НОД "Зима - Лето" (с элементами ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Белова Светлана Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Зима – Лето»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Зима – Лето»

Программное содержание: Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа»; подарочная коробка; мольберт; цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация: игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Метод проблемной ситуации «Мозговой штурм».

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Ход НОД:

1. Мотивация.

Организационный момент. Игра психологической направленности «Приветствие» (1 мин.):

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сюрпризный момент. К детям приходит Знайка. Противоречия в зиме (3 мин.).

Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка. Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит. Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года. 

Воспитатель: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.

– Ребята за что вы любите зиму?

Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.

И в снежки играть можно, крепость из снега строить.

Лепить снежную бабу. 

Наблюдать за снегопадом.

Можно проводить опыты.

Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.

Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?

Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

Воспитатель: Выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.

2. Содержательная часть 1. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (2 мин.)

Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

Летом – жарко, а зимой

Дети: – холодно.

Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой –

Дети: листьев нет (или лежит снег). 

Воспитатель: Летом день длинный, а зимой –

Дети: короткий.

Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом – 

Дети: высоко.

Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой –

Дети: мало.

Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом –

Дети: кислая.

Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом –

Дети: сытно.

Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом –

Дети: песком, травой.

3. Физминутка «Сосулька» (1 мин.) 

Вниз головой висит сосулька. Руки внизу, пальцы шалашиком, острым концом вниз.

От солнца насморк у нее (вытирают нос).

То от тепла она заплачет (потирают глаза).

То платьице ушьет свое (ладонями проводят вдоль тела сверху вниз).

Придет мороз – заледенеет (обхватывают тело руками).

Немного за ночь подрастет (поднимают руки вверх, встают на носки).

Окрепнет телом, потолстеет (округлые руки по сторонам тела).

Тяжелой станет – упадет (приседают).

Пальчиковая гимнастика «Лето» (1 мин.)

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает.

Будем плавать, загорать,

И на даче отдыхать.

4. Содержательная часть 2

Дидактическая игра с мячом «Назови слова» (3 мин.)

Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава солнце.

Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.

Игра «Подбери признаки» (2 мин.)

Мяч передавай – слова-признаки называй.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: холодная, морозная, снежная, веселая.

Воспитатель: Лето какое?

Дети: жаркое солнечное, веселое, красочное.

Воспитатель: Снежинка какая?

Дети: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

Артикуляционная гимнастика «Звуки» (1 мин.)

Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

Как завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети: С – С – С – С!

Дыхательное упражнение «Снежинка» (1 мин.)

Воспитатель: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох).

Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

5. Проблемная ситуация (4 мин.)

Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке. Вы ребята, поможете мне?

Дети: Да, поможем!

Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья. Только переезжать никуда они не хотят.

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.

Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!

6. Итог. Рефлексия «Цветочная поляна» (1 мин.)

Воспитатель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки. Было неинтересно, скучно посадите синие цветочки.

Ребята, я вижу, что вам понравилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»

Занятие направленно на создание условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.Обучение навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».Развивает...

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ в подготовительной группе ("Системный оператор")...

технологическая карта педагогическое мероприятие с детьми "Путешествие из осени в лето" с элементами ТРИЗ-технологий"

технологическая карта педагогическое мероприятие с детьми "Путешествие из осени в лето" с элементами ТРИЗ-технологий"...