Необычные истории
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Тухватуллина Гульнара Самигулловна

Способствовать развитию речи детей раннего возраста в процессе сюжетно-игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnye_istorii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Необычные истории

Комплекс игровых занятий с детьми от 1,5 до 3 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:

Тухватуллина Гульнара Самигулловна,

воспитатель

Пояснительная записка

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ж.Б. Эльконин и др.).

Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что при поступлении в детский сад более 50 % детей в возрасте от 1,5 до 2 лет имеют минимальный словарный запас, затрудняются в понимании речи, неохотно вступают в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей раннего возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. В последнее время многие педагогические и образовательные издания публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен четкий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.

Советские психологи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Анализ возрастных особенностей детей раннего возраста показывает, что им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры дети достаточно долгое время могут оставаться сосредоточенными. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес. Поведение детей носит ситуативный характер и почти всегда складывается из импульсивных поступков. Детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость; преобладание зрительно-эмоциональной памяти и наглядно-действенного мышления.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. В игре у детей развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.  Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера о том, что видит, с чем действует.

В основу разработки комплекса игровых занятий легла идея о необходимости создания таких условий, которые будут стимулировать активное речевое высказывание ребенка, способствовать оречевлению познавательного интереса в процессе познавательно-игровой деятельности на основе предлагаемого сюжета.

Комплекс игровых ситуаций «Необычные истории» предназначен для работы с детьми 1,5-3 лет и включает в себя: 

- цели и задачи обучения и развития; основные принципы и подходы к организации детской деятельности; планируемые результаты и способы их оценки; условия реализации;

- поэтапную систему работы, примерную структуру образовательной деятельности;

- приложения – тематический план обучения; примерные планы занятий с детьми; описание игровых ситуаций.

Цель: способствовать развитию речи детей раннего возраста в процессе сюжетно-игровых ситуаций.

Основные направления деятельности:

- речевое развитие

- стимулирование познавательной активности в игровой деятельности

Задачи:

в речевом развитии

образовательные

  • обогащать словарный запас основными частями речи – существительными, прилагательными, глаголами;
  • способствовать овладению навыками ведения элементарного диалога – понимание вопроса, формулировка ответа на основе поставленного вопроса, свободный комментарий;
  • поощрять спонтанные высказывания ребенка, возникающие по ходу сюжета игровой ситуации, вызванные затруднением или интересом;
  • поощрять желание ребенка комментировать свои действия при помощи короткой или развернутой фразы, единичных слов или междометий;
  • использовать методы опосредованной помощи педагога ребенку при оформлении речевого высказывания.

в развитии игровых навыков

образовательные

  • активно включать детей в совместную игровую деятельность с детьми под руководством взрослого;
  • поощрять желание ребенка выполнять игровое действие в соответствии с сюжетом и логикой ситуации, сопровождать действия речью;
  • формировать игровые умения, т.е. оперировать предметами и предметами-заместителями в соответствии с сюжетом ситуации и игровой задачей;
  • учить выполнять игровые действия в соответствии с принятой игровой ролью.

развивающие

  • способствовать развитию понимания обращенной речи в разных ситуациях – от первого лица, от лица персонажа;
  • развивать воображение, память, мышление, слуховое и зрительное восприятие в процессе решения сюжетно-игровой задачи;
  • стимулировать познавательную и речевую активность.

воспитывающие

  • воспитывать культуру общения в предлагаемой ситуации и переносить в повседневную жизнь (умение слышать и слушать высказывания взрослого и сверстников, выполнять действия в определенной последовательности, не перебивать, не отбирать игрушки и т.д.);
  • воспитывать культуру речи (не кричать, говорить спокойно в среднем темпе и т.д.);
  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость к сверстникам и персонажам.

Планируемые результаты

К концу года ребенок:

  • использует в речи существительные, прилагательные, глаголы;
  • ведет элементарный диалог – понимают вопрос, формулируют ответ на основе поставленного вопроса, отвечает на вопрос взрослого;
  • свободно или с небольшой помощью взрослого комментирует собственные действия и действия, происходящие в рамках игрового сюжета;
  • комментируют свои действия при помощи короткой или развернутой фразы, единичных слов или междометий;
  • активно включаются в совместную игровую деятельность с детьми под руководством взрослого;
  • выполняют игровое действие в соответствии с сюжетом и логикой ситуации;
  • оперируют предметами и предметами-заместителями в соответствии с сюжетом ситуации и игровой задачей;
  • выполняют игровые действия в соответствии с принятой игровой ролью.

В основу комплекса игровых занятий положены следующие принципы:

- развивающий характер обучения, где все виды деятельности носят практико-ориентированный, исследовательский характер в «зоне ближайшего развития» ребенка;

- учет индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей ребёнка, в том числе особенности развития познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти); использование произведений, рекомендованных для данного возраста и др.;

- последовательность и постепенность, т.е. когда содержание деятельности обеспечивает поэтапное овладение и накапливание представлений; умение использовать полученные способы действий в новых условиях (в данном случае – в рамках нового игрового сюжета).

Основные подходы

Взаимодействие педагога с детьми строится на основе деятельностного подхода, который носит личностно-развивающий и гуманистический характер, где:

- ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия; они равны по значимости; каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее;

- ребенок является инициатором выбора деятельности, а взрослый стимулирует, поощряет и поддерживает его самостоятельность, помогая преодолеть затруднения;

- личность ребенка и его право на выбор встречают уважение со стороны взрослого.

Психолого-педагогические условия реализации

Мотивации предстоящей деятельности: игровая, проблемно-игровая.

Поощрение проявлений самостоятельности в выборе игрового и дидактического материала.

Поощрение проявлений и попыток самостоятельного творческого мышления в процессе игровой деятельности.

Структура сюжетно-игровой ситуации

  • педагог знакомит с персонажем;
  • постановка проблемы;
  • постановка игровой задачи;
  • выбор способов решения.

I этап: подготовительный

Цель: знакомство с персонажем.

Роль взрослого: показывает персонаж, объясняет ситуацию, мотивирует детей, организует их.

Используемые методы: показ, рассказ.

Деятельность детей: действуют по показу.

II этап: организационно-целевой

Цель: постановка проблемы.

Роль взрослого: подводит детей к пониманию проблемы.

Используемые методы: беседа, рассказ

Деятельность детей: отвечают на вопросы, рассматривают

III этап: поисково-игровой

Цель: постановка игровой задачи.

Роль взрослого: подводит детей к решению игровой задачи.

Используемые методы: беседа, анализ, классификация предметов., стимулирование

Деятельность детей: исследование объектов

IV этап: свободная игра

Цель: выбор способов решения

Роль взрослого: организует и направляет на выбор способов решения

Используемые методы: рассуждение, поощрение, стимулирование

Деятельность детей: под руководством взрослого находят способы решения проблемы.

Система работы

Последовательность введения игровых ситуаций:

I блок

Игровые ситуации с бытовым сюжетом:

  • с использованием личного опыта;
  • основаны на бытовых действиях;
  • направлены на решение конкретной проблемы, доступной пониманию ребенка.

Например, игровая ситуация «Кукла заболела»

Цель: Учить выполнять игровые действия, подбирать атрибуты для игры. Формировать элементарные представления о здоровье, правилах личной гигиены.

Проблема: «Что случилось с куклой?». Воспитатель ведет диалог с куклой. Подводит к пониманию того, что с куклой что-то случилось.

Игровая задача: подвести детей к выбору путей решения.

- что же с ней случилось?

- может у нее платьице порвалось? Нет.

- может она чего-то боится? Нет, говорит, что всех вас любит.

- может у нее что-то болит? Давайте у нее спросим.

Игровой сюжет: Воспитатель в ходе игровой ситуации подводит детей к пониманию, что именно случилось с куклой. С помощью наводящих вопросов, дети приходят к выводу, что кукла заболела. Опираясь на личный опыт, предлагают пути решения данной проблемы (надо померять температуру, вызвать доктора, дать лекарство и т.д.)

II блок

Игровые ситуации с объектами социального окружения:

  • события из повседневной жизни;
  • основаны на значимости объектов социального окружения;
  • направлены на решение конкретной проблемы, доступной пониманию ребенка.

Например, игровая ситуация «К нам приехал доктор»

Цель: Совершенствовать игровые навыки детей, учить брать на себя роль и выполнять игровые действия в соответствии с ролью. Способствовать обогащению социального и игрового опыта детей.

Проблема: «Кто же будет лечить зверей, если доктор уехал?»

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, ежика – и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать?

Игровая задача: решение конкретной проблемы

Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Катя, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет. (Роль медсестры выполняет педагог)

Игровой сюжет: Проводится прием больных. Доктор слушает больных, смотрит горло, измеряет температуру, дает лекарства. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, делает уколы.

III блок

Игровые ситуации на основе воображаемого сюжета:

  • условные действия с игрушками и предметами-заместителями;
  • ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы.

Например, игровая ситуация «Игры с Жучкой»

Цель: Формировать умение выполнять условные действия с игрушками

Особенности взаимодействия педагога с детьми

- Педагог выступает в разных ролях:

- Образец для подражания.

- Партнер и помощник в совместной деятельности.

- Главный ценитель достигнутого результата.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

В групповой комнате имеются игрушки и различные материалы, способствующие созданию игровой ситуации (куклы, машинки, конструкторы, фигурки животных и птиц, игрушки на бытовые темы и др.). Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): кухонный гарнитур, стол, стулья, диван, кровать, набор столовой и чайной посуды, предметы домашнего обихода.

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной емкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как теплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, величина), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Особенности организации

Деятельность по речевому развитию в процессе игровых ситуаций организуется с детьми от 1,5 до 3 лет в образовательной деятельности в режимные моменты в соответствии с циклограммой на месяц от 2 до 4 раз в месяц. Срок реализации программы рассчитан на 1 год.

Игровая ситуация организуется со всей группой детей. Главной особенностью, является введение персонажа, который будет способствовать развитию умения вести диалог, комментировать свои действия.

Последовательность зависит от усвоения детьми материала, от интереса в данной ситуации. В случае, если в предлагаемой педагогом ситуации не вызывает у детей никакого интереса, педагог прекращает развитие сюжета и переходит к другой ситуации, которая будет наиболее интересна детям.

Способы оценки планируемых результатов

- Педагогическое наблюдение – основной метод оценки овладения навыками игровой и речевой деятельности позволяет проследить творческие проявления в ситуации обучения, самостоятельной деятельности и активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Анализ детской деятельности осуществляется по субъективным показателям по двум направлениям: речевая; игровая.

Периодичность фиксации наблюдений: после каждой игровой ситуации в журнале наблюдений педагог фиксирует заинтересованность каждого ребенка.

Способы фиксации результатов наблюдений (приложение 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Необычная история"

Игра-путешествиедля детей старшего дошкольного возраста«Необычная история,которая произошла с детьми  в   г.Раменское»...

Авторская сказка "Необычная история"

Проба пера юного сказочника....

Тема занятия: « История необычного камешка»

Цель: создание  социальной ситуации в процессе познавательно-исследовательской и художественно-эстетической  деятельности детей для ознакомления с одним из народных промыслов мордовского нар...

музыкально-театрализованное развлечение "Маленькие истории необычной планеты" для детей подготовительной группы

музыкально-театрализованное развлечение "Маленькие истории необычной планеты"...

Конспект занятия по «Художественно-эстетическому развитию», раздел «Музыкальная деятельность», для детей 6-7 лет с ТНР «Необычная история»

      Занятие построено по классической схеме. В нем происходит поочередная последовательность различных видов музыкальной деятельности. Все его содержание пронизано необычной по...

«Сторителлинг, или необычные истории об обычном»

Сторителлинг это педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания...