Задержка речевого развития. Все в Ваших руках.
консультация по развитию речи на тему

Асташкина Юлия Радиковна

Задержка речевого развития (ЗРР) - это еще не приговор. Найдите время для занятия со своим ребенком и вы увидите плоды собственного труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

логопед советует:

Задержка речевого развития. Все в Ваших руках.

О задержке речевого развития сейчас говорят много. Подобное заключение стали писать в картах детей не только логопеды, но и педиатры. Психиатры и детские неврологи используют другой диагноз: ЗПРР (задержка психо-речевого развития).

Задержку речевого развития (ЗРР) ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.

Кого-то из родителей данные заключения (диагнозы) и аббревиатуры пугают, а кто-то не воспринимает их всерьёз. И первое, и второе – не совсем верная реакция на проблему. Есть и третья реакция мам и пап: они с упорством, достойным лучшего применения, пытаются доказать специалистам, что с речью их ребёнка дела обстоят хорошо. Родители начинают говорить нелицеприятные вещи в адрес логопедов, психологов и неврологов, затем, хлопнув дверьми, - уходят. Но проходит года три-четыре, и  перед школой, те же родители с ребёнком вновь оказываются пред ясными очами специалистов. Вот здесь и выясняется, кто был прав, а кто виноват...

 

 

Если заключение специалистов трёх-четырёхлетней давности оказалось верным, ребёнок в свои семь лет так и не смог самостоятельно справиться с речевыми проблемами. Сможет ли он нормально успевать в общеобразовательной школе? Конечно же, нет! Но это уже будет целиком на совести родителей. Перед ними встанут два варианта выхода из сложной ситуации: либо срочно нанимать репетиторов в лице логопеда и учителя начальной школы; либо отдавать ребёнка в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Каков вывод? 

Первое: родители должны в какой-то момент наступить на горло собственному самолюбию и признать, что с речью их ребёнка не всё в порядке.

 Второе: прислушаться к мнению специалистов и следовать их советам.

Третье: какие бы проблемы не были у ребёнка, они решаемы, и многое в их решении зависит от родителей.

А теперь о том, что должно насторожить родителей, и что можно расценивать, как задержку речевого развития, а в последствие – как общее недоразвитие речи.

В возрасте от 0 до 3 месяцев малютка не реагирует на звуковые сигналы (погремушка, звонок, голос), не поворачивает голову в сторону источника звука, у него нет «комплекса оживления» (забавное энергичное подёргивание ручками и ножками), когда вы весело разговариваете с ним, играете; он не агукает, не гулит.

4 – 7 месяцев: кроха по-прежнему не реагирует на звуки, не проявляет интереса к звучащим игрушкам, не играет с погремушками. Он не пытается голосом привлечь внимание взрослого, не гулит, не лепечет. Единственная его голосовая реакция – громкий плач.

8 - 12 месяцев. Ребёнок очень вяло и неохотно реагирует на звуки, не понимает обращённой к нему речи; не может показать, где у него или у мамы носик, ротик, глазки и т.д. Кроха не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в сторону того члена семьи, которого назвали: «Где мама (папа, деда)?». Он не пытается повторить за взрослыми простейшие слоги или слова типа: ма-ма, па-па, дя-дя, "бух!", «дай!», «на!», не играет в «ладушки», не проявляет радости, когда взрослые обращаются к нему, играют с ним.

1 – 2 года. Ребёнок не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Куда (откуда) ты идёшь?», «Что тебе дать?». Даже дать однозначные ответы типа «да» или «нет» он затрудняется. В речи могут присутствовать лепетные (аморфные) слова типа «биби», «ди», «ням», «гу», «ля», «дя» и т.д. Малыш не показывает на картинках знакомых персонажей, когда вы просите: «Покажи, где лисичка?», «Где у неё хвостик?», «Где сидит зайка?» и т.д.

2 – 3 года. Малыш неохотно идёт на речевой контакт даже с близкими людьми. Он не может показать, где верх, где низ, что значит впереди, сзади. В активной речи по-прежнему использует только аморфные слова. Звукоподражания (мяу, ав, и-го-го, ме, ку-ку и т.д.) воспроизвести не может, цвета путает, не понимает обращённую речь, не может выполнить поэтапно многоступенчатую инструкцию типа: «Возьми газету и отнеси её папе» (при этом берёт или не тот предмет, или относит газету не по назначению). Может присутствовать искажённая фраза: «Ди ля» (Идём гулять), «Дя м» (Дай мяч), «И бу» (Не буду), «И тю» (Не хочу!).

3-4 года. Ребёнок может более или менее внятно произнести только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] (и то не всегда!). Остальные согласные в речи либо пропускает, либо произносит искажённо. Простейшая фраза строится без учёта падежных, личных окончаний, предлоги или не употребляет, или воспроизводит только гласную: «Дём а уи» (Идём на улицу), «Мати а дее» (Мальчик за деревом), «Би еи а ои» (Машина едет по дороге). Начинает показывать по картинкам отдельные предметы, понимает обращённую речь, но цвета по-прежнему путает. Построить простенький рассказ или пересказать сказку типа «Курочка Ряба» не получается.

Вот примерно такая картина задержки речевого развития по возрастным периодам. Может быть чуть получше, а может и много хуже…

Что делать родителям? Не откладывая проблему в долгий ящик, определить своё чадо в детский сад КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, специализирующийся на работе с речевыми (а точнее – плохо говорящими) детками. В такие детские сады детей принимают уже с двух лет.

Для ранней коррекции задержки речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:

Для стимулирования речевой активности - во всякого рода «непонималки». Неговорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же придётся.

Возьмите за правило ежедневно, примерно через полчаса после завтрака, заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой перед зеркалом. Продолжительность занятий 5 -10 минут.

 В последующие занятия, проводимые также в игровой форме, включите такие задания:

 ходьба с предметами и без них «Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка», упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки», «Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ...» Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»). Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.

Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».

Уточняйте с малышом произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры [л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на шестом году жизни, и то после продолжительной предварительной работы.

Игры по вызыванию звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в -…», «Как мычит коровка? Му-у-у…», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у -…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.

Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный словарь ребёнка (при условии, что взрослый всё это будет называть и показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то «оречевлять», попытается составить простое предложение. А по приходу домой надо будет при непосредственном участии ребёнка что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ из двух-трех предложений. О том, как строить комплексную логопедическую работу по различным лексическим темам («Времена года», «Домашние и дикие животные» и т.д.) родители также узнают из соответствующего раздела нашего сайта («Комплексная работа над речью по лексическим темам»).

Игровые занятия по построению фразы (предложения) строятся так, чтобы максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для введение в речь ребёнка предлогов (В, ИЗ, ПО),  предполагают выполнение инструкций:: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку, по водичке».

Песок понадобятся и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие): дом-домик, дерево-деревце, цветок-цветочек, собака-собачка и т.д. Так вводятся в речь ребёнка с ЗРР слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся детям!

Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».

Проводя занятия с ребёнком, почаще обращайтесь к вещам и объектам, которые его окружают. Так, посвятив занятие домашним животным, обращайте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома, говорите, какую пользу приносят домашние животные. Не лишним будет подражать повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?», «Как лошадка цокает копытцами?». Работая по теме «Перелетные птицы», включите запись голосов перелетных птиц, рассмотрите картинки с их изображением, обсудите строение тела птицы. Очень благодатны для работы над речью темы «Овощи» и «Фрукты». У многих семей есть дачные участки, где растут овощи и деревья. Прибывая на даче, не забудьте всё это рассмотреть и обсудить с малышом, дайте ему попробовать свежие овощи и фрукты, покажите приготовление сока, различных блюд из овощей и фруктов. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.

Родители знают, что на наших ладонях и стопах расположены биологически активные точки, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок в носочках ходит, держась за руку взрослого.

Устройте для ребёнка (хотя бы раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?», «Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки». Эта предварительная работа необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления, активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать в соответствии с той лексической темой, которую вы отрабатываете на данной неделе. Например: по теме «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц), это сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя»; по теме «Домашние животные» (кошка, собака, петух, курица) – сказки «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» (К. Паустовского). Родители могут и сами сочинить сказку для своего крохи, так будет даже интересней.

Во время представления куклы (оречевлённые взрослыми) обращаются к маленькому зрителю с вопросами по сюжету сказки. Это побуждает его к речевым высказываниям. Ребёнку очень нравится повторять за персонажами слова, слова песенок. Малыш должен свободно общаться с куклами и игрушками, танцевать с ними. Такие домашние спектакли всегда вызывают у малыша живой интерес. По окончании спектакля родителям следует побеседовать с ребёнком по его содержанию.

В настоящее время видеоаппаратура вытеснила диапроекторы, а жаль. Преимущества диафильма в том, что каждый кадр можно остановить, побеседовать по нему, есть возможность вернуться к предыдущему кадру. При этом кадры могут быть озвучены не только взрослым, но и ребёнком. Так что, если в доме на антресолях пылится старенький диапроектор и плёнки диафильмов, достаньте их и используйте всё это богатство для работы с ребёнком.

Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и сам научился ей пользоваться. Увеличился его словарный запас, а грамматическое оформление речи приблизилось к норме.

Терпения Вам и Вашим деткам!

Логопед МБДОУ№ 18

Юлия Радиковна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...