Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Уточнение и расширение словаря по теме "посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_pro_posudu.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

села Родино Родинского района Алтайского края

Конспект занятия

(непосредственно образовательной деятельности)

По теме: Путешествие в страну Посуды

                                                                Разработчик:

                                                              воспитатель

                                                                                            Яковлева Галина Ивановна

                                                                     

I квартал 2015 года

Конспект НОД

Педагог (ФИО): Яковлева Галина Ивановна

Образовательная область: речевое развитие    Возрастная группа: средняя возраст детей: 4-5 лет

Тема НОД: Путешествие в страну  Посуды

Цель занятия: Ознакомление с обобщающим понятием «посуда».

Задачи:

1.Уточнить и активизировать словарь по теме «посуда».

2.Познакомить с новыми для них словами: «молочник», «сахарница», «масленка», «чайная посуда», «столовая посуда». Упражнять в образовании  уменьшительно – ласкательной формы слова: кружечка, ложечка, кастрюлечка, сковородочка.

3.Развивать связную речь, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление.

4.Воспитывать воспитывать взаимовыручку,  культуру сервировки стола.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», «Маха – цокотуха».
  2. Чтение р.н. сказок «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль».
  3. Загадывание загадок Г.Томашевская «Загадки про посуду».
  4. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки».
  5. Игры с кукольной посудой в уголке.
  6. Рекомендации для родителей «Сервировка праздничного стола»

Ожидаемые результаты:

-активизация речевой деятельности детей,

-умение различать  и называть разные виды посуды,

-умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму слова,

-развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками,

-проявление эмоциональной отзывчивости,

-развитие способности создавать задуманные продукты.

Оборудование: Плакат с изображениями наложенных друг на друга предметов (чайник, кастрюля, чашка, блюдце, сковорода, молочник, маслёнка, сахарница). Плакат – дерево с посудой большого и маленького размера вместо листьев. Картинки (огурец, яблоко, кошка, лиса, мяч, голубь, петух) для д./ игры «Что лишнее».  Чайная посуда для сервировки стола: чашка, блюдце, чайник, молочник, масленка, сахарница, салфетница. Каждому ребенку  розетка с  разрезными картинками посуды, клей, листы бумаги. Кукла Федора.

Организационный момент, начало НОД:

Цель: заинтересовать детей и постараться включить их в работу на нод.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в НОД добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Ребята включаются в проблемную ситуацию добровольно из интереса к увиденному.

Дети заинтересованно смотрят на воспитателя. Задают вопросы: «А что они могут означать?».

Дети безбоязненно вносят свои предположения об увиденном. Называют  знакомые предметы посуды предметы, обводят их силуэты.

Дети заинтересованно смотрят на воспитателя. Задают вопросы: «А что они могут означать?», «Для чего они нужны?»

1. Психологический настрой детей на НОД.

Педагог предлагает детям встать в круг и проводит с ними игру «Дружба начинается с улыбки».

Цель игры: установление эмоционального контакта между педагогом и детьми, создание положительного настроя, развитие чувства единства.

Педагог объясняет правила игры.

 Я улыбнусь Оле и протяну ей руку. Оля улыбнется Саше и тоже протянет ей руку. Подарив друг другу улыбку, мы все возьмемся за руки.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

2. Проблемная ситуация:

Воспитатель обращает внимание детей на плакат.

Ребята посмотрите на плакат. На нем много пересекающихся линий.

Давайте сядем и рассмотрим  их.

Что изображено красной линией? Синей? Зеленой? Коричневой?

Обратите внимание на предметы обозначенные черным цветом. Интересно, что это?

Предлагая детям встать в круг, педагог тем самым приглашает детей к равному участию в работе и обсуждении на нод.

На плакате разным цветом изображены знакомые детям предметы посуды, наложенные друг на друга: чайник, кастрюля, чашка, блюдце, сковорода.

Черным цветом обозначены  новые предметы посуды: молочник, маслёнка, сахарница.

2. Основная часть нод.

Цель: познакомить с новыми для детей предметами посуды, вызвать у детей эмоциональный отклик.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети с огромным удовольствием соглашаются отправиться в путешествие.

Дети с удовольствием выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети с интересом разглядывают  плакат. Высказываются об увиденном, называя предметы посуд. Называют обобщающее слово.

Дети с удовольствием включаются в игру, вносят свои предложения по образованию уменьшительно – ласкательной  формы слова.

Мальчик, отвечая на вопрос педагога, думает, размышляет, ищет ответ на поставленный вопрос.

Дети испытывают чувство гордости, уверенность в своих силах.

Дети рассуждают, предлагают свои варианты отгадки.

Дети вспоминают сказку, с удовольствием высказываются по её  содержанию,  жалеют Федору.

Дают свои предположения об уходе за посудой.

Активно  включаются в игру, проявляют желание научить Федору  ухаживать за посудой.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети охотно соглашаются.

  Высказывают свои предложения.

Дети проявляют заинтересованность, размышляют, выдвигают предположения.

Девочка думает, выбирает знакомые ей предметы чайной посуды,  испытывает чувство гордости  от поручения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Они проявляют интерес к  новым предметам посуды.

Дети довольны, что  они гостеприимные хозяева.

Дети находят их, повторяют название, назначение.

Для того чтобы найти ответы на все интересующие вопросы, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Посуды.

Вы согласны? В путешествие мы отправимся на необычном транспорте, а, чтобы узнать на каком  именно отгадаем загадку:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)   

Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник. Садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну посуды.

 

Проводится физкультминутка « На ковре – самолете» с целью снятия усталости и восстановления положительного эмоционального состояния психики:

Мы садимся в ковер - самолёт,

Отправляемся в полёт.

Мы летим над облаками,

Машем папе, машем маме.

Видим, как течёт река,

Видим лодку рыбака.

Осторожнее: гора!

Приземляться нам пора.

Мы с вами  оказались в стране посуды.

Первая наша встреча с чудо – деревом.

Чудо - дерево растет,

Чудо – чудо – чудное,

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А ложечки да чашки

Поварешки на нем!

А что вы еще видите на этом чудесном дереве?

Как,  одним словом можно назвать все эти предметы?

Игра «Назови ласково посуду».

Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.

Все готовы, ребятишки?

И девчонки и мальчишки?

Игру дружно начинаем

Посуду ласково называем.

Игра «Что лишнее?» 

Закройте глаза.

Ваня, как ты думаешь, что изменилось?

Молодцы, вы отлично справились.

Нас  ждет гость, а  кто  узнаете, когда отгадаете загадку.

Убежали от грязнули

 Чашки, ложки и кастрюли.

 Ищет их она, зовёт,

            И в дороге слёзы льёт.

Появляется  кукла Федора.

Дети, вы узнали, кто это? Из какой сказки она пришла? Почему вся посуда  убежала от неё?

Ах, ты, несчастная Федора! Что же ей теперь делать?

Ребята, научим Федору, как надо ухаживать за посудой?

Игра с пальцами «Мы посуду перемыли»

1,2,3,4

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку,

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть- чуть сломали.

Так  мы маме помогали.

Федора.

Ох, не буду, ох не буду

Я посуду обижать.

Буду,  буду я посуду

И любить и уважать.

Игровое упражнение «Угостим бабушку Федору чаем.

Что постелем на стол?

Аня, что ты поставишь на стол, чтобы угостить нашу гостью чаем.

Молодец! Чашка с блюдцем – чайная пара.

Бабушка Федора любит сладкий чай. Это сахарница, в неё насыпают сахар.

Наша гостья пьёт чай с молоком. Его наливают в молочник. Из него удобно наливать молоко в чай.

Чтобы съесть бутерброд с маслом, нужна масленка. У масленки есть крышка.

Не забудем поставить салфетки.

Угощайся Федора Егоровна!

Давайте на плакате найдем эти предметы.

Вывод: Чай пьем из чайной посуды, для обеда используем  столовую.

Плакат с деревом, на котором вместо листьев посуда большого и маленького размера.

На дереве развешиваются картинки, не имеющие отношения в посуде.

Создание «ситуации успеха» для застенчивого ребёнка

Кукла Федора.

На столе стоят  предметы чайной, столовой посуды, маленький стол для сервировки, скатерть, салфетки.

Создание «ситуации успеха» для застенчивого ребёнка.

3. Заключительная часть нод:

Цель: закреплять у детей полученные знания в ходе нод.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети с удовольствием проговаривают слова.

Дети высказывают положительные эмоции.

Дети выполняют продуктивную деятельность.

Дети охотно рассматривают получившиеся работы.

Дети с удовольствием произносят слова ритуала.

Ну а теперь нам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр - самолёт и он отнесёт нас обратно в детский сад.

Ковер – самолёт лети поскорей,

Не  задерживай добрых и умных детей!

Вот мы снова в группе.

Понравилось вам наше путешествие?

Сегодня мы с вами узнали много нового, познакомились с новыми предметами чайной посуды. Все эти знания пригодятся вам.

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы, склеить чайную посуду, которую разбила Федора.

Наша встреча  подошла к концу. Посмотрите,  какая красива  посуда у вас получились. Вы справились с заданием, а это значит, что вы все были внимательные, очень добрые, отзывчивые. Будьте такими всегда.

Я предлагаю вам забрать ваши работы домой, чтобы показать их своим родителям и рассказать им о том, с какой чайной посудой вы сегодня познакомились.

Педагог прощается с детьми, используя ритуал прощания:

Цель: «переключение» детей с мероприятия на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя.

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо.

А теперь детвора 

Отдыхать и вам пора!

Все дети остались довольны занятием, а своим родителям дома рассказали, всё то, о чём говорили на занятии и показали им получившиеся работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...