Проект «Ум на кончиках пальцев»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Галина Борисовна Гаранжа

В проекте отражены направления и мероприятия работы с детьми младшего дошкольного взраста по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»  общеразвивающего  вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей»

                   

Проект

«Ум на кончиках пальцев»

                                 

                                                                                         Руководитель:                                                          

                                                                                     Гаранжа Галина Борисовна

                                                                                         воспитатель.

                                 г. Шарыпово  2017год

  Актуальность:

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста.      Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнять задание, его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги.

  Работая с детьми 3 -4 лет, я проанализировала условия в группе, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определённый набор пособий – шнуровки, различные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал, материал для изобразительной деятельности. Наблюдая за действиями детей, отметила напряженность движений, неточность при выполнении упражнений.

 Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

     Одним из эффективных способов развития моторики детей могут стать пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют  возрасту.

      Родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики и практически не играют с детьми в пальчиковые игры. Работа по проекту будет проходить в тесном контакте с родителями.

        Предполагаемый  проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, расширить словарный запас.

Вид проекта: творческий.

Место реализации: детский сад.

Участники проекта:

                                            1. Дети  младшей группы

                                            2. Воспитатель

                                            3. Родители

Продолжительность  проекта: долгосрочный  (полугодовой).

Цель проекта: Способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр, упражнений и совершенствовать условия для развития  мелкой моторики пальцев рук для детей младшего возраста.                                        

Задачи проекта:

  1. Способствовать овладению  детьми сложными упражнениями пальчиковой  гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями) и пальчиковых игр и упражнений с детьми в разных видах деятельности.
  2. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
  3. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.  
  4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
  5.  Воспитывать у детей эмоционально – эстетическое  и бережное отношение к игрушкам.  

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Этапы проекта.

Этапы

Содержание  работы

Продукт.

Сроки

выполнения

1.Подготовительный

Диагностирование детей. Проведение родительского собрания.

Перспективное планирование мероприятий.

Диагностические карты.

ноябрь

2.Основной

  практический

Подбор пальчиковых игр и упражнений для развития моторики

Осуществление запланированных мероприятий согласно перспективному планированию.

Конспекты занятий.

 Ноябрь – май

3.Заключительный

 Диагностика детей.

Презентация результатов проектной деятельности.

 Альбом пальчиковых игр, упражнений и гимнастики для второй  младшей группы.  

        май

           

Предполагаемый продукт проекта:

Создание альбома  пальчиковых игр, упражнений и гимнастики для детей 2 младшей группы.

Предполагаемый результат:

Усовершенствована предметно – развивающая  среда.

 Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребёнка.

   Формы работы с детьми:

   

1.Наглядный метод:

       Рассматривание иллюстрационного материала, дидактические игры.                    2. Словесный метод:

       Чтение  художественной литературы, беседы, проведение пальчиковых игр,           упражнений и гимнастики.                                                                                                  3. Практический метод:

       Организация продуктивной деятельности.

 Алгоритм  познания малышей;

           

Познание    ---------------    

удивление ---------

изучение---------------

---разглядывание--------

практические действия

--экспериментирование

                           Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание

2. Консультации, папки – передвижки

3. Беседы.

          Алгоритм ознакомления с пальчиковыми играми.

Упражнение, ---- постепенный ----- чёткое      ---   темп ---расслабление---комплекс

 Игра                      показ                 произношение                                         упраж- й.

   

 -----домашнее

         задание.

                                                                   

 Диагностика по методике   Е.С. Железновой,

                   М.М Кольцовой.

1.Езда по дорожке»

Ребёнку предлагается  «проехать по дорожке», провести машины по дорожке.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать по дорожке с помощью карандаша». Карандаш всё время должен двигаться по нарисованной на бумаге  дорожке, иначе получиться, что машина взлетела как самолёт или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов.

В (высокий)  -    если выезды за пределы дорожки  отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3раз.

С (средний) –       результат оценивается во всех промежуточных случиях.

Н (низкий) – если имеется больше 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии  выездов результат оценивается  как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия; очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту,

2.Перекладывание по одному мелкого предмета  (пуговицы, фишки 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку.

По сигналу уложить всё в коробку ведущей рукой – 15 секунд, другой рукой -20 секунд.

В – 15секунд.

С – 20 секунд

Н- больше 20 секуед.

3.Кулак, ребро, ладонь.

 Чередовать кулак, ладонь, ребро повторять одной рукой , другой, двумя руками одновременно

 выполнять 8раз..    

В – выполнено правильно

С-  ошибся 2раза

Н- больше 2 раз

4.Кольцо».

   Ребенок должен удерживать три пальца вместе в напряженном состоянии. Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

   Упражнение выполняется 3 раза.

   Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения  

   ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальца.

5.«Три богатыря».

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.

В – удерживает пальцы пока идёт счёт

С – удерживает пальцы 2раза                                                                                                                      Н-  удерживает пальцы 1раз

Сводный лист учёта уровня развития детей по мелкой моторике младшей группы «Василёк».

Общие показатели %

                 Мелкая  моторика.

                                    Итого.

 2017- 2018год.

      Начало

             Конец

        Высокий

        Средний

       Низкий

                 Перспективное планирование помесячно.

    №

            ТЕМА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

НОЯБРЬ

1.Пальчиковые игры: «Здравствуйте»

                                   «Сорока – ворона»

                                   «Этот пальчик дедушка»

                                   «Мишка косолапый»

2.Лепка: «Пряники»

             «Печенье»

3. Занятие по развитию речи

4. Раскраски

5.  Шнуровка « Бусы».

6. «Дорисуй картинку»

7.» Езда по дорожке»

   

Развитие мелкой моторики

Активизировать словарь через пальчиковые  игры.

Закрепить умение раскатывать

в ладонях  колобок.

Учить детей раскрашивать и дорисовывать карандашами не

выходя за черту.

декабрь

1.Пальчиковые игры и гимнастика

               «Пирог», «Большая стирка»,

                «Овощи», «На ёлке»,                    

                «Пальчики- мальчики».

  1. «Дорисуй картинку»
  2. Рисование пальчиками «Бабочка»
  3. Раскраски
  4. Рисование ладошками «Динозавры».
  5. Шнуровка «Домики», «Зонтик».
  6. Упражнение с прищепками

        «Ёжик»

  1. «Изготовление новогодний открытки».
  2. Упражнение «Раскрась макароны», «Нанизывание макарон на нитку».

  1. Занятие по развитию речи «Рассматривание  картины « Дед Мороз».

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Активизировать пальчиковые игры.

Развитие фантазии    пространственного и образного мышления.

Развитие мелкой моторики

пальцев рук.

Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения  между героями. Отвечать на вопросы воспитателя, слушать пояснения.

Январь

1.Пальчиковые игры и упражнения:

     «Баба снежная», «Замок», «Бочка», «Птичка  пьёт из бочки»,  «Мороз»,  «Зимние игры»

  «Ёлочка», Апельсин».

2. Упражнения «Дорисуй фигуру»,  «Провести

      зайчика к домику»,  « С прищепками»,

      «Сделай домики одинаковыми».

  1. Раскраски
  2. Шнуровка
  3. «Спят бумажные игрушки»
  4. Рисование ладошками и пальчиками    «Кактусы» , «Мишка»

   

Развитие мелкой моторики пальцев рук и воображения.

Развитие фантазии    пространственного и образного мышления.

Учить рисовать ладошками и пальцев рук.

Февраль.

1.Пальчиковые игры и упражнения.:

«За работу», «Мороз»,  «Зимние игры»

  «Ёлочка», «На работу»,»Сегодня из снежного кома».

2. Упражнения: «Дорисуй фигуру»,  «Провести  зайчика к домику»,  « С прищепками»,

      «Сделай домики одинаковыми.

3. Раскраски

4.Шнуровка

5. Рисование пальчиками и кулачками:

  «зайчик и солнышко»

  1. Аппликация «Паровоз», «Кораблик»

Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.

Учить рисовать ладошками и пальцев рук.

Развиваем воображение, нестандартное  мышление, логику.

.

Учить группировать однородные предметы.

Март

  1. Пальчиковые  игры и упражнения:

«Зайчик», «Очки», «Апельсин», «По воду»,

«Зимние игры», « Волшебник»,.

  1. Упражнения;

« Зачеркни лишнее», «Дорисуй картинку»,

«Обведи линии», «Помоги колобку добраться до дома».

      3. Раскраски

      4. Шнуровка

      5. Рисование пальчиками:

   «Петушки»

      6. Аппликация «Подарок маме»

      7. Лепка « Животные»

Развивать речь ребёнка через пальчиковую гимнастику. Активизировать словарь через пальчиковые игры.

Развиваем воображение, логику, внимание.

Развитие творчества.

Развивать пространственное и образное мышление.

Учить собирать целое из нескольких частей.

Учить из 2 частей лепить животное.

Апрель.

1.Пальчиковые  игры и упражнения:

«Добрый друг», «Засолка капусты», «Подарок мишке», «Наши пальчики», «Музыканты,»          «Добрый друг».»Птичка».

2.Упражнения;

« Зачеркни лишнее», «Дорисуй картинку»,

«Обведи линии», «Помоги колобку добраться до дома».

  3. Раскраски

 4. Шнуровка

 5. Рисование пальчиками:

   «Петушки»

 6. Аппликация «Птицы»

 7. Лепка « Птицы»

Развивать моторику пальцеврук.. Вызывать интерес и желание играть в пальчиковые игры.

Развиваем воображение, логику, внимание

Развитие творчества.

Развивать пространственное и образное мышление.

Учить собирать целое из нескольких частей.

Учить из 2  частей лепить животное.

Май.

1.Пальчиковые  игры и упражнения

«Музыканты», « Замок», « Солнышко», «Котик», « Капуста».

2.«Упражнения:

  «Помоги бабочке долететь до цветка», «Зачеркни неправильное», «Сделай рисунки одинаковыми», « Нарисуй дорожки».

  1. Шнуровка
  2. Рисование ладошками.
  3. Лепка.

Формировать положительно- эмоциональное отношение к игре.

Развиваем моторику воображение, нестандартное  мышление.

      Литература:

         А.Е. Белая, В.И.Мирясова   «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,  АСТ Астрель: Профиздат,2007.

      О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.

      М. Султанова   «Весёлые задания для детей 3 лет»,  О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.

      О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика».  Москва. АСТ  Астрель 2003

      С. Шанина, А. Гаврилова  «Пальчиковые упражнения  для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.

..                                                                                        

 

               ПРИЛОЖЕНИЕ

    Ритуалы начала  игры.

1.Доброе животное.

    Ребята встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: Мы одно

    большое  доброе животное. Давайте послушаем, как   оно дышит!»  Все

    прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа.

    «А теперь послушаем вместе!».

   Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад.  

  «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доб –

   рое сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.

2.Дружба начинается с улыбки.

    Дети сидящие в кругу берутся за руки, смотрят в глаза соседу  и молча

    улыбаются друг другу.

          Ритуалы окончания  игры.

1.Круг друзей.

   Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по

    очереди на всех.

2. Солнечные  лучики.

    Протянуть руки вперёд и  соединить  их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь  почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

3.Речёвка.

    Все мы дружные ребята.

    Мы ребята – дошколята.

    Никого не обижаем.

    Как заботиться, мы знаем.

    Никого в беде не бросаем.

    Не отнимем, а попросим.

    Пусть всем будет хорошо,

    Будет  радостно, светло.  

                                         

               

                            Работа с родителями.

Собрание: « Наши пальчики»

 Консультации: «Наши пальчики играют»

                           «Рука изучает мир вещей»

                           «Самомосаж кистей и пальцев рук»

                           «Комплекс мер, способствующих развитию движениям рук и

                                        ручной умелости»

Изготовление родителями шнуровки и пособий для застёгивания пуговиц.

 Приобрести раскраски, игры для развития мелкой моторике.

                                           

                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мир на кончиках пальцев"

Проект по теме "Умные пальчики» Статья отнесена к разделу: Работа с родителями«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»И. КантПояснительная запискаДавно уже необходимость развити...

Проект "Мир на кончиках пальцев"

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей является в настоящее время важнейшей социально - педагогической проблемой.Соврем...

ПРОЕКТ: «Мир на кончиках пальцев»

Актуальность разработки и реализации педагогического проектаВсе знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, р...

ПРОЕКТ «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...