Развитие речи в онтогенезе
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Козлова Светлана Александровна

Основной проблемой дошкольного детства является развитие речи. В последние годы заметно увеличиловь число детей, нуждающихся в помощи учителей-логопедов. Для оказания ранней помощи, прежде всего, необходимо знать закономерности развития речи в онтогенезе, вопросам которой и посвещена данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki_v_ontogeneze.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексики в онтогенезе

Речь ребенка не является врожденной способностью, а ее развитие в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и является показателем его общего развития. С помощью речи ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функции общения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром, через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослого с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт со взрослым и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе с помощью звуковой символики. Ребенок подключается в речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной конкретной ситуацией.

Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освящается в различных аспектах психофизиологическом, психологическом, лингвистическом.

Ранний этап формирования речи.

Процесс овладения словом рассматривается в работах таких авторов, как Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

В конце первого, начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу приобретает словесный раздражитель. На начальной стадии реакции на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность. Многократное повторение нового слова способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, состоящие в основном из ударных слогов.

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации. В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе. Л.С. Выготский писал: ««Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным срезом возникает первый знак,  как на основе рефлекторного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения”.

Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельностью в онтогенезе. На начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является свойством самого предмета. Л. С. Выготский называл этот этап развития значения слова «удвоением предмета». На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его полном значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 лет отмечается явления сдвинутой референции. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. По мере развития словаря, значение слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми, дети усваивают, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу.

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, которые связаны с конкретным предметом.

К концу второго года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств- имен нарицательных. Прилагательные в лексиконе ребенка употребляются без согласования с существительными, чаще в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода  (Н.Г. Андреева).

В возрасте 3 лет, дети начинают усваивать слова, второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, одежду, посуду) передающие обобщенно названия предметов, действий в форме имен существительных.

В возрасте 5-6 лет дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения (деревья, цветы, растения), глаголы- движения: бег, плаванье, полет, качественные прилагательные - белый, черный), которые являются более высоким уровнем общения для слов второй ступени обобщения. Дети, употребляют новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

К подростковому возрасту, дети оказываются способными усваивать и домысливать слова четвертой степени обобщения, такие как состояние, признак, предметность и так далее.

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре 4-х летнего ребенка наблюдается 50,2 %-существительных, 27,4 % глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % -наречий, 1,5% - числительных, 1,2%- союзов, 9,9% -предлогов, и 0,9 междометий и частиц.

Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах (М.И.  Оморокова).

Слова в лексиконе ребенка являются не изолированными, а соединяются смысловыми связями, отражая сложную систему семантических полей.

А.И.Лаврентьева у детей от года до четырех лет выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50).

Словарный запас на втором этапе начинает быстро увеличиваться. В сознании ребенка формируется некоторая система слов, относящаяся к одной ситуации, образуются группы слов. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других. А.И.Лаврентьева определяет этот этап как ситуационный, а группы слов – ситуационные поля.

Третий этап формирования лексической системы определяется как тематический этап, когда ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Объединение слов в такие тематические группы способствует развитию лексической антонимии (большой – маленький), (хороший – плохой). Словом «большой» дети часто заменяют все варианты параметров прилагательных (длинный, толстый, высокий) и др. (А.И.Лаврентьева).

На четвертом этапе развития лексической системы возникает явление синонимии. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т.к. словарь ребенка обогащается за счет производных слов. Согласно гипотезе Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического, которые находятся в динамическом взаимодействии. Исследование показало, что у детей младшей группы преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования еще только начинается. В средней группе преобладает словообразовательный уровень (отмечено наибольшее число слов - неологизмов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"

Активизация знаний педагогов  по логопедии....

развитие речи в онтогенезе

этапы развития речи...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

РЕЧЬ не является врожденной способностью, а развивается в процессе ОНТОГЕНЕЗА (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развит...

Развитие речи в онтогенезе.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни). Для того чтобы выявить патологию речи, необходимо...