Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Вишнивецкая Наталия Андреевна

Непосредственно-образовательной деятельности

по освоению образовательной области «Речевое развитие»

с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ

Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям________________________________________

 

Задачи:

• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

 

• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.

 

• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

 

• Развивать творческое мышление, память, внимание.

 

 

• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kot_bayun_2_-_kopiya.docx48 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательной деятельности

по освоению образовательной области «Речевое развитие»

с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ

Тема:

Возрастная группа детей старшая группа____________________________________

Педагог  Вишнивецкая Наталия Андреевна____________________________________

Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям________________________________________

Задачи: 

• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.

• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

• Развивать творческое мышление, память, внимание.

• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):

Этап занятия

(структурные компоненты деятельности)

Действия участников НОД

Деятельность педагога(содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д)

Деятельность детей(действия, примерные ответы)

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

5 мин.

1.1.

Организационный момент

Организация направленного внимания

Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение: «Мне нравится, когда…»

- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости»

Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

2 мин.

1.2.

Коммуникативная деятельность

Игра «Да-нетка»

- У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

- Но это не все гости, ещё один загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он.Я предлагаю поиграть в  игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет».

Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный. –персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн.

Как вы думаете, что означает его имя –Баюн? Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать.

Он очень любит разные байки да загадки.

Дети обращаются к гостям со словами приветствия.

Дети  по очереди задают вопросы, например:

- Это животное?

- Это дикое животное?

- Это домашнее животное?

- Это животное живёт в доме с человеком?

- Это собака?

- Это кот? (ДА)

Высказывания детей.предположения.

3 мин.

2.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

16 мин.

2.1.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

- Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать иго просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:

«Какой?–Что такое же?»,используя слова-связки «как» или «но не».

Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» (например:«Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)

Признак

«как»

«но не»

Объект

по вкусу  сладкое

груша

по форме круглое

мяч

2.2.

Коммуникативная деятельность

- Ребята,  так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется?

Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.

В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки..

- Это загадки.

2.3.

Динамическая пауза

«Веселая физминутка»

 ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

2.4.

Совместная деятельность педагога с детьми

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок

- Кот Баюн слышал, что мы с вами тоже умеем составлять  загадки.

- Вспомним алгоритм составления загадок….

Выставляются модели в помощь детям

признак

Имя признака.

Какой?

Что бывает такимже?

Цвет

Часть

действие

2.6.

Самостоятельная деятельность детей

Составление загадок по алгоритму с помощью модели

- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну.

Мы разделимся на команды. Кот- Баюн приготовил нам картинки объектов о которых бы он хотел составить загадки. Н-р:

Елка

признак

Имя признака.

Какой?

Что бывает такимже?

Цвет

зеленая

лягушка

действие

растет

гриб

Похож

на

пирамидка

Но в нее не играют

Иголка. т.д

признак

Имя признака.

Какой?

Что бывает такимже?

Цвет

Часть

действие

Дети делятся на команды 2-3.и составляют загадки на предложенные объекты

( карточки)

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3 мин.

3.1.

Рефлексия деятельности и содержания программного материала

Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку  к Коту – Баюну.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

Продуктивная деятельность

Рисование.

3.2.

Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Зайку бросила хозяйка»

Уважаемые коллеги! Для тех, кто интересуется использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий (в частности пальчиковая гимнастика) в детском саду представляю конспект для детей ...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».

Цели:1. учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.2...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...

Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик".

Цель: Развивать у детей связную речь.ОбразовательныеРазвивающиеВоспитывающиеУпражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учит...