бесконечным: (Слайд №14) человечек, клоун, буквы, собачка, зайка, лошадка, клоун, гусеница, кактус, расчёска, динозаврик, ежик и. т.д.  Фантазируйте! Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.

- Ну, а теперь я предлагаю окунуться в домашнюю кухню и пройти за стол № 3, попробуйте ( крупы закрыты тканью) определить тактильно, что спрятано.

(Слайд№ 15)Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот.

 В глубокую ёмкость с крупой  запускаем руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: 

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

. Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!( игрушка из «киндер-сюрприза», или конфета). Также можно выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Ставлю большой поднос с манной крупой.

-Как вы думаете, что я хочу от вас? Правильно, на подносе с мелкой крупой можно рисовать, а если что-то не получается, можно легко одним движением всё разровнять. Предлагаю включить творчество и нарисовать пальцами  коллективный рисунок , подсказка, используя и другую крупу.(во время творческой работы родителей аудиозапись)

Игры с крупами можно разнообразить (читаю слайд)

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, как можно в домашних условиях помогать своему ребенку в развитие мелкой моторики, а то есть и во всестороннем развитие.

Также средствами развития мелкой моторики могут служить ( слайд№16) читаю слайд. Слайд № 17,18.

Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!  В помощь вам я хочу раздать вам памятки, которые помогут вам в совместных играх с вашими детьми.

Наш вечер я хочу закончить словами: (Слайд №19)

Игра - помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Слайд № 20«Спасибо за внимание!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый вечер

Слайд 2

«Рука-это вышедший наружу мозг человека» Н.Кант «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский «Рука- это инструмент всех инструментов» Аристотель

Слайд 4

«Наши пальчики играют и ли развитие мелкой моторики рук»

Слайд 6

«Расскажи мне-я услышу, Покажи мне-я запомню, Дай мне сделать самому - я пойму!»

Слайд 7

Пальчиковые игры

Слайд 8

Слышу Вижу Делаю

Слайд 9

Пальчиковые игры

Слайд 10

Пальчиковый театр

Слайд 11

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира .

Слайд 12

« Ниткопись » -выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесенных на бархатную бумагу.

Слайд 13

Игры с прищепками

Слайд 15

Игры с крупами

Слайд 16

Средства развития мелкой моторики Пластилин Бумага Крупа, бусы, пуговицы, макароны Природный материал Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Куклы Песок Вода Карандаши, счетные палочки, спички

Слайд 17

Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 18

Шнуровки

Слайд 19

Игра-помощник нам, бесспорно Игре все возрасты покорны. Взаимодействие в игре Поможет понимать друг друга Нам стать внимательней, добрей, И разрешить вопрос досуга. Играйте с нами! Придумывайте сами! Играйте с друзьями! Удача за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...

Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству

Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? ...

Программа по дополнительному образованию по художественно – эстетическому развитию детей 4-5 лет. «Весёлые пальчики» (на развитие мелкой моторики)

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...