Речь ребенка раннего возраста
статья по развитию речи на тему

Доношенко Надежда Николаевна
Речь в раннем возрасте период от года до трех лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи. Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который данным словом обозначается. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с элементарными просьбами. К 2 годам в словаре ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. В действительности разные специалисты называют разные цифры и не стоит привязываться к конкретному числу слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом. В возрасте двух лет малыш далеко не все звуки произносит правильно. Чаще всего проблема состоит в свистящих, шипящих и сонорных звуках. Дети раннего дошкольного возраста либо пропускают их в речи, либо заменяют. Развивается не только активный, но и пассивный словарный запас, а также улучшается понимание словесных инструкций: если в год это были простые одноэтапные инструкции вроде «дай мне кружку», то в два года ребенок способен понять и выполнить двухэтапную инструкцию «пойди на кухню и принеси кружку». К концу раннего возраста, то есть в три года, словарный запас ребенка включает порядка пятисот-тысячи слов. Большинство детей уже хорошо говорят предложениями, используя падежные формы, времена, числа. Так как речь в раннем возрасте является хорошим средством познания мира, родителям нужно быть готовым к многочисленным «почему» обо всем, что окружает малыша. Если же словарный запас ребенка слишком мал, он не может строить не только полноценные предложения, но и простые фразы, родителям рекомендуется обратиться к логопеду и неврологу, а также самим стимулировать речевое развитие детей раннего возраста.